Когда малыш достигает этого возраста, социальная ситуация полного единения ребенка с мамой взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. Теперь маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Речь двухлеток и годовалых малышей уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. При этом слова еще ситуативны — лишены постоянных значений. Одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.
Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет, как держать ложку, как надеть очки, как пользоваться расческой и т. д. Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Таким образом, общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.
Сказка для ребенка от года до двух лет должна быть более протяженной по времени, в сюжет нужно включать активные действия самих детей, элементы драматизации. У малышей уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием вслед за взрослыми подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.
Посредством сказки можно научить малышей нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также продолжать расширять общий кругозор. В этом возрасте можно рассказывать сказки, связанные с определенными ритуалами, например:
Сказка, сопровождающая чистку зубов
Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их… Открывайся,ротик-домик! Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого и их спинки тоже. Зубкам щекотно, пни смеются. После щетки пришла водичка и ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!