Тезаурус — слова и словосочетания


Представьте себе, что Вы читаете (или слушаете) текст по какой-либо Вашей предметной области. Согласитесь, что если бы мозг научился быстрее извлекать из памяти значения всех встречающихся в тексте слов, словосочетаний, формул и т. п. (т. е. мог бы мгновенно узнавать все, о чем говорится в тексте) и научился быстрее представлять образы всех понятий, то запоминание текстов стало бы очень простым делом! Научиться этому можно. Для этого нужно провести следующую работу:

  1. В память предварительно необходимо заложить запас объяснений значений всех понятий, которые встретятся в тексте (толкования понятий), и запас образных представлений всех понятий.
  2. Научить мозг во время чтения или слушания текстов мгновенно извлекать соответствующие толкования и образы.

Как добиться этого и каким должен быть состав запаса понятий по каждой предметной области? Об этом и пойдет речь в данном разделе учебника. Если Вы выполните все упражнения и рекомендации этого раздела, Вы сможете профессионально готовиться к восприятию и запоминанию информации. Первый шаг к совершенствованию памяти будет Вами сделан.

Давайте называть ТЕЗАУРУСОМ по какой-либо одной конкретной предметной области достаточный набор слов и словосочетаний (за исключением служебных слов), с помощью которого можно полностью понимать тексты, написанные для людей Вашего уровня. В конечном счете тезаурус должен быть переведен в память.

В тезаурус, который хранится в памяти, кроме самих слов и словосочетаний, следует ввести и толкования всех этих слов и словосочетаний, и образные представления, соответствующие понятиям и их толкованиям. Желательно формирование тезауруса в памяти проводить постепенно.

Чтобы Вы почувствовали, как реально влияет слабый тезаурус на Ухудшение понимания и запоминания, проведем опыт.

В начале попробуйте запомнить список хорошо известных Вам понятий. Запоминайте в данной последовательности! Все слова запомнятся хорошо. Да и образы данных понятий будут быстро всплывать из Вашей памяти. На запоминание затратьте 2 минуты. Запоминайте в данной последовательности.

Готовы? Начинайте:

1. Стол

11. Луна

2. Нитки

12. Гостиница

3. Телевизор

13. Муха

4. Букет

14. Фонтан

5. Кошка

15- Чай

6. Река

16. Ножницы

7. Книга

17. Кольцо

8. Собака

18. Камень

9. Очки

19. Палатка

10. Лампа

20. Овраг

Теперь закройте слова и напишите их по памяти:

alt

Оцените результат, присвоив каждому слову, поставленному на место 5%, а слову, написанному правильно, но стоящему не на своем месте, 3%. Итого:_%.

А теперь за те же 2 минуты запомните другие понятия, многие из которых Вам, возможно, знакомы, но плохо, или Вы плохо представляете себе их образы. В итоге Вы сможете оценить, что запоминание этих слов пройдет хуже, чем запоминание предыдущего списка слов.

Готовы? Начинайте!

1. Планшет

11. Сателлит

2. Мездра

12. Острога

3. Пастораль

13. Цикада

4. Вязанка

14- Обелиск

5. Рефрен

15- Шафран

6. Фарватер

16. Сучкорез

7. Лакуна

17. Амулет

8. Росомаха

18. Швеллер

9. Теодолит

19. Бивуак

10. Петарда

20. Каньон

Тезаурус — слова и словосочетания

Если не произошло каких-либо случайностей, результат запоминания второго списка должен оказаться ниже результата запоминания первого списка. Это легко объяснимо: воспринимая слова второго списка, Вы должны были из памяти извлекать толкования малознакомых слов (ведь для запоминания Вам нужно было узнавать значения понятий) и извлекать образы слабо представляемых понятий. Если они находились в памяти, то из-за того, что были малоупотребляемы, эти понятия извлекались медленно. Если же в Вашей памяти не оказывалось толкования некоторых слов, то приходилось придумывать толкование неизвестного слова. А этот процесс протекает еще медленнее и может не дать устойчивых результатов. То же самое происходило с образами, отсутствующими в памяти.

Выполните второй тест «Запоминание текстов», чтобы оценить влияние тезауруса на запоминание текстов. Вам будут предложены 2 текста. Тексты содержат факты и мысли. Первый текст написан с использованием хорошо знакомых Вам понятий. Вы легко сможете представить все образы, легко представите в Вашем воображении все детали (цвета, габариты, формы). Чтение будут сопровождать хорошо знакомые Вам эмоции. Все это будет способствовать тому, что ТЕКСТ ЛЕГКО ЗАПОМНИТСЯ. Но ЭТО не значит, что Вам знакомо СОДЕРЖАНИЕ текста.

Готовы? Зафиксируйте время_

мин._сек.

Начинайте!

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт