X

Тезаурус — предыдущие знания

Допустим, что все понятия и все смысловые блоки прочитываемого текста понятны. Читатель или слушатель знаком с их значениями, прекрасно представляет образы каждого понятия в отдельности, и даже некоторые слова и словосочетания вызывают чувства или ощущения. Можно ли отсюда утверждать, что читатель или слушатель правильно поймет смысловое содержание текста? Совершенно необязательно! Вот «текст», состоящий из слов, знакомых даже школьнику: «Увеличение объемов звука тишины привело к тому, что вода стала удерживать планы написания цветка. Несмотря на это, звук больше никогда не торопили параллельно пище». Понять смысл этого «текста» в рамках любой предметной области, например, с точки зрения математических или просто бытовых рассуждений, с позиции спортсменов, экономистов и пр., невозможно. Конечно, в каком-нибудь сказочном мире можно придумать некую предметную область (например, науку «Цветкометрия») и в ней рассуждать по новым установленным правилам.

Аналогично, если читатель или слушатель не умеет РАССУЖДАТЬ ПРЕДМЕТНО с использованием известных понятий, он не поймет, а значит, не усвоит (не сделает содержание СВОИМ) текст. А неусвоенное содержание не запомнится. В итоге, человек скажет, что НЕ ЗАПОМНИЛ.

Задумайтесь, возможно, иногда у Вас проявляется недовольство по поводу того, что Вы не смогли или не можете запомнить содержание текстов, в которых Вам непонятно (с точки зрения Вашего предмета или специальности) все или непонятны его части? Если так, то верный путь к повышению качества запоминания — возврат к предыдущим темам предмета для повторного изучения или изучение вспомогательной литературы по этой же проблеме, но написанной доступным для Вас образом. Иначе Вы все время (а может, и всю жизнь) будете страдать от плохого усвоения, слабого запоминания или (самое страшное) от того, что Вы не способны ТВОРЧЕСКИ применять усвоенную информацию на практике.

ПРАКТИКА

Первая неделя, первый день

Выполните упражнение 1 (стр. 37) на тексте:

Память как часть видовой и индивидуальной характеристики животных играет большую роль в формировании приспособительных реакций к условиям существования. В частности, приобретенное поведение, возникающее в результате индивидуального опыта животных, участвует в процессах микроэволюции, в основе которой лежат адаптивные преобразования популяций в короткие отрезки времени. Таким образом, память — одна из форм адаптивного поведения. А теперь выполните это же упражнение на своем тексте из Вашего конспекта, или из учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги несложного содержания.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

ИЗ ИСТОРИИ ШАХМАТ

Об изобретении шахмат рассказывают следующую легенду. В I веке жил-был мудрый Брамин, который, изобретя шахматы, поднес их индийскому царю. Игра эта настолько понравилась царю, что он предложил ее создателю самому назначить себе награду.

Брамин попросил выдать ему столько зерен пшеницы, сколько произведет умножаемое число всех 64 клеток шахматной доски. Причем за первую клетку полагалось всего одно зерно. Следовательно, за вторую — вдвое против первой, за третью — вдвое против второй и так далее.

Почитая сию награду малозначительной, и царь и его окружение осмеивали это требование Брамина. Но когда было сочтено количество запрошенных зерен, тогда все поняли, что требование Брамина было не столь уж малозначительным. Ибо всего выходило 18.446.774.073.709.551.615 зерен. Такого количества зерен едва ли мог произвести весь земной шар.

Для сравнения Вам предлагается список ответов на вопрос «О чем говорится в тексте?», составленный по первому абзацу:

  1. Об изобретении шахмат.
  2. О легенде.
  3. Об исторической дате — I веке.
  4. О мудром Брамине.
  5. О шахматах.
  6. Об индийском царе.
  7. Об игре в шахматы.
  8. Еще раз о царе.
  9. О создателе шахмат (о том же самом Брамине).
  10. О награде.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. Ответы разбейте по абзацам.

Для сравнения Вам предлагается список ответов на вопрос «Что говорится в тексте?», составленный по первому абзацу:

Имеется легенда об изобретении шахмат.

В I веке жил мудрый Брамин.

Брамин, изобретя шахматы, поднес их индийскому царю.

4.    Игра в шахматы понравилась царю.

5.    Царь предложил создателю шахмат самому назначить себе награду.

Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», выполняйте эту работу так, как получится.

  • …в античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания.
  • …змеи определяют вкус и даже запах добычи языком. Некоторые гремучие змеи используют язык для предупреждения, угрожающе размахивая им перед противником.
  • …вморской воде содержится небольшое количество золота, и если бы человек мог выделить его, то все океаны и моря «дали» бы почти десять миллионов тонн благородного металла.

Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — ПРИВЫКАНИЕ К ЗАПОМИНАНИЮ ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ припоминанию. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, выполняйте эту работу так, как получится.

  • …почтовые голуби использовались римлянами для переноски писем еще 2 тысячи лет назад.
  • …в настоящее время в Европе за год переводится до 240 миллионов машинописных страниц самых разнообразных текстов. А всего в мире насчитывается до 260 тысяч профессиональных переводчиков.
  • …сурок, который в теплое время года в бодрствующем состоянии в течение двух дней совершает 72 тысячи дыхательных движений, во время спячки, за 6 месяцев, дышит лишь 71 тысячу раз и, следовательно, потребляет за все это время 1/90 часть того количества кислорода, в котором нуждается в период активности.

Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

По мере возможности выполняйте все остальные упражнения данного раздела самостоятельно. Если Вы занимаетесь на курсах тренировки памяти и в связи с жестким расписанием занятий Вы не успеваете выполнить некоторые упражнения, запланируйте их на будущее и обязательно поработайте.

Первая педеля, второй день

Выполните упражнение 1 (стр. 37) два раза: вначале на предложенном ниже тексте, а затем на своем тексте (из Вашего конспекта или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги несложного содержания).

В поиске путей управления памятью в 70-х годах большую роль играли исследования в области психофармакологии памяти. Известно положительное действие на память, нарушенную различными неблагоприятными факторами, препаратов из группы ней-ропептидов и ноотропов. В экспери-ментах ученых из МГУ имени М.В. Ломоносова были вскрыты некоторые молекулярные механизмы пептидной и ноотропной коррекции памяти.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

КАК ОДОМАШНИЛИ КОШКУ

Наши домашние кошки происходят от дикой нубийской, или, как ее еще называют, буланой кошки. В Древнем Египте она была уже одомашнена и почиталась священным животным. В честь ее строились храмы, ее изображениям приносились жертвы. В Европе кошка получает «прописку» в домах людей лишь в Средние века.

Свойства дикого хищника кошка сохранила в большей степени, чем собака. Она предпочитает охотиться невдалеке от того места, где живет.

К дому и его окрестностям привыкает сильнее, чем к хозяину. При переезде в новый дом кошка зачастую возвращается на прежнее место жительства.

Как и все ночные хищники, кошка хорошо видит в полутьме. Различаются кошки окраской, густотой шерсти. Пород немного, наиболее известны белые ангорские, сиамские, пушистые персидские — голубые и палевые. У нас в России распространена сибирская порода — крупные кошки с мягкой густой шерстью.

Написали?

Для выборочного контроля сверьте ответы на вопрос «О чем?», относящиеся к последнему, четвертому абзацу:

  1. Обо всех ночных хищниках.
  2. О кошках.
  3. О полутьме.
  4. Об окраске.
  5. О густоте шерсти.
  6. О количестве пород.
  7. О наиболее известных породах.
  8. О России.
  9. О сибирской породе.
  10. О размерах сибирской кошки.
  11. О качестве шерсти сибирской кошки.

Сверили?

Если во многом Ваши ответы не совпадают с предложенными выше, проработайте еще раз первые три абзаца. Возможно, что и в них Вы совершили ошибки.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

Написали?

К примеру, в четвертом абзаце можно было найти следующие ответы на вопрос «Что говорится в тексте?»:

  1. Все ночные хищники хорошо видят в полутьме.
  2. Кошка хорошо видит в полутьме.
  3. Различаются кошки окраской.
  4. Различаются кошки густотой шерсти.
  5. Пород кошек немного.
  6. Наиболее известны белые ангорские кошки.
  7. Наиболее известны пушистые персидские — голубые и палевые кошки.
  8. Наиболее известны сиамские кошки.
  9. В России распространена сибирская порода.
  10. Кошки сибирской породы — это крупные кошки.
  11. Кошки сибирской породы — это кошки с мягкой густой шерстью.

Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», то выполняйте эту работу так, как получится.

  • …домашниемышисамые обычные млекопитающие. Они «соседствуют*> с людьми по всему миру, за исключением Антарктики.
  • …чтобы создать свое удивительное гнездо, птица-портной сшивает листья вместе. Она пользуется клювом как иглой, чтобы проделать в листьях дырки, и паутиной в качестве ниток. Птица даже завязывает узелки на концах «нитки».
  • …шум вреден не только для слуха. Реакция нашего организма гораздо шире: начинает хуже сокращаться сердце, повышается давление, меняется ритм дыхания, нарушается работа эндокринной системы. И что интересно — наиболее опасны не высокие и резкие звуки, а менее интенсивный, но постоянный шум. Например, шум, исходящий от автомагистрали (самый, кстати, неприятный и вредный).

Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — привыкание к запоминанию ТЕКСТОВ с числовой информацией и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ припоминанию. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, то выполняйте эту работу так, как получится.

  • …более 90% всех цветов не имеют запаха.
  • …вечнозеленые деревья эвкалипты, достигающие 100-метровой высоты, являются одними из самых быстрорастущих: известны случаи, когда отдельные эвкалипты прибавляли в росте до Зм в год.
  • …первые одноклеточные организмы появились на Земле 3,8 миллиарда лет назад, через несколько сотен миллионов лет после образования покрывавшего всю планету океана. Первые же многоклеточные появились 1 миллиард лет назад.

Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

По мере возможности выполняйте все остальные упражнения данного раздела самостоятельно.

Первая неделя, третий день

Выполните упражнение 1 (стр. 37) вначале на предложенном тексте, а затем на своем (из Вашего конспекта или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги не сложного содержания). 

Изучение функционально-молекулярных механизмов памяти у животных с разным уровнем организации нервной системы позволило ответить на вопрос: чем обусловлено усложнение механизмов памяти в процессе эволюции? Не молекулярными механизмами — они в основе своей на клеточном уровне универсальны. Значит, только структурными (морфологическими) изменениями нервной системы. А способностью к запоминанию обладают даже инфузории!

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

КАК БОРОЛИСЬ С ПЬЯНСТВОМ В СТАРИНУ

В 1220 году до н. э. китайский император By Венг издал эдикт, согласно которому люди, захваченные во время попойки, подвергались смертной казни.

В Древней Индии пьяниц «поили» расплавленным серебром, свинцом или медью. Последователи Магомета, запрещавшего пить вино, палками наказывали нарушителей этой заповеди.

Создатель империи франков Карл Великий наказывал пьяниц в первый раз в закрытом помещении, затем — публично. Если это не помогало — казнил их.

В Англии в начале прошлого века напившихся матросов одевали в грязную одежду, вешали на ней табличку «пьяница» и заставляли выполнять самую грязную работу.

Выявите из каждого абзаца этого же текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», выполняйте эту работу так, как получится.

  • …зимородки откладывают яйца в тоннелях на берегах рек.
  • …у большинства птиц три или четыре пальца. Некоторые пользуются ими, чтобы держаться на ветвях, у других перепончатые лапы служат для плавания, у третьих острые когти, чтобы удерживать добычу.
  • …в старину россияне, написав письмо, сворачивали лист пакетом, а затем обязательно запечатывали его, причем каждый по-своему: царь — красной бумажкой, которая скреплялась печатью, бояре и купцы — сургучной печатью с оттиском перстня-печатки, а простолюдины — чем попало, даже концом рукоятки от ножа.

Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — ПРИВЫКАНИЕ К ЗАПОМИНАНИЮ ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ припоминанию. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, выполняйте эту работу так, как получится.

  • …собачий клещ после «обеда» весит в 223 раза больше, нежели натощак.
  • …вилками в Европе стали пользоваться за столом в XI веке, но это считалось особой роскошью, и простые люди о вилках не слышали вплоть до XVII века.
  • …тропическое растение терминалия Фердинанда, которое растет в Австралии, по всей вероятности, является рекордсменом по содержанию витамина С. В его плодах-костянках, напоминающих по вкусу неспелый крыжовник, витамина С в 50 раз больше, чем, например, в апельсинах.

Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

По мере возможности выполняйте все остальные упражнения данного раздела самостоятельно.

Первая неделя, четвертый день

Выполните упражнение 1 (стр. 37) вначале на предложенном тексте, а затем на своем (из Вашего конспекга или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги несложного содержания).

Трудно переоценить значение про-блемы развития памяти для педагогической практики. Так, знание временных закономерностей формирования памяти весьма важно для оптимальной организации урока. А представление о факторах, способствующих более полному запоминанию информации, необходимо как для повышения общей культуры мышления, так и для более четкого усвоения учащимся нового материала.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

О ЛОШАДЯХ И ОСЛАХ

Впервые одомашнили лошадь, скорее всего, 5—6 тысяч лет назад кочевники, населявшие просторы Монголии, Южной Сибири и юга Европейской части России. Первые документальные свидетельства существования домашних лошадей, обнаруженные в Месопотамии и Малой Азии, относятся к началу второго тысячелетия до нашей эры.

В настоящее время известно более ста пород лошадей. По мнению ряда специалистов, все породы домашних лошадей берут начало от дикой лошади Пржевальского.

Осел был одомашнен раньше лошади и уже многие тысячелетия используется как верховое и вьючное животное.

Ослица всегда проявляет большую смелость и даже готовность пожертвовать собой ради детеныша.

Выявите из каждого абзаца этого же текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО запоминать информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ припоминанием. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», выполняйте эту работу так, как получится.

  • …приблизительно две трети всех мировых языков не имеют собственной письменности.
  • …человек плачет не только тогда, когда ему плохо, но и каждый раз, когда моргает, так как при каждом моргании открываются слезные протоки, с помощью которых увлажняется роговая оболочка глаза.
  • …в пресных водах Северной Америки обитает каймановая черепаха, использующая свой язык в качестве…

приманки. Когда у черепахи разыгрывается аппетит, она выставляет наружу свой обычно белый или светлосерый червеобразный извивающийся язык, который тут же становится красным, и ждет. Рыбы, заметив красного «червячка», бросаются в атаку и… оказываются непосредственно во рту черепахи.

Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — ПРИВЫКАНИЕ К ЗАПОМИНАНИЮ ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ припоминанию. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, выполняйте эту работу так, как получится.

  • …около 90% энергии млекопитающих используется, чтобы поддержать тело в нужной температуре.
  • …ежедневно в мире вымирает 1 — 2 вида диких растений. Между тем один вид таких растений обеспечивает существование в среднем двух видов животных (в тропических лесах — 20 видов).
  • …человекявляется вполне надежной «машиной». Так, паши почки сохраняют нормальную работоспособность, даже если 70% их клеток отказываются работать. Еще выше коэффициент надежности у щитовидной железы и надпочечников: они продолжают трудиться в случае отказа соответственно 80 и 90% своих клеток.

Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

По мере возможности выполняйте все остальные упражнения данного раздела самостоятельно.

Первая неделя, пятый день

Выполните упражнение 1 (стр. 37) в начале на предложенном тексте, а затем на своем (из Вашего конспекта, или учебника по какому-либо предмету, либо из какой-нибудь книги не сложного содержания).

Проблема овладения механизмом памяти — одной из основных функций мозга — лежит в основе осуществления огромного разнообразия деятельности организма. Это связано и с созданием всесторонне развитой личности. Именно поэтому проблема памяти сегодня остается узловой — от ее решения в большой степени зависит прогресс человечества.

Выявите из каждого абзаца текста все ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?» и напишите их. Разделите ответы по абзацам.

ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ

Львы — единственные из семейства кошачьих, которые живут группами (прайдами). В составе прайда насчитывается от 4 до 35 животных. Сообща они добывают себе пищу. Лев обладает невероятной физической силой, он способен одним ударом лапы свалить трехсоткилограммовую зебру или перепрыгнуть с убитым молодым быком через двухметровую изгородь.

Главное украшение льва — несравненная грива, облагораживающая его облик и намекающая на царственный сан среди зверей.

Львы довольно ленивы и сонливы (они способны спать по 20 часов в сутки); к тому же они более миролюбивы, чем другие большие кошки, не считая, конечно, тех случаев, когда лев оберегает свое право на добычу, подругу, территорию, на свое главенство в прайде.

Выявите из каждого абзаца этого же текста все ответы на вопрос «Что говорится в тексте?» и напишите их. разделите ответы по абзацам.

Контрольная работа

Выполнение контрольной работы позволит Вам оценить, насколько успешно выполнялись Вами упражнения по выявлению понятий из текстов. За 2 минуты внимательно прочитайте текст, мысленно выявляя ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?», и попытайтесь запомнить эти ответы.

В доисторические времена на земле и в море жили гигантские существа, которые были значительно крупнее всех живущих ныне животных. Самое большое животное нашего времени —это синий кит. Он достигает более тридцати метров в длину и весит около ста двадцати пяти тонн. И вот что замечательно: около трети длины этого животного занимает его голова! Но, пожалуй, самое интересное в ките не его размер, а то, что он млекопитающее, а не рыба. Как и другие млекопитающие, живущие в воде (например, дельфины и морские львы), киты происходят от предков, живших некогда на суше. Это предположение доказывается строением их тела. Плавники — это, в сущности, кисти «рук» с пятью пальцами, закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел. У некоторых китов даже есть заключенные в ткани тела кости задних конечностей.

Закройте текст и напишите по памяти все понятия, встретившиеся в тексте.

Если Вы написали менее 10 понятий, то в течение еще одной недели Вам нужно продолжать интенсивно выполнять упражнение по выявлению ответов на вопрос «О чем говорится в тексте?». Если же вы смогли написать более 10 понятий, то выполните следующее действие.

Просмотрите список различных понятий и отметьте среди них номера тех, которые, на Ваш взгляд, были использованы в тексте:

  1. Доисторические времена.
  2. Доисторические животные.
  3. Океан.
  4. Пустыни.
  5. Земля (почва).
  6. Море.
  7. Шгантские существа.
  8. Все живущие ныне животные.
  9. Самое большое животное нашего времени.
  10. Крупные поселения морских животных.
  11. Длина (тридцать метров).
  12. Длина (шестьдесят метров).
  13. Вес (около ста двадцати пяти тонн).
  14. Вес (около тридцати тонн).
  15. Вес (около тридцати пяти тонн).
  16. Длина (около трети длины синего кита).
  17. Голова.
  18. Хвост.
  19. Шея.
  20. Жабры.
  21. Самое интересное в ките.
  22. Млекопитающее.
  23. Живородящее.
  24. Моллюск.
  25. Рыба.
  26. Планктон.
  27.  Другие живущие в воде млекопитающие (кроме кита).
  28. Синий кит.
  29. Дельфины.
  30. Морские львы.
  31. Акулы.
  32. Скаты.
  33. Ящеры.
  34. Динозавры.
  35. Жившие некогда на суше предки китов.
  36. Доказательство (ученых о предках, китов).
  37. Предположение (ученых о предках китов).
  38. Отрицание (ученых о предках китов).
  39. Строение тела китов.
  40. Плавники.
  41. Усы.
  42. Закрытые кожей и мышечными тканями и превращенные в подобие весел кисти «рук» с пятью пальцами.
  43. Заключенные в ткани тела кости задних конечностей.

А теперь проверьте свои результаты. Понятия под такими номерами были использованы в тексте:

  • I,5,    6, 7, 8, 9,
  • II,    13, 16, 17,
  • 21,22,25, 27, 28, 29,
  • 30, 35, 37, 39,
  • 40, 42, 43.

В этом перечне номеров зачеркните номера, которые были Вами отмечены в списке из 43 понятий. Если Вы зачеркнули не менее 15, то Вы успешны. Если Вы отметили от 10 до 14, то Вам следует еще потренироваться. Если же Вы отметили 9 номеров или меньше, Вам необходимо заново выполнять подобные упражнения в течение одной недели.

Запомните три текста, чтобы в течение дня пересказать их тому, кому это будет интересно. Цель выполнения упражнения — ПРИВЫКАНИЕ к необходимости РЕГУЛЯРНО ЗАПОМИНАТЬ информацию С ПОСЛЕДУЮЩИМ ПРИПОМИНАНИЕМ. Так как Вы еще не научились запоминать тексты «по правилам», выполняйте эту работу так, как получится.

  • …самая старая переплетенная книга — сборник религиозных гимнов — была найдена в одном из египетских захоронений.
  • …медицинские пиявки наиболее широко использовались во Франции. Так, в прошлом веке эта страна импортировала со всего света до миллиарда особей медицинских пиявок.
  • …голод не имеет ничего общего с пустым желудком, а начинается при нехватке в крови определенных питательных веществ, о чем тут же сигнализируется в ту часть мозга, которая называется «центром голода».

Запомните три небольших текста, содержащих числовую информацию. После прочтения текстов в течение дня перескажите их тому, кому они могут показаться интересными. Цель упражнения — привыкание к запоминанию ТЕКСТОВ С ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ и ПРИВЫКАНИЕ К ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ПРИПОМИНАНИЮ. Так как Вы еще не научились запоминать числовую информацию в текстах, выполняйте эту работу так, как получится.

  • …верхний слой кожи человека полностью обновляется за 27 дней.
  • …в Национальном парке США растет секвойя, которая считается самым высоким деревом в мире. Ее называют «Деревом Основателя», а ее высота составляет более 110 м.
  • …больше всего землетрясений происходит в Японии и Чили: в среднем более тысячи за год. Рекордным был 1930 год, когда в Японии зарегистрировали 4745 землетрясений, то есть примерно по 13 в день.

Выполните упражнение 11 (стр. 45) на одном крупном абзаце, содержащем не менее трех предложений. Для упражнения используйте научно-популярные, но простейшие тексты (можно из детской литературы). Можете использовать учебные тексты, изученные ранее.

Выполните упражнение 13 (стр. 52) для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

Первая неделя, шестой день

В завершение работы по разделу «Содержание текста» Вам предстоит выполнить два очередных теста. Вы прочитаете два текста — маленький и большой. Затем оцените качество усвоения. Если Вы успешно выполняли все задания данного раздела, результаты теста это подтвердят. Если же Вы осознаете, что еще не все умения отработаны, так как некоторые задания не смогли выполнить, отложите это очередное тестирование и в течение какого-то времени постарайтесь выполнить все задания по плану. Если же Вы готовы к тестированию, то приступайте.

Во время чтения текста постарайтесь реализовать все отработанные умения. Давайте, перечислим их:

  • —  Вы умеете точно фиксировать в памяти все встречающиеся в тексте отдельные понятия, запоминая их яркие образы.
  • —  Вы в каждом абзаце тщательно выявляете все мысли и надежно запоминаете их, связывая по смыслу.
  • —  Вы из каждого абзаца выделяете основную мысль, запоминаете ее, и это обеспечивает надежное припоминание ВСЕХ абзацев.

Постарайтесь прочитать первый текст за НОРМАТИВНОЕ время чтения маленького текста. Чтобы узнать его, загляните в тест № 1 в начале учебника. Если после выполнения теста № 1 Вы внесли коррективы в сторону увеличения НОРМАТИВНОГО времени, то учтите это.

Напишите НОРМАТИВНОЕ время: _минут.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить не менее 15 прочитанных мыслей и множество фактов (чисел, названий, терминов).

Готовы? Начинайте!

ПРИЛИПАЛЫ

Прилипалы — приспособленцы, умеющие путешествовать с комфортом, не затрачивая на это больших усилий. В мире прилипал насчитывается около 10 видов. Это не очень крупные рыбы от 30 до 90 см в длину.

У прилипал на затылке и передней части спины находится присоска. По виду она напоминает след от резинового сапога с рифленой подошвой. Присоска образовалась из спинного плавника, сдвинутого на затылок. Прилипалы прикрепляются так прочно, что легче оторвать ей хвост, чем отцепить от «хозяина».

К одной акуле порой пристраиваются десятки прилипал. Присасываются они даже к морским судам.

Прилипал можно использовать для рыбной ловли: к проколотому хвосту прикрепляют длинную веревку. После этого рыбу закидывают в море. Найденный прилипалой «хозяин» становится добычей рыбаков: его постепенно подтягивают за веревку к лодке или берегу. Так ловят крупных рыб, огромных морских черепах и даже морских млекопитающих величиной с большого тюленя.

Стоп!

Запишите затраченное время:_

мин._ сек.

Сравните время чтения этого текста с НОРМАТИВНЫМ. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. В своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали?

Больше не можете вспомнить?

Теперь оцените припоминание. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на вопросы:

  1. Сколько видов прилипал насчитывается в мире?
  2. Каковы размеры прилипал?
  3. На каком месте тела прилипал находится присоска?
  4. Что по виду напоминает присоска?
  5. От чего образовалась присоска?
  6. Как прочно прикрепляется прилипала к «хозяину»?
  7. Сколько прилипал может прикрепиться к одной акуле?
  8. К чему под водой могут прикрепляться прилипалы?
  9. Опишите, как прилипал можно использовать для рыбной ловли.
  10. Кого, кроме рыб, можно ловить с помощью прилипал?

Теперь приступайте к проверке работ. Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Сверьте список написанных Вами мыслей со следующим списком и проставьте себе проценты:

  • 6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы). Полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей;
  • — от 1 до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;
  • — 0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, то ставьте себе 6,6%+ 6,6%= 13,2%.

Образцовый список мыслей из текста:

  1. Прилипалы — приспособленцы, умеющие путешествовать с комфортом, не затрачивая на это больших усилий.
  2. Прилипалоколо 10 видов.
  3. Размеры прилипал колеблются от 30 до 90 см в длину.
  4. У прилипал на затылке и передней части спины находится присоска.
  5. По виду присоска напоминает след от резинового сапога с рифленой подошвой.
  6. Присоска образовалась из спинного плавника, сдвинутого на затылок.
  7. Прилипалы прикрепляются так прочно, что легче оторвать Рыбе хвост, чем отцепить ее от «хозяина».
  8. К одной акуле порой пристраиваются десятки прилипал.
  9. Присасываются прилипалы даже к морским судам.
  10. Прилипал можно использовать для рыбной ловли.
  11. К проколотому хвосту прилипалы прикрепляют длинную веревку.
  12. Рыбу с прикрепленной к хвосту веревкой закидывают в море.
  13. Найденный прилипалой «хозяин» становится добычей рыбаков.
  14. Рыбу, к которой прикрепляется прилипала, постепенно подтягивают к лодке или берегу.
  15. С помощью прилипал ловят крупных рыб, огромных морских черепах и даже морских млекопитающих величиной с большого тюленя.

Теперь сложите полученные проценты:_ %

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости САМОСТОЯТЕЛЬНО ВСПОМНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОРОТКОГО И ПРОСТОГО ТЕКСТА.

Перейдите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ. Сравните Ваши ответы с правильными ответами и проставьте:

  • —    10% за Ваши ответы, полностью совпадающие с правильными, приведенными ниже;
  • —    от 1 до 9% за ответы, почти совпадающие с правильными;
  • —    0% за неправильный ответ или за отсутствие ответа.

Правильные ответы:

  1. Прилипал — около 10 видов.
  2. Размеры прилипал колеблются от 30 до 90 см в длину.
  3. Присоска у прилипал находится на затылке и передней части спины.
  4. По виду присоска напоминает след от резинового сапога с рифленой подошвой.
  5. Присоска образовалась из спинного плавника.
  6. Прилипалы прикрепляются так прочно, что легче оторвать рыбе хвост, чем отцепить ее от «хозяина».
  7. К одной акуле порой пристраиваются десятки прилипал.
  8. Присасываются прилипалы даже к морским судам.
  9. Прилипал можно использовать для рыбной ловли так: к проколотому хвосту прилипалы прикрепляют длинную веревку. Рыбу с прикрепленной к хвосту веревкой закидывают в море. Найденный прилипалой «хозяин» становится добычей рыбаков. Рыбу, к которой прикрепляется прилипала, постепенно подтягивают к лодке или берегу.
  10. С помощью прилипал можно ловить огромных морских черепах и морских млекопитающих.

Сложите полученные проценты: _ %

Этот результат показывает, насколько хорошо Ваша память срабатывает при необходимости ПРИНУДИТЕЛЬНО ВСПОМНИТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОРОТКОГО И ПРОСТОГО ТЕКСТА.

Подведите итоги очередного теста по оценке качества запоминания маленького текста:

Запоминание маленького текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

А теперь приступайте к выполнению теста для оценки Ваших способностей по запоминанию содержания большого текста. Объем данного текста примерно в 4 раза превышает объем маленького текста. Во время работы с текстами больших объемов темп чтения, как известно, оказывается несколько выше темпа чтения маленьких текстов. Поэтому для определения времени чтения большого текста умножьте НОРМАТИВНОЕ время чтения маленького текста не на 4, а всего на 3 и запишите полученное

время:_минут. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее НОРМАТИВНОГО времени, то за оставшееся время проработайте текст еще раз.

По окончании чтения текста Вам предстоит письменно изложить около 25 мыслей и ответить на вопросы.

При чтении текста старайтесь реализовать все отработанные умения.

Текст желательно читать по частям. Вначале прочитайте несколько

абзацев и мысленно обобщите их, закрепите в памяти путем мысленного припоминания и беглого просмотра прочитанного. Также проработайте другие части текста. В конце работы повторите весь текст целиком и, если понадобится, пробелы восстановите путем выборочного прочтения текста. Но помните, что нужно уложиться в НОРМАТИВНОЕ время.

Готовы? Начинайте!

admin: