Тезаурус — слова и словосочетания


ДЕРЕВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

До XIX века дерево было самым распространенным материалом в России. Даже в те исторические периоды, когда каменное зодчество было хорошо известно в стране, многие состоятельные лица предпочитали жить в деревянных зданиях. Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба с печью, топящейся по-черному, до дворцовых хором, отличавшихся сложным расположением построек, изобилием переходов и крылец, всевозможными украшениями.

Главным орудием производства был топор. В летописях употреблялось не слово «построить», а «срубить»: рубить избу, хоромы, церкви, города. Большая пила появилась еще в Древней Руси, однако ее появление мало что изменило в характере обработки дерева. Распиловочный инструмент использовался главным образом в корабельном деле, в крупных царских и монастырских хозяйствах.

Основная форма конструкции в русском деревянном зодчестве — сруб. Он состоял из венцов, образующих стены. Венцы делались из горизонтально расположенных бревен.

Существовало несколько видов покрытий: в основном шатровые и кубоватые (невысокие шатры с криволинейным профилем в виде бочки). Кровли делались тесовые или в виде лемеха. Лемех можно было видеть в основном на крышах сложных очертаний, т. е. на шатрах, кубах, бочках, главах церквей. Нижние концы лемеха имели разную форму: заостренные, закругленные или городчатые.

В деревянных сооружениях всегда проявлялась изысканность силуэтов, лаконичность основных объемов и гармония, заключенная между мощью основных масс сооружений и утонченностью деталей.

Стоп!

Зафиксируйте время: _ мин.

__ сек. или, если округлить, то около минут.

Прочитали за такое же время? Возможно, Вы затратили на этот текст больше времени?

Теперь ответьте на вопросы:

  1. Чем отличались дворцовые хоромы?
  2. Что главным образом использовалось в корабельном деле, в крупных царских и монастырских хозяйствах?
  3. Назовите основную форму конструкции в русском деревянном зодчестве.
  4. Перечислите виды покрытий деревянных сооружений.
  5. В чем заключалась гармония, проявлявшаяся в деревянных сооружениях?

alt

Проверьте ответы и оцените их полноту и точность (по каждому ответу проставьте проценты, исходя из Расчета: 20% — за полный и точный ответ; 0% — за отсутствие ответа или полную неточность; от 1 до 19% — за промежуточные результаты):

alt

В итоге, текст усвоен на_ %.

Скорее всего, Вы второй текст усвоили хуже.

Теперь сравните время чтения и качество усвоения двух текстов.

Вывод по двум текстам: на запоминание ВЛИЯЕТ ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ!

Следовательно, чтобы ЛУЧШЕ И БЫСТРЕЕ ЗАПОМИНАТЬ ТЕКСТЫ, нужно предварительно готовиться к восприятию, проводить ПРЕДМЕТНУЮ ПОДГОТОВКУ!

Выполняйте упражнения, которые позволят Вам сформировать и закрепить тезаурус в памяти для наилучшего использования на практике. Выполнив все упражнения, Вы смело сможете сказать себе: «Теперь я сумею запоминать все необходимое из моих предметных областей!»

Для выполнения упражнений составьте тезаурусы по тем областям знаний, в которых Вы собираетесь научиться качественно запоминать (напечатайте или напишите слова и словосочетания в одну колонку). Тезаурусы должны содержать не менее двух-трех сотен слов и словосочетаний, хотя было бы лучше, если бы Ваши тезаурусы включали все ЧАСТО встречающиеся в Ваших текстах ЗНАЧИМЫЕ слова и словосочетания.

Формирование хорошего тезауруса подобно овладению мастерством игры на музыкальном инструменте. При вдохновенной игре даже в

очень быстром темпе пальцы скрипача ложатся на нужные места грифа, и мастеру игры в такие моменты не нужно специально задумываться над техникой игры, ведь он предварительно наработал ее. Точно так же и запоминающему человеку, обладающему хорошим тезаурусом, кажется, нет необходимости загружать мозг работой по извлечению толкований понятий и их образов (на самом деле мозг производит извлечение, но мастерски) и только нужно творчески переосмысливать содержание, полностью погрузившись в тему.

Тезаурус нужно формировать

так:

  • —    во время чтения текстов по какой-либо предметной области выписывайте в специально заведенную тетрадь значимые и часто встречающиеся слова и словосочетания в этой предметной области;
  • —    если Вы знаете толкование очередного написанного Вами понятия, то это толкование можете не записывать;
  • —    если толкование понятия Вам известно плохо, найдите объяснение этого слова или словосочетания в учебниках или в толковых словарях и запишите.

УПРАЖНЕНИЕ

Прочитайте последовательно все слова и словосочетания готового тезауруса и мысленно поставьте в соответствие каждому слову и словосочетанию его значение, т. е. мысленно сформулируйте для каждого слова или словосочетания его полное толкование.

УПРАЖНЕНИЕ

Прочитайте последовательно все слова и словосочетания тезауруса, представляя образы, связанные со значениями каждого слова и словосочетания.

УПРАЖНЕНИЕ

Запоминайте слова и словосочетания тезауруса группами по 20 (30, 40 или 50) слов и словосочетаний за каждый прием. Запоминайте в том порядке, в котором они стоят в списке.

Припоминайте усвоенные группы слов и словосочетаний через 15-20 минут, затем — через 6-10 часов и последний раз — через сутки. Припоминаемые слова произносите по одному и сличайте поочередно со списком или сверяйте со списком Ваши записи вспомнившихся слов.

УПРАЖНЕНИЕ

Просматривая текст, заменяйте, если можно, словосочетания одним словом. Например: «давать информацию» меняйте на «информировать».

УПРАЖНЕНИЕ

Просматривая текст, заменяйте, если можно, части предложений со словами «который» на причастные обороты.

УПРАЖНЕНИЕ

Просматривая текст, заменяйте, если можно, слова или словосочетания на синонимы.

Вы убедились, что для запоминания текстов важно знакомство со значениями понятий, с помощью которых передается информация, со стоящими за ними образами и связанными с ними чувствами и ощущениями. Но и этого недостаточно, чтобы все понималось и все запоминалось. Особенно для запоминания текстов по предметам.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт