ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА

■    Осмысление содержания

Выявление существенной информации Выявление понятий Выявление мыслей Выделение основной мысли абзаца Приложение

Привыкание к регулярному запоминанию и регулярному воспроизведению Тезаурус — слова и словосочетания Тезаурус — смысловые блоки Тезаурус — предыдущие знания

■    Практика

Содержание запоминаемого текста может вызывать образные представления, может ассоциироваться с различными чувствами, может быть связано с какими-либо ощущениями, но, самое главное, содержание запоминаемого текста ОСМЫСЛИВАЕТСЯ запоминающим. В осмысление вовлекаются отдельные понятия, смысловые блоки, целые предложения и абзацы — группы предложений. Следовательно, тренирующему память нужно научиться усваивать все эти составные части текста.

alt

Осмысление содержания запоминаемых текстов, как показали ученые, производится с помощью РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ — навыков чтения и навыков слушания. Следовательно, для того чтобы научиться лучше запоминать, нужно научиться хорошо осмысливать прочитываемые тексты и прослушиваемые речи.

Навыки осмысления письменных и устных текстов лучше всего развивать двумя путями:

  1. Отработкой навыков усвоения СОДЕРЖАНИЯ текстов, т. е. научившись извлекать существенную информацию из текстов;
  2. Отработкой навыков выявления ФОРМЫ изложения текстов, т. е. научившись выявлять то, как передается содержание текста.

Выявление существенной информации

Сначала следует научиться выявлять из текста всю информацию, которая окажет на осмысление содержания существенное влияние. К существенной информации можно относить описываемые в тексте объекты, их качества действия, состояния и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 1 Просматривая текст с максимально возможной скоростью (но не слишком быстро), раздельно подчеркните все отдельно стоящие значимые слова или словосочетания, все значимые числа и все значимые названия (имена, термины и т. п.). Все, что Вы подчеркиваете, должно работать на раскрытие содержания текста.

Затем отложите текст на некоторое время.

Теперь, прочитывая только подчеркнутое (избегайте явного прочи-тывания того, что не подчеркнуто), восстановите в памяти содержание текста. Если Вы сумели восстановить содержание (должно быть осознание того, что Вы ПОНЯЛИ текст еще раз), то мысленно перескажите его.

Если есть время, то продолжите выполнение упражнения на более сложном уровне: медленно перечитайте все подчеркнутое еще раз и запомните в последовательности. Вспоминая поочередно запомнившиеся слова или словосочетания, числа или названия, воссоздайте содержание текста и перескажите его вслух (если есть время — напишите созданный текст).

Выполните упражнение на простом тексте. Подчеркните в нем все значимые для понимания содержания слова и словосочетания:

Ученые изучали вопрос о «месте хранения» памяти. Поняв, какую роль играют различные части мозга во время запоминания, ученые пришли к выводу об отсутствии в мозге специализированного центра памяти.

А теперь сравните результаты своей работы:

Ученые изучали вопрос о «месте хранения» памяти. Поняв, какую роль играют различные части мозга во время запоминания, ученые пришли к выводу об отсутствии в мозге специализированного центра памяти.

Сошлось? Попробуйте выполнить упражнение на более сложном тексте и, возможно, обнаружите, что выполнять его стало труднее:

Прогресс в развитии исследований, посвященных изучению памяти, связан с уровнем развития ряда научных дисциплин, определяющих не только методический уровень работ, но и методологическую направленность в изучении столь сложного явления, каковым является память.

Сравните:

Поогоесс в развитии исследова-ний. посвященных изучению памяти. связан с уровнем развития ряла научных дисциплин, определяющих не только метолический уровень работ. но и методологическую направленность в изучении столь сложного явления. каковым является память.

Наверное, с трудом удавалось продираться через «дебри» терминов? Отсюда сделайте вывод: в первые дни лучше всего выполнять упражнение на легких текстах или хотя бы на текстах, не содержащих крупные блоки трудных или малопонятных словосочетаний.

УПРАЖНЕНИЕ 2 Прослушивая устную речь лектора или магнитофонную запись собственного прочтения текста по изучаемому предмету, мысленно выделяйте все произнесенные значимые слова и словосочетания, все значимые числа и названия, использованные в тексте для раскрытия содержания.

УПРАЖНЕНИЕ 3 Приготовьте текст. Прочитайте первое слово первого предложения и перескажите его. Прочитайте первое и второе слова вместе и перескажите их. То же самое проделайте с тремя словами и так далее до конца предложения. Перейдите к следующему предложению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт