ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


Выявление мыслей

Теперь научитесь выявлять из текста мысли — понятия, связанные смыслом. Чаще всего мысли содержат по 2 понятия. Иногда в мысли оказываются связанными последовательно 3 или более понятий, связанных последовательно. Как правило, в качестве смысловой связки выступают глаголы. Сложные мысли текста разбивайте на простые.

УПРАЖНЕНИЕ 6 Просматривая текст, выделите и выпишите части предложений или целые предложения, являющиеся ответами на вопрос «Что говорится в тексте?». Постарайтесь формулировать ответы так, чтобы они не включали в себя два или более простых предложения. Желательно ответы не переписывать из текста по частям, а, запоминая целиком предложение, записывать его по памяти. Если при выполнении упражнения Вы будете ограниченны во времени, то для экономии времени можете выписывать лишь ключевые слова из каждого предложения.

Через день-два, прочитывая последовательно все выписанные предложения одного текста, попытайтесь составить из них связный рассказ. Получающиеся рассказы произносите вслух.

Рассмотрим пример выполнения упражнения. Из текста

«Поскольку киты — млекопитающие, то их детеныши, так же, как и детеныши других животных этого класса, вскармливаются материнским молоком. Они не выводятся из икринок, как рыбы, а рождаются живыми и какое-то время после рождения остаются с матерью».

Выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?»:

Поскольку киты — млекопитающие, то их детеныши, так же, как и детеныши других животных этого класса, вскармливаются материнским молоком.

Киты не выводятся из икринок, как рыбы.

Киты (точнее — их детеныши) рождаются живыми.

Киты (точнее — их детеныши) какое-то время после рождения остаются с матерью.

Если Вам не понравится, что некоторые предложения оказываются слишком крупными (как, например, первое предложение), то можете их искусственно раздробить. При этом следите за тем, чтобы полученные мелкие предложения не исказили смысл исходного предложения.

Как Вы думаете, можно без искажения смысла заменить первое большое предложение тремя мелкими:

Киты являются млекопитающими.

Детеныши других животных класса млекопитающие вскармливаются материнским молоком.

Детеныши китов вскармливаются материнским молоком.

Каждое из предложений по смыслу оказалось истинным, но в этом наборе предложений потерялась логика рассуждений. В итоге, предложения уже нельзя рассматривать как часть целого текста.

УПРАЖНЕНИЕ? Прослушивая в течение нескольких секунд устную речь, выделите и попытайтесь запомнить части предложений или целые предложения, являющиеся ответами на вопрос «Что говорится в тексте?». Затем попытайтесь пересказать услышанный текст, мысленно отвечая на вопрос «Что говорилось в тексте?». Попытайтесь в Вашем рассказе услыхать плавную связную речь: рассказ Должен получиться гладким, без разрывов в логике изложения.

Лучше всего это упражнение выполнять на устных текстах, предварительно записанных Вами на магнитофон (можете сами начитать текст из книги или учебника либо записать речь преподавателя). В этом случае Вы будете иметь возможность повторить предложение или проверить качество выполненной Вами работы.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Приготовьте легкий по содержанию текст с простыми и желательно короткими предложениями. Прочитайте три предложения, внимательно осмысливая содержание и образно представляя каждое понятие предложений.

Теперь медленно прочитайте начало первого предложения и, оторвав взгляд от текста, произнесите окончание предложения. Если не получилось — подсмотрите. Перейдите ко второму предложению. Затем к третьему.

Если при выполнении упражнения Вы с трудом вспоминали окончания предложений, то продолжайте работать с тремя предложениями. Если Вы легко справились с заданием, то либо перейдите к трудным текстам (например, к учебным текстам), либо запоминайте не по три предложения, а по 5 предложений.

За 2—3 недели выполнения упражнения добейтесь успешного выполнения упражнения с семью предложениями.

Пример выполнения упражнения. Запомните три предложения:

Гэворят, что белый цвет в цветочном венчике анютиной глазки — это цвет надежды, желтый — удивления, а фиолетовыйпечали. Согласно легенде трехцветные лепестки анютиных глазок — это три периода жизни деревенской девочки Анюты. У нее было доброе сердце и доверчивые лучистые глаза.

Запомнили? Напишите окончания предложений:

Гэворят, что белый цвет в цветочном венчике анютиной глазки — это

alt

Сверьте. Если по смыслу Вы не ошиблись и факты назвали правильно, то попробуйте запомнить больше предложений. Может, осмелитесь сразу на семь?

Каждому слову, обращенному к ней, она верила, любому поступку находила оправдание. И надо же, на свою беду, повстречала Анюта коварного обольстителя, льстеца и нечестивца. Ему удалось зажечь в ее юном сердце огонь первой любви. Она потянулась к нему всей душой. А в ответ — испуг и колебание любимого — юноша заспешил в дорогу по неотложным делам, заверяя, что он еще вернется к ней, своей избраннице. Долго-долго смотрела вслед ему Анюта, еще дольше ожидала и угасла тихо от тоски. А когда скончалась, на земле, где была она погребена, взошли цветочки, в трехцветных лепестках которых словно отразились надежда, удивление и печаль.

Напишите окончания предложений:

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Сверьте.

УПРАЖНЕНИЕ 9. Приготовьте текст, содержащий большое количество числовых выражений и названий. Прочитайте два предложения внимательно, осмысливая содержание, образно представляя каждую величину и многократно повторяя встречающиеся названия.

Теперь медленно прочитайте начало первого предложения и, оторвав взгляд от текста, произнесите окончание предложения. Если не получи

лось — подсмотрите. Перейдите ко второму предложению.

Если при выполнении упражнения Вы с трудом вспоминали окончания предложений, то продолжайте работать с двумя предложениями. Если Вы легко справились с заданием, то запоминайте не по два предложения, а по три.

За 2—3 недели выполнения упражнения добейтесь успешного выполнения упражнения с пятью предложениями.

Пример выполнения упражнения. Запомните два предложения:

Первые механические часы были изобретены около середины X века. Очень долго часы имели только одну стрелку — часовую.

Напишите окончания предложений:

alt

Сверьте. Если по смыслу Вы не ошиблись и все величины привели правильно, то попробуйте запомнить три предложения:

Только в 1700 году появилась и минутная стрелка. Через 60 лет появилась и секундная стрелка. Целых 400 лет часы приводятся в действие пружиной.

Напишите окончания предложений:

Только в_

alt

Сверьте. Если по смыслу Вы не ошиблись и все величины привели правильно, то попробуйте запомнить пять предложений:

В числе тикающих и безмолвствующих обитателей швейцарского музея была пара действующих часов с боем, одинаковым по тембру. Однажды они ударили 19 раз подряд. Это произошло потому, что начало боя на первых часах опаздывало по отношению ко вторым часам на 2 секунды. Кроме того, первые часы, оказывается, ударяли через каждые 3 секунды, а вторые — через 4 секунды.

Напишите окончания предложений:

alt

Сверьте. Скорее всего, уже с пятью предложениями Вы начали испытывать трудности?

УПРАЖНЕНИЕ 10. Приготовьте текст, содержащий 5—10 строк смыслового текста без формул, названий, фамилий и числовой информации. Медленно прочитайте 1 раз первое предложение (если оно большое, то прочитайте его часть) и мысленно воспроизведите его. Воспроизводите как можно ближе к тексту. При воспроизведении представляйте детальный образ всего, о чем говорится в предложении, и вызывайте все ощущения и чувства, которые должны были бы сопровождать данное смысловое предложение.

Теперь прочитайте первое предложение и сразу же второе. Мысленно воспроизведите оба предложения. Добавьте третье предложение. И т. д. до тех пор, пока Вы оцените, что при воспроизведении предложений начали терять детали в образах или даже целые предложения.

При последующем выполнении упражнения увеличивайте количество воспроизводимых предложений.

Научившись воспроизводить около 10 небольших предложений, начните увеличивать темп воспроизведения.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт