Выявление понятий
Приучив себя выявлять из текста всю существенную информацию, приступайте к выполнению следующих упражнений, которые научат выявлять из текста только понятия, отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?»
УПРАЖНЕНИЕ 4 Просматривая текст, мысленно выделите, и если есть возможность, то выпишите слова и словосочетания (понятия), отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?» Каждое выделенное из текста понятие должно в воображении создавать конкретный образ.
Через день-два, прочитывая последовательно все выписанные слова и словосочетания, попытайтесь с их помощью мысленно составить текст (восстановить прочитанный ранее текст). Если будет возможность, то восстановленные тесты рассказывайте вслух.
Пример. В тексте
Гусиные бои — забава старинная и только российская. В других землях тешатся схватками петухов и перепелов, грызней собак и крысиными гонками, сражением бойцовых рыбок и тараканьими бегами. В литературе и музыке воспета знаменитая коррида. Гусиная потеха не лучше и не хуже других.
можно выделить следующие понятия (слова и словосочетания), отвечающие на вопрос «О чем?»:
- гусиные бои
- забава
- другие земли
- схватки петухов
- схватки перепелов
- грызня собак
- крысиные гонки
- сражение бойцовых рыбок
- тараканьи бега
- литература
- музыка
- знаменитая коррида
- гусиная потеха
- другие потехи
Примечание 1. Если Вы будете выполнять упражнение письменно, то, закончив выписывание понятий, проверьте, правильно ли Вы их выписали. Для этого к каждому выписанному слову или словосочетанию задайте проверочный вопрос: «Что же говорится в тексте об этом?» Если Вы сможете ответить на проверочный вопрос только с использованием слов текста, то это будет означать, что Вы правильно выписали данное слово или словосочетание. Если для ответа на вопрос «Что же говорится об этом в тексте?» понадобятся слова, которых в тексте нет, то Вы неправильно выделили понятие.
Например, на проверочный вопрос «Что говорится о гусиных боях?» можно ответить словами из текста: «гусиные бои — забава» (или «Гусиные бои являются забавой»). Значит, понятие «забава» было выписано правильно.
Предположим, что мы ОШИБОЧНО выписали из текста слово «воспевание», думая, что оно является ответом на вопрос «О чем говорится?» -«О воспевании». Ошибка обнаружится сразу, как только мы зададим проверочный вопрос «Что же говорится о воспевании?» и поймем, что словами текста ответить на него нельзя. Например, ответ: «В тексте говорится, что воспевание корриды производилось в литературе и музыке» хотя и является верным по смыслу, но пришлось использовать слово «производилось», которого в тексте нет.
Проверку правильности выписанных понятий можно произвести и следующим путем: замените все выписанные понятия на местоимения и с помощью местоимений восстановите исходный текст. Если восстановленный текст не исказит исходный смысл, то можно быть уверенным в правильном выполнении упражнения.
Например:
Они (гусиные бои) являются ею (забавой). Там (в других землях) тешатся этим (схватками петухов) и этим (схватками перепелов), этим (грызней собак) и этим (крысиными гонками), этим (сражением бойцовых рыбок) и этим (тараканьими бегами). Здесь (в литературе) и здесь (в музыке) воспета она (знаменитая коррида). Она (гусиная потеха) является не лучше и не хуже тех (других таких же).
УПРАЖНЕНИЕ 5 Прослушивая в течение нескольких секунд устную речь, выделите и попытайтесь запомнить слова и словосочетания, отвечающие на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем попытайтесь с их помощью пересказать текст.
Старшеклассникам и студентам упражнение 5 желательно выполнять, прослушивая предварительно записанную на диктофон речь преподавателя.
В текстах некоторые понятия передаются в виде числовых выражений (для обозначения величин или номеров) или в виде терминов, названий и имен. Для их быстрого и надежного запоминания можно предложить два пути:
- Попытаться осмыслить значение величины (почему именно это число соответствует данной величине) или разобраться в этимологии термина, названия или имени (как возникло слово);
- Запомните число, термин, название или имя с использованием МНЕМОТЕХНИКИ (см. учебник ШРЧ по мнемотехнике), т. е. создавая искусственные ассоциации на основе запоминаемых понятий.