СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА
■ Осмысление содержания
Выявление существенной информации Выявление понятий Выявление мыслей Выделение основной мысли абзаца Приложение
Привыкание к регулярному запоминанию и регулярному воспроизведению Тезаурус — слова и словосочетания Тезаурус — смысловые блоки Тезаурус — предыдущие знания
■ Практика
Содержание запоминаемого текста может вызывать образные представления, может ассоциироваться с различными чувствами, может быть связано с какими-либо ощущениями, но, самое главное, содержание запоминаемого текста ОСМЫСЛИВАЕТСЯ запоминающим. В осмысление вовлекаются отдельные понятия, смысловые блоки, целые предложения и абзацы — группы предложений. Следовательно, тренирующему память нужно научиться усваивать все эти составные части текста.
Осмысление содержания запоминаемых текстов, как показали ученые, производится с помощью РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ — навыков чтения и навыков слушания. Следовательно, для того чтобы научиться лучше запоминать, нужно научиться хорошо осмысливать прочитываемые тексты и прослушиваемые речи.
Навыки осмысления письменных и устных текстов лучше всего развивать двумя путями:
- Отработкой навыков усвоения СОДЕРЖАНИЯ текстов, т. е. научившись извлекать существенную информацию из текстов;
- Отработкой навыков выявления ФОРМЫ изложения текстов, т. е. научившись выявлять то, как передается содержание текста.
Выявление существенной информации
Сначала следует научиться выявлять из текста всю информацию, которая окажет на осмысление содержания существенное влияние. К существенной информации можно относить описываемые в тексте объекты, их качества действия, состояния и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Просматривая текст с максимально возможной скоростью (но не слишком быстро), раздельно подчеркните все отдельно стоящие значимые слова или словосочетания, все значимые числа и все значимые названия (имена, термины и т. п.). Все, что Вы подчеркиваете, должно работать на раскрытие содержания текста.
Затем отложите текст на некоторое время.
Теперь, прочитывая только подчеркнутое (избегайте явного прочи-тывания того, что не подчеркнуто), восстановите в памяти содержание текста. Если Вы сумели восстановить содержание (должно быть осознание того, что Вы ПОНЯЛИ текст еще раз), то мысленно перескажите его.
Если есть время, то продолжите выполнение упражнения на более сложном уровне: медленно перечитайте все подчеркнутое еще раз и запомните в последовательности. Вспоминая поочередно запомнившиеся слова или словосочетания, числа или названия, воссоздайте содержание текста и перескажите его вслух (если есть время — напишите созданный текст).
Выполните упражнение на простом тексте. Подчеркните в нем все значимые для понимания содержания слова и словосочетания:
Ученые изучали вопрос о «месте хранения» памяти. Поняв, какую роль играют различные части мозга во время запоминания, ученые пришли к выводу об отсутствии в мозге специализированного центра памяти.
А теперь сравните результаты своей работы:
Ученые изучали вопрос о «месте хранения» памяти. Поняв, какую роль играют различные части мозга во время запоминания, ученые пришли к выводу об отсутствии в мозге специализированного центра памяти.
Сошлось? Попробуйте выполнить упражнение на более сложном тексте и, возможно, обнаружите, что выполнять его стало труднее:
Прогресс в развитии исследований, посвященных изучению памяти, связан с уровнем развития ряда научных дисциплин, определяющих не только методический уровень работ, но и методологическую направленность в изучении столь сложного явления, каковым является память.
Сравните:
Поогоесс в развитии исследова-ний. посвященных изучению памяти. связан с уровнем развития ряла научных дисциплин, определяющих не только метолический уровень работ. но и методологическую направленность в изучении столь сложного явления. каковым является память.
Наверное, с трудом удавалось продираться через «дебри» терминов? Отсюда сделайте вывод: в первые дни лучше всего выполнять упражнение на легких текстах или хотя бы на текстах, не содержащих крупные блоки трудных или малопонятных словосочетаний.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Прослушивая устную речь лектора или магнитофонную запись собственного прочтения текста по изучаемому предмету, мысленно выделяйте все произнесенные значимые слова и словосочетания, все значимые числа и названия, использованные в тексте для раскрытия содержания.
УПРАЖНЕНИЕ 3 Приготовьте текст. Прочитайте первое слово первого предложения и перескажите его. Прочитайте первое и второе слова вместе и перескажите их. То же самое проделайте с тремя словами и так далее до конца предложения. Перейдите к следующему предложению.
Выявление понятий
Приучив себя выявлять из текста всю существенную информацию, приступайте к выполнению следующих упражнений, которые научат выявлять из текста только понятия, отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?»
УПРАЖНЕНИЕ 4 Просматривая текст, мысленно выделите, и если есть возможность, то выпишите слова и словосочетания (понятия), отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?» Каждое выделенное из текста понятие должно в воображении создавать конкретный образ.
Через день-два, прочитывая последовательно все выписанные слова и словосочетания, попытайтесь с их помощью мысленно составить текст (восстановить прочитанный ранее текст). Если будет возможность, то восстановленные тесты рассказывайте вслух.
Пример. В тексте
Гусиные бои — забава старинная и только российская. В других землях тешатся схватками петухов и перепелов, грызней собак и крысиными гонками, сражением бойцовых рыбок и тараканьими бегами. В литературе и музыке воспета знаменитая коррида. Гусиная потеха не лучше и не хуже других.
можно выделить следующие понятия (слова и словосочетания), отвечающие на вопрос «О чем?»:
- гусиные бои
- забава
- другие земли
- схватки петухов
- схватки перепелов
- грызня собак
- крысиные гонки
- сражение бойцовых рыбок
- тараканьи бега
- литература
- музыка
- знаменитая коррида
- гусиная потеха
- другие потехи
Примечание 1. Если Вы будете выполнять упражнение письменно, то, закончив выписывание понятий, проверьте, правильно ли Вы их выписали. Для этого к каждому выписанному слову или словосочетанию задайте проверочный вопрос: «Что же говорится в тексте об этом?» Если Вы сможете ответить на проверочный вопрос только с использованием слов текста, то это будет означать, что Вы правильно выписали данное слово или словосочетание. Если для ответа на вопрос «Что же говорится об этом в тексте?» понадобятся слова, которых в тексте нет, то Вы неправильно выделили понятие.
Например, на проверочный вопрос «Что говорится о гусиных боях?» можно ответить словами из текста: «гусиные бои — забава» (или «Гусиные бои являются забавой»). Значит, понятие «забава» было выписано правильно.
Предположим, что мы ОШИБОЧНО выписали из текста слово «воспевание», думая, что оно является ответом на вопрос «О чем говорится?» -«О воспевании». Ошибка обнаружится сразу, как только мы зададим проверочный вопрос «Что же говорится о воспевании?» и поймем, что словами текста ответить на него нельзя. Например, ответ: «В тексте говорится, что воспевание корриды производилось в литературе и музыке» хотя и является верным по смыслу, но пришлось использовать слово «производилось», которого в тексте нет.
Проверку правильности выписанных понятий можно произвести и следующим путем: замените все выписанные понятия на местоимения и с помощью местоимений восстановите исходный текст. Если восстановленный текст не исказит исходный смысл, то можно быть уверенным в правильном выполнении упражнения.
Например:
Они (гусиные бои) являются ею (забавой). Там (в других землях) тешатся этим (схватками петухов) и этим (схватками перепелов), этим (грызней собак) и этим (крысиными гонками), этим (сражением бойцовых рыбок) и этим (тараканьими бегами). Здесь (в литературе) и здесь (в музыке) воспета она (знаменитая коррида). Она (гусиная потеха) является не лучше и не хуже тех (других таких же).
УПРАЖНЕНИЕ 5 Прослушивая в течение нескольких секунд устную речь, выделите и попытайтесь запомнить слова и словосочетания, отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем попытайтесь с их помощью пересказать текст.
Старшеклассникам и студентам упражнение 5 желательно выполнять, прослушивая предварительно записанную на диктофон речь преподавателя.
В текстах некоторые понятия передаются в виде числовых выражений (для обозначения величин или номеров) или в виде терминов, названий и имен. Для их быстрого и надежного запоминания можно предложить два пути:
- Попытаться осмыслить значение величины (почему именно это число соответствует данной величине) или разобраться в этимологии термина, названия или имени (как возникло слово);
- Запомните число, термин, название или имя с использованием МНЕМОТЕХНИКИ (см. учебник ШРЧ по мнемотехнике), т. е. создавая искусственные ассоциации на основе запоминаемых понятий.
Выявление мыслей
Теперь научитесь выявлять из текста мысли — понятия, связанные смыслом. Чаще всего мысли содержат по 2 понятия. Иногда в мысли оказываются связанными последовательно 3 или более понятий, связанных последовательно. Как правило, в качестве смысловой связки выступают глаголы. Сложные мысли текста разбивайте на простые.
УПРАЖНЕНИЕ 6 Просматривая текст, выделите и выпишите части предложений или целые предложения, являющиеся ответами на вопрос «Что говорится в тексте?». Постарайтесь формулировать ответы так, чтобы они не включали в себя два или более простых предложения. Желательно ответы не переписывать из текста по частям, а, запоминая целиком предложение, записывать его по памяти. Если при выполнении упражнения Вы будете ограниченны во времени, то для экономии времени можете выписывать лишь ключевые слова из каждого предложения.
Через день-два, прочитывая последовательно все выписанные предложения одного текста, попытайтесь составить из них связный рассказ. Получающиеся рассказы произносите вслух.
Рассмотрим пример выполнения упражнения. Из текста
«Поскольку киты — млекопитающие, то их детеныши, так же, как и детеныши других животных этого класса, вскармливаются материнским молоком. Они не выводятся из икринок, как рыбы, а рождаются живыми и какое-то время после рождения остаются с матерью».
Выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?»:
Поскольку киты — млекопитающие, то их детеныши, так же, как и детеныши других животных этого класса, вскармливаются материнским молоком.
Киты не выводятся из икринок, как рыбы.
Киты (точнее — их детеныши) рождаются живыми.
Киты (точнее — их детеныши) какое-то время после рождения остаются с матерью.
Если Вам не понравится, что некоторые предложения оказываются слишком крупными (как, например, первое предложение), то можете их искусственно раздробить. При этом следите за тем, чтобы полученные мелкие предложения не исказили смысл исходного предложения.
Как Вы думаете, можно без искажения смысла заменить первое большое предложение тремя мелкими:
Киты являются млекопитающими.
Детеныши других животных класса млекопитающие вскармливаются материнским молоком.
Детеныши китов вскармливаются материнским молоком.
Каждое из предложений по смыслу оказалось истинным, но в этом наборе предложений потерялась логика рассуждений. В итоге, предложения уже нельзя рассматривать как часть целого текста.
УПРАЖНЕНИЕ? Прослушивая в течение нескольких секунд устную речь, выделите и попытайтесь запомнить части предложений или целые предложения, являющиеся ответами на вопрос «Что говорится в тексте?». Затем попытайтесь пересказать услышанный текст, мысленно отвечая на вопрос «Что говорилось в тексте?». Попытайтесь в Вашем рассказе услыхать плавную связную речь: рассказ Должен получиться гладким, без разрывов в логике изложения.
Лучше всего это упражнение выполнять на устных текстах, предварительно записанных Вами на магнитофон (можете сами начитать текст из книги или учебника либо записать речь преподавателя). В этом случае Вы будете иметь возможность повторить предложение или проверить качество выполненной Вами работы.
УПРАЖНЕНИЕ 8. Приготовьте легкий по содержанию текст с простыми и желательно короткими предложениями. Прочитайте три предложения, внимательно осмысливая содержание и образно представляя каждое понятие предложений.
Теперь медленно прочитайте начало первого предложения и, оторвав взгляд от текста, произнесите окончание предложения. Если не получилось — подсмотрите. Перейдите ко второму предложению. Затем к третьему.
Если при выполнении упражнения Вы с трудом вспоминали окончания предложений, то продолжайте работать с тремя предложениями. Если Вы легко справились с заданием, то либо перейдите к трудным текстам (например, к учебным текстам), либо запоминайте не по три предложения, а по 5 предложений.
За 2—3 недели выполнения упражнения добейтесь успешного выполнения упражнения с семью предложениями.
Пример выполнения упражнения. Запомните три предложения:
Гэворят, что белый цвет в цветочном венчике анютиной глазки — это цвет надежды, желтый — удивления, а фиолетовый — печали. Согласно легенде трехцветные лепестки анютиных глазок — это три периода жизни деревенской девочки Анюты. У нее было доброе сердце и доверчивые лучистые глаза.
Запомнили? Напишите окончания предложений:
Гэворят, что белый цвет в цветочном венчике анютиной глазки — это
Сверьте. Если по смыслу Вы не ошиблись и факты назвали правильно, то попробуйте запомнить больше предложений. Может, осмелитесь сразу на семь?
Каждому слову, обращенному к ней, она верила, любому поступку находила оправдание. И надо же, на свою беду, повстречала Анюта коварного обольстителя, льстеца и нечестивца. Ему удалось зажечь в ее юном сердце огонь первой любви. Она потянулась к нему всей душой. А в ответ — испуг и колебание любимого — юноша заспешил в дорогу по неотложным делам, заверяя, что он еще вернется к ней, своей избраннице. Долго-долго смотрела вслед ему Анюта, еще дольше ожидала и угасла тихо от тоски. А когда скончалась, на земле, где была она погребена, взошли цветочки, в трехцветных лепестках которых словно отразились надежда, удивление и печаль.
Напишите окончания предложений:
Сверьте.
УПРАЖНЕНИЕ 9. Приготовьте текст, содержащий большое количество числовых выражений и названий. Прочитайте два предложения внимательно, осмысливая содержание, образно представляя каждую величину и многократно повторяя встречающиеся названия.
Теперь медленно прочитайте начало первого предложения и, оторвав взгляд от текста, произнесите окончание предложения. Если не получи
лось — подсмотрите. Перейдите ко второму предложению.
Если при выполнении упражнения Вы с трудом вспоминали окончания предложений, то продолжайте работать с двумя предложениями. Если Вы легко справились с заданием, то запоминайте не по два предложения, а по три.
За 2—3 недели выполнения упражнения добейтесь успешного выполнения упражнения с пятью предложениями.
Пример выполнения упражнения. Запомните два предложения:
Первые механические часы были изобретены около середины X века. Очень долго часы имели только одну стрелку — часовую.
Напишите окончания предложений:
Сверьте. Если по смыслу Вы не ошиблись и все величины привели правильно, то попробуйте запомнить три предложения:
Только в 1700 году появилась и минутная стрелка. Через 60 лет появилась и секундная стрелка. Целых 400 лет часы приводятся в действие пружиной.
Напишите окончания предложений:
Только в_
Сверьте. Если по смыслу Вы не ошиблись и все величины привели правильно, то попробуйте запомнить пять предложений:
В числе тикающих и безмолвствующих обитателей швейцарского музея была пара действующих часов с боем, одинаковым по тембру. Однажды они ударили 19 раз подряд. Это произошло потому, что начало боя на первых часах опаздывало по отношению ко вторым часам на 2 секунды. Кроме того, первые часы, оказывается, ударяли через каждые 3 секунды, а вторые — через 4 секунды.
Напишите окончания предложений:
Сверьте. Скорее всего, уже с пятью предложениями Вы начали испытывать трудности?
УПРАЖНЕНИЕ 10. Приготовьте текст, содержащий 5—10 строк смыслового текста без формул, названий, фамилий и числовой информации. Медленно прочитайте 1 раз первое предложение (если оно большое, то прочитайте его часть) и мысленно воспроизведите его. Воспроизводите как можно ближе к тексту. При воспроизведении представляйте детальный образ всего, о чем говорится в предложении, и вызывайте все ощущения и чувства, которые должны были бы сопровождать данное смысловое предложение.
Теперь прочитайте первое предложение и сразу же второе. Мысленно воспроизведите оба предложения. Добавьте третье предложение. И т. д. до тех пор, пока Вы оцените, что при воспроизведении предложений начали терять детали в образах или даже целые предложения.
При последующем выполнении упражнения увеличивайте количество воспроизводимых предложений.
Научившись воспроизводить около 10 небольших предложений, начните увеличивать темп воспроизведения.
Выделение основной мысли абзаца
В каждом абзаце любого текста среди всех существенных мыслей есть одна самая важная мысль. То же самое можно сказать и о частях устной речи, выделяемых интонацией. Эта самая важная мысль абзаца объединяет по смыслу все остальные мысли абзаца. Все остальные мысли абзаца могут подчиняться ей или следовать из нее. Эту важную мысль будем называть основной мыслью и обозначать ОМ. Все остальные существенные мысли абзаца следует считать второстепенными. Мы их будем обозначать ВМ.
Читателю или слушателю, плохо разбирающемуся в каком-нибудь запоминаемом тексте, может показаться, что в некоторых абзацах содержится не одна основная мысль, а две или даже три. Если же содержание текста оказывается слишком простым или полностью знакомым, то все мысли абзаца могут показаться второстепенными или даже вовсе не существенными. Запоминающему текст читателю или слушателю не следует опираться на субъективное мнение. Необходимо найти позицию автора. Ведь он почему-то объединил несколько конкретных мыслей в один абзац и подчинил их одной основной мысли. Если Вы правильно поймете именно позицию автора, то лучше запомните текст. О позиции автора можно судить, например, по названию текста.
Основная мысль абзаца может быть выражена либо явным образом, либо неявным. При явном выражении ОМ абзаца автор выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (иногда неоднократно): выделяет в тексте графически (жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т. п.), заключает в рамочки, использует словесные формы (итак, в результате, следовательно и т. п.). В текстах в основном встречаются явно выраженные основные мысли.
Неявно выраженная основная мысль абзаца не записывается автором с помощью слов. Неявно выраженную основную мысль абзаца, как говорят, следует искать «между строк». Неявно выраженная основная мысль автора преподносится через числовые выражения, формулы, короткие умозаключения или через намеки. Выражение основной мысли неявным образом нередко используется автором как прием активизации мышления читателя или слушателя, если он хочет заставить читателя или слушателя напряженно думать.
Выявленные в тексте или в устной речи основные мысли нужно уметь мысленно формулировать. Лучше всего научиться формулировать основные мысли абзацев своими словами, а не словами автора. Вероятность воспроизведения такого текста будет выше.
УПРАЖНЕНИЕ 11. Приготовьте абзац напечатанного текста. Выявите основную мысль абзаца. Письменно или вслух сформулируйте выявленную ОМ своими словами.
Проверьте точность выполнения упражнения: найдите другие мысли абзаца и, путем рассуждений, попытайтесь доказать самому себе, что остальные мысли абзаца являются второстепенными, т. е. они подчиняются основной мысли, либо подкрепляют ее значимость, либо раскрывают ее суть, подтверждают примерами, либо Доказывают достоверность основной мысли.
Рассмотрим пример выявления основной мысли абзаца:
32-летний индиец Раджа и Маха-Деван, человек с феноменальной памятью, стал объектом исследования американских ученых. Еще в детстве Раджан поражал окружающих своими способностями. Сейчас он проживает в штате Канзас, и для изучения его мозга выделено 157 тысяч долларов. Раджан почти не запоминает лица окружающих и обычно долго ищет ключи от своей квартиры, намного дольше по сравнению со средним индийцем или американцем. Зато всегда помнит то, что состоит из цифр. Десять лет назад он отправил письмо составителям Книги рекордов Гиннесса. Они предложили ему продемонстрировать свои способности на числе «к». Раджан перечислил на память 31 811 цифр этого бесконечно иррационального числа, и его имя появилось на страницах Книги рекордов.
Вот все мысли абзаца:
- Сейчас (т. е. на момент написания статьи) индийцу 32 года.
- Индийца зовут Раджан Махаде-ван.
- Этот индиец (тот, которому 32 года и которого зовут Раджан Маха-деван) обладает феноменальной памятью.
- Этот индиец стал объектом исследования американских ученых.
- Этот индиец поражал всех своей памятью еще в детстве.
- Он сейчас проживает в штате Канзас.
- Для исследования его памяти выделено 157 тысяч долларов (здесь написано «памяти», а не «мозга», как было написано в статье, так как уже известно, что в мозге ученых интересует память).
- Этот индиец почти не запоминает лица тех, кого видит.
- Он плохо вспоминает место, куда кладет ключи.
- Он хорошо запоминает числовую информацию.
- В 22 года он подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
- Сотрудники Книги рекордов предложили индийцу запомнить цифры в числе «л».
- Он смог запомнить 31 811 цифр одного числа.
- Факт запоминания зафиксирован в Книге рекордов.
Среди этих 14 мыслей некоторые являются несущественными, т. е. без некоторых мыслей в тексте можно было бы обойтись, и при этом текст не потерял бы смысла. Так, без ущерба можно было бы убрать следующие предложения:
- №2 — Имя индийца не имеет значения. Конечно, возможны случаи, когда читателю или слушателю подобного текста имя феномена понадобится (например, читатель или слушатель часто общается с индусами и при случае он собирается рассказать этот факт, тогда для проявления своей осведомленности и уважения, возможно, нужно назвать имя индуса).
- №6 — Исследования можно было бы провести где угодно, ведь американские исследователи могли сами поехать в Индию.
- №8 — Ну и что, что он не запоминает лица, особенно если эти лица — лица ненужных прохожих. Среди обычных людей очень многие тоже плохо запоминают лица людей, хотя прекрасно помнят огромные объемы информации по своей специальности.
- №11 — Неважно то, что он пытался зафиксировать свои достижения в 22 года, ведь в тексте говорится, что и в детстве он обладал прекрасной памятью, и через много лет после 22-летия он тоже обладал хорошей памятью.
- №12 — Неважно, что цифры для запоминания были даны из числа «к». Можно было бы использовать произвольное число.
В итоге «забраковано» 5 мыслей из 14. Попробуем в числе оставшихся 9 мыслей выявить основную мысль. Для этого можно продумать, какие мысли подчиняются каким, и построить логику взаимного подчинения:
Возможно, основной мыслью абзаца является мысль №3, как Вы думаете?
Хорошо было бы, если бы Вы время от времени выявляли основные мысли абзацев таким же тщательным образом. Но на это требуется много времени. Поэтому рассмотрим еще один вариант упрощенного выявления основной мысли абзаца:
Интересные сведения удалось разыскать итальянскому историку
Нино Перелли в архивах библиотеки 0 Парме. Оказывается, в 1561 году был проведен необычный конкурс. Студент философии Джулио Джуди демонстрировал публике свою необычайную память. Вначале он в течение шести часов читал вслух книгу, а затем повторил содержащиеся в ней 36 тысяч слов в произвольном порядке. Мало того, он мог повторить сказанное слово в слово, затем — пропуская каждое третье слово, потом — снова в произвольном наборе. За необычные способности современники прозвали Джулио человеком — Великая Память.
В этом тексте первой существенной мыслью является:
1. Существует официальный документ о том, что человек способен запоминать огромные тексты.
Пока не известно, является данная мысль основной в абзаце, ведь нам не с чем ее сравнить. Поэтому выявляется вторая мысль:
2. Человек способен запоминать тексты объемом около 40 ООО слов (это около 100 страниц).
Теперь видно, что первая мысль лишь ДОКАЗЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ второй мысли, т. е. из двух мыслей вторая является более важной.
В тексте есть еще одна существенная мысль:
3. Человек может запоминать большие тексты так, что способен вспоминать их дословно и даже вспоминая слова в любом порядке.
Понятно, что третья мысль подчиняется второй, так как третья мысль всего лишь РАСКРЫВАЕТ СУТЬ второй мысли, уточняет, насколько хорошо могут запоминаться большие тексты. В итоге, по схеме можно утверждать, что основной мыслью абзаца является вторая мысль.
УПРАЖНЕНИЕ 12. Прослушайте один абзац устного текста по радио, ТВ или из предварительно записанной Вами на магнитофон речи. Выявите основную мысль абзаца. Мысленно сформулируйте выявленную ОМ своими словами. Перейдите к следующему абзацу.
Вот Вы и изучили весь первый путь развития навыков осмысления СОДЕРЖАНИЯ текстов (следует напомнить, что второй путь — отработка навыков восприятия ФОРМЫ изложения текстов). Вы научились осмысливать СОДЕРЖАНИЕ текста в процессе запоминания. Теперь Вам предстоит в течение целой недели отработанные умения превратить в устойчивые навыки.
Для того чтобы в ходе недельной практики Вы не совершали ошибок, попробуйте оценить, все ли Вы делаете правильно. Для этого мы вместе тщательно проработаем текст о жу-ках-оленях, который Вы читали в качестве тестового задания. Заодно Вы сможете оценить, как бы Вы запомнили этот текст, если бы умели профессионально осмысливать его содержание.
Вернитесь к началу учебника, найдите тест 1 и просмотрите текст еще раз. Текст состоит из пяти абзацев. В начале из всего текста выделим все понятия, т. е. выпишем ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем выделим из текста все существенные мысли, т. е. выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?». В заключение среди всех существенных мыслей каждого абзаца выделим основную мысль (ОМ).
В первом абзаце «На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!» говорится:
о юге нашей страны; о большом и рогатом жуке-олене; еще раз о жуке (написано «у них»); об оленьих рогах (точнее, о рогах, похожих на оленьи рога).
Теперь Вы самостоятельно напишите все понятия из 2-го абзаца: «У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками».
Сверьте со списком понятий:
- этот жук (жук-олень)
- склонность к дубовому соку
- место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок
- жуки (множество жуков)
- «водопой»
- десятки жуков (количество прилетающих жуков)
Совпали понятия? Возможно, в некоторых случаях Вы использовали синонимы, но по значению должны были написать именно эти слова и словосочетания.
Возможен вариант деления сложного выражения «место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок» на маленькие фрагменты: «место на дубе», «кора древесных суков», «сок».
Теперь выделите понятия из третьего абзаца:
«Напившись бодрого напитка, жуки дерутся и, как олени, «бодаются». Стараются, поддев других рогами, сбросить с сука. Челюстями кусаются. А челюсти у них очень мощные».
Из четвертого абзаца:
«В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу».
И из пятого абзаца:
Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок является только «хмельным питием».
Написали?
А теперь сверьте выписанные Вами понятия.
Понятия третьего абзаца:
1) бодрый напиток
2) жуки
3) олени
4) другие жуки
5) рога
6) сук
7) челюсти
8) челюсти
9) качество челюстей (мощные)
Понятия четвертого абзаца:
1) финал сражения
2) самый сильный жук
3) сладкий источник
4) длительность (не долго)
5) он (жук)
6) питье в одиночестве
7) длительность (скоро)
8) претенденты
9) победитель
10) борьба
Понятия пятого абзаца:
1) дубовый сок для рогачей
2) бодрящий напиток
3) пропитание
4) склонность к соку у жуков
5) известность информации (понятная)
6) настоящее время (все еще)
7) сомнения в объяснении необходимости сока как пищи
8) некоторые энтомологи
9) взрослые жуки-олени
10) подобная пища
11) дубовый сок
12) «хмельное питие»
Теперь выпишите из всех абзацев все существенные мысли, отвечающие на вопрос «Что говорится в тексте?», и сверьте со следующими:
первый абзац:
На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень.
У жуков-оленей есть рога, похожие на оленьи рога!
второй абзац:
У жука-оленя имеется склонность к дубовому соку.
На месте, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки.
Жуки собираются на «водопой».
На «водопой» прилетают десятками.
третий абзац:
Жуки напиваются бодрого напитка.
Жуки (напившиеся) дерутся с жуками.
Жуки (напившиеся) «бодаются», как олени.
Жуки (напившиеся) стараются сбросить с сука другого.
Жуки (напившиеся) поддевают других рогами.
Жуки (напившиеся) кусаются челюстями.
Челюсти жуков являются очень мощными.
четвертый абзац:
В финале сражения обычно остается самый сильный жук.
Самый сильный жук остается у сладкого источника.
Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве.
Скоро возвращаются претенденты.
Победитель снова вступает в борьбу.
ВЫ УМЕЕТЕ ВЫЯВЛЯТЬ ИЗ ТЕКСТА ПОНЯТИЯ. ВЫ УМЕЕТЕ ВЫЯВЛЯТЬ ИЗ ТЕКСТА МЫСЛИ. ВЫ УМЕЕТЕ ВЫЯВЛЯТЬ СРЕДИ МЫСЛЕЙ АБЗАЦА ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ.
пятый абзац:
Дубовый сок для рогачей является бодрящим напитком.
Дубовый сок для рогачей является пропитанием.
Склонность к соку у жуков является вполне понятной.
Все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи.
Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются.
Некоторые энтомологи уверяют, для взрослых жуков-оленей дубовый сок является только «хмельным питием».
И в заключение выделите среди существенных мыслей абзацев основные мысли.
Сверьте с ключом:
- На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень.
- У жука-оленя имеется склонность к дубовому соку.
- Напившиеся жуки дерутся с другими напившимися жуками.
- Самый сильный жук остается у сладкого источника.
- Все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи.
Итак, Вы научились осмысливать содержание текстов. Для этого Вы освоили три важных действия:
Теперь Вам следует закрепить отработанные умения и довести их до навыков так, чтобы во время чтения или слушания Ваш мозг выполнял бы эти действия автоматически. Этого можно добиться путем регулярного выполнения упражнений. Далее Вам предлагаются упражнения для пяти дней непрерывных тренировок.
Перед тренировками ознакомьтесь с Приложением к данной главе учебника. Оно пригодятся для формирования некоторых качеств профессиональной памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Привыкание к регулярному запоминанию и регулярному воспроизведению
Среди огромного числа людей, страдающих от того, что они плохо запоминают нужную им информацию, исследователями памяти был проведен опрос. Оказалось, что большая часть из них умела запоминать нужную информацию при условии, что они настраиваются специально и знают о предстоящем тестировании. Почему же в реальной обстановке память дает сбои? Одной из серьезных причин является отсутствие банальной привычки запоминать нужную информацию.
В процессе учебы в начальных классах и в классах средней школы из опрошенных обладали нормальной памятью и к учебе относились самым обычным образом. Все нужное запоминалось само собой. Разве что иногда приходилось специально заучивать наизусть. В 7-х, в 8-х и в 9-х кассах школы начали появляться предметы, не вызывающие у них особого интереса. Учебные тексты по этим предметам должны были изучаться дольше, и усилий нужно было пРикладывать больше. Но школьники, как правило, не умели вовремя оценить приближающиеся трудности. Они продолжали работать в прежнем режиме. Если бы своевременно (в 8-м, в 9-м или даже в 10-м классе) учащиеся при изучении «неинтересных» предметов начали формировать привычку РЕГУЛЯРНО запоминать нужную информацию, которую нужно так же РЕГУЛЯРНО извлекать из памяти (не пользуясь тем, что не спросили на уроке, значит, можно не помнить), то в дальнейшем проблем бы не возникало.
Большинство взрослого населения, как показывают оценки ученых, не приучены запоминать профессиональную информацию, регулярно и нерегулярно обращаются к своей памяти за нужной для работы информацией. Таким образом, пассивное использование памяти закрепляется с каждым годом. Память, как психическое качество личности, начинает «дряхлеть» так же, как обычно физически слабеет любой человек, не загружающий себя регулярными физическими нагрузками.
Если Вы обратились к этой книге, скорее всего, Вы, как и большинство людей, утратили «форму» в смысле запоминания. Следовательно, Вам рекомендуется выполнять два упражнения, формирующих привычку регулярно запоминать нужную информацию и регулярно применять на практике информацию из памяти.
В первом упражнении от Вас потребуется в течение ближайших 4 недель ежедневно запоминать тексты. В практической части каждого раздела книги есть наборы текстов. С каждой неделей эти наборы будут содержать все больше и больше текстов (по 3 текста, затем по 4, по 5 и по 6 текстов в день). Вам будут предложены тексты двух типов: тексты, акцентирующие внимание на смысловой части содержания, и тексты, акцентирующие внимание на числовой информации. Нужно ПРИУЧИТЬ (пока — не научить) себя запоминать тексты двух типов. Запоминание каждого типа требует соответствующей психологической подготовки.
Второе упражнение Вы будете выполнять с информацией, уже имеющейся в Вашей памяти. Вот это упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 13. В течение дня вспомните полезную для Вас информацию (мысли, формулы, правила, законы и тому подобную информацию по работе или по учебе в школе или вузе, полезные советы, просто смешные рассказы или анекдоты).
Припоминаемую информацию сегодня же обязательно примените на практике:
- — закрепите в памяти для последующего припоминания (например, при подготовке к экзаменам);
- — перескажите тому, кому она может показаться интересной;
- — выполните с помощью этой информации какую-либо работу или решите какую-либо проблему, задачу;
- — с использованием этой информации или основываясь на ней изучите сложный текст (следующую тему по предмету);
- — используйте ее, чтобы обдумать или переосмыслить что-либо;
- — вспомните информацию, просто чтобы получить удовольствие.