Приемы, которые формируют доверительные отношения между взрослым и ребенком


1. Показывайте ребенку, что вы его понимаете (прием «Отраженное выслушивание»):

  • демонстрируйте, что вы слышите собеседника, с помощью слов и вопросов «да», «угу», «а что потом?», «и что же?» и т. д.;
  • позволяйте ребенку выражать его собственные чувства; если ребенок не склонен делиться своими переживаниями по ходу рассказа, помогите ему: «Я обычно пугаюсь в таких случаях» или: «Я бы встревожился»;
  • докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение, например, коротко пересказав суть: «Это здорово и заслуживает уважения, когда человек находит в себе силы для того, чтобы…».

2.    Внимательно следите за лицом ребенка, его мимикой, Жестами, языком тела. Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.), но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют поведению, всегда полагайтесь на второе. И обязательно «возвращайте» ребенку увиденное, не оставляйте свои наблюдения при себе в качестве «секретного оружия». Например, пусть малыш услышит от вас: «Когда ты говоришь об этом, слезки на глазах появляются. Наверное, это важно для тебя?!».

3.    Выражайте свою поддержку и поощрение не только Словами: подключайте улыбку, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке. Не похлопывайте ребенка но голове — этот жест может расцениваться как пренебрежение.

4.    Выбирайте правильный тон для своих ответов. Помните, что то, как вы говорите, влияет на смысл ваших слов. Избегайте безапелляционных или саркастичных интонаций — дети могут расценить это как негативную оценку своих действий и замкнуться в себе.

5.    Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!», «Здорово!», «Надо же, я бы точно не догадался!» и т. п.

Взрослый, который освоит эти несложные пять приемов, сможет легко научить им ребенка, что позволит малышу активно общаться со сверстниками, иметь свое мнение и корректно отстаивать его. Подчеркнем еще раз, что дети сначала должны обрести свое собственное мнение внутри семьи, почувствовать родительское уважение к своим суждениям. Только после этого они научатся проявлять и отстаивать свои суждения в общении со сверстниками. Вселить в ребенка уверенность в своих силах может помочь сказка.

alt

Как Зайка выращивал морковку

 

Задумал однажды Зайка вырастить морковку. Большую, оранжевую, хрустящую. Вскопал Зайка огород, посадил семена, полил грядку из лейки. Стал ждать, когда же морковка вырастет. До вечера морковка не выросла. Пошел Зайка спать. А утром увидел, что вся грядка разрытаптицы ночью вытащили и склевали все семена. Расстроился Зайка очень. Сел на скамейку и заплакал. Шел мимо Ежик по своим делали

—    О чем, Зайка, плачешь? Чего слезы льешь?

—    Как мне не плакать, как слезы не лить? Посадил я морковку, чтобы выросла она большая, оранжевая, хрустящая. А ночью прилетели птицы, склевали все семена. Ой, горе мне, горе!

—    Зайка-Зайка, тоже мне, горе! Накрыть надо грядку чем-нибудь: и семечкам тепло, и птицы не доберутся!

Задумался Зайка: «И топравда!», вытер слезы и снова принялся за работу: посеял семена, полил грядку, накрыл ее пленкой. На утро выбежал Зайка в свой огород и видит, что ночью был ветер и унес гренку. Птицы снова прилетели и склевали семена. Опечалился Зайка пуще прежнего, горько-горько заплакал:

—    Не растет у меня морковка… Не буду я больше сеять! Ничего у меня никогда не получится!

—    Э-эх… молодо-зелено,сказал сосед-медведь, знатный огородник.Не растет у него ничего, придумал тоже!

—    Ничего не придумал, не получается у меня растить морковку и не получится!

—    Пугало тебе надобно поставить! Птицы испугаются и не станут семена клевать! Вырастет у тебя морковка всем на загляденье!

—    Пугало?!Зайка стукнул себя лапкой по лбу.Конечно, как же я раньше не додумался?

Смастерил Зайка пугало: голову из кастрюли сделал, курточку свою старую надел на палку, а к концам палки на веревочке консервные банки привязи, чтобы шумели.

Птицы с тех пор облетали Зайкин огород сторонойпугали боялись. Зайка за морковкой ухаживал: полол грядки, поливал, рыхлил. Урожай на славу получилсякаждая морковка большая, оранжевая, хрустящая.

—    Вот, Зайка, а ты говорил, что ничего у тебя не получится,сказал Ежик, помогая Зайке собирать урожай.Хотел все бросить.

—    Эх, молодежь-молодежь, всему вас учить надо,добродушно пробасил медведь из-за забора.Так не получилось, надо попробовать по-другому, а они сразу и лапы опускать, мол, не получится. Если очень чего-то хочешьобязательно получится!

—    Точно, теперь я это знаю,радостно сказал Зайка и откусил от самой большой оранжевой и хрустящей морковки огромный кусок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт