ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


Выявление понятий

Приучив себя выявлять из текста всю существенную информацию, приступайте к выполнению следующих упражнений, которые научат выявлять из текста только понятия, отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?»

УПРАЖНЕНИЕ 4 Просматривая текст, мысленно выделите, и если есть возможность, то выпишите слова и словосочетания (понятия), отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?» Каждое выделенное из текста понятие должно в воображении создавать конкретный образ.

Через день-два, прочитывая последовательно все выписанные слова и словосочетания, попытайтесь с их помощью мысленно составить текст (восстановить прочитанный ранее текст). Если будет возможность, то восстановленные тесты рассказывайте вслух.

Пример. В тексте

Гусиные бои — забава старинная и только российская. В других землях тешатся схватками петухов и перепелов, грызней собак и крысиными гонками, сражением бойцовых рыбок и тараканьими бегами. В литературе и музыке воспета знаменитая коррида. Гусиная потеха не лучше и не хуже других.

можно выделить следующие понятия (слова и словосочетания), отвечающие на вопрос «О чем?»:

  1. гусиные бои
  2. забава
  3. другие земли
  4. схватки петухов
  5. схватки перепелов
  6. грызня собак
  7. крысиные гонки
  8. сражение бойцовых рыбок
  9. тараканьи бега
  10. литература
  11. музыка
  12. знаменитая коррида
  13. гусиная потеха
  14. другие потехи

Примечание 1. Если Вы будете выполнять упражнение письменно, то, закончив выписывание понятий, проверьте, правильно ли Вы их выписали. Для этого к каждому выписанному слову или словосочетанию задайте проверочный вопрос: «Что же говорится в тексте об этом?» Если Вы сможете ответить на проверочный вопрос только с использованием слов текста, то это будет означать, что Вы правильно выписали данное слово или словосочетание. Если для ответа на вопрос «Что же говорится об этом в тексте?» понадобятся слова, которых в тексте нет, то Вы неправильно выделили понятие.

Например, на проверочный вопрос «Что говорится о гусиных боях?» можно ответить словами из текста: «гусиные бои — забава» (или «Гусиные бои являются забавой»). Значит, понятие «забава» было выписано правильно.

Предположим, что мы ОШИБОЧНО выписали из текста слово «воспевание», думая, что оно является ответом на вопрос «О чем говорится?» -«О воспевании». Ошибка обнаружится сразу, как только мы зададим проверочный вопрос «Что же говорится о воспевании?» и поймем, что словами текста ответить на него нельзя. Например, ответ: «В тексте говорится, что воспевание корриды производилось в литературе и музыке» хотя и является верным по смыслу, но пришлось использовать слово «производилось», которого в тексте нет.

Проверку правильности выписанных понятий можно произвести и следующим путем: замените все выписанные понятия на местоимения и с помощью местоимений восстановите исходный текст. Если восстановленный текст не исказит исходный смысл, то можно быть уверенным в правильном выполнении упражнения.

Например:

Они (гусиные бои) являются ею (забавой). Там (в других землях) тешатся этим (схватками петухов) и этим (схватками перепелов), этим (грызней собак) и этим (крысиными гонками), этим (сражением бойцовых рыбок) и этим (тараканьими бегами). Здесь (в литературе) и здесь (в музыке) воспета она (знаменитая коррида). Она (гусиная потеха) является не лучше и не хуже тех (других таких же).

УПРАЖНЕНИЕ 5 Прослушивая в течение нескольких секунд устную речь, выделите и попытайтесь запомнить слова и словосочетания, отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем попытайтесь с их помощью пересказать текст.

Старшеклассникам и студентам упражнение 5 желательно выполнять, прослушивая предварительно записанную на диктофон речь преподавателя.

В текстах некоторые понятия передаются в виде числовых выражений (для обозначения величин или номеров) или в виде терминов, названий и имен. Для их быстрого и надежного запоминания можно предложить два пути:

  1. Попытаться осмыслить значение величины (почему именно это число соответствует данной величине) или разобраться в этимологии термина, названия или имени (как возникло слово);
  2. Запомните число, термин, название или имя с использованием МНЕМОТЕХНИКИ (см. учебник ШРЧ по мнемотехнике), т. е. создавая искусственные ассоциации на основе запоминаемых понятий.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт