ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


Выделение основной мысли абзаца

В каждом абзаце любого текста среди всех существенных мыслей есть одна самая важная мысль. То же самое можно сказать и о частях устной речи, выделяемых интонацией. Эта самая важная мысль абзаца объединяет по смыслу все остальные мысли абзаца. Все остальные мысли абзаца могут подчиняться ей или следовать из нее. Эту важную мысль будем называть основной мыслью и обозначать ОМ. Все остальные существенные мысли абзаца следует считать второстепенными. Мы их будем обозначать ВМ.

Читателю или слушателю, плохо разбирающемуся в каком-нибудь запоминаемом тексте, может показаться, что в некоторых абзацах содержится не одна основная мысль, а две или даже три. Если же содержание текста оказывается слишком простым или полностью знакомым, то все мысли абзаца могут показаться второстепенными или даже вовсе не существенными. Запоминающему текст читателю или слушателю не следует опираться на субъективное мнение. Необходимо найти позицию автора. Ведь он почему-то объединил несколько конкретных мыслей в один абзац и подчинил их одной основной мысли. Если Вы правильно поймете именно позицию автора, то лучше запомните текст. О позиции автора можно судить, например, по названию текста.

Основная мысль абзаца может быть выражена либо явным образом, либо неявным. При явном выражении ОМ абзаца автор выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (иногда неоднократно): выделяет в тексте графически (жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т. п.), заключает в рамочки, использует словесные формы (итак, в результате, следовательно и т. п.). В текстах в основном встречаются явно выраженные основные мысли.

Неявно выраженная основная мысль абзаца не записывается автором с помощью слов. Неявно выраженную основную мысль абзаца, как говорят, следует искать «между строк». Неявно выраженная основная мысль автора преподносится через числовые выражения, формулы, короткие умозаключения или через намеки. Выражение основной мысли неявным образом нередко используется автором как прием активизации мышления читателя или слушателя, если он хочет заставить читателя или слушателя напряженно думать.

Выявленные в тексте или в устной речи основные мысли нужно уметь мысленно формулировать. Лучше всего научиться формулировать основные мысли абзацев своими словами, а не словами автора. Вероятность воспроизведения такого текста будет выше.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Приготовьте абзац напечатанного текста. Выявите основную мысль абзаца. Письменно или вслух сформулируйте выявленную ОМ своими словами.

Проверьте точность выполнения упражнения: найдите другие мысли абзаца и, путем рассуждений, попытайтесь доказать самому себе, что остальные мысли абзаца являются второстепенными, т. е. они подчиняются основной мысли, либо подкрепляют ее значимость, либо раскрывают ее суть, подтверждают примерами, либо Доказывают достоверность основной мысли.

Рассмотрим пример выявления основной мысли абзаца:

32-летний индиец Раджа и Маха-Деван, человек с феноменальной памятью, стал объектом исследования американских ученых. Еще в детстве Раджан поражал окружающих своими способностями. Сейчас он проживает в штате Канзас, и для изучения его мозга выделено 157 тысяч долларов. Раджан почти не запоминает лица окружающих и обычно долго ищет ключи от своей квартиры, намного дольше по сравнению со средним индийцем или американцем. Зато всегда помнит то, что состоит из цифр. Десять лет назад он отправил письмо составителям Книги рекордов Гиннесса. Они предложили ему продемонстрировать свои способности на числе «к». Раджан перечислил на память 31 811 цифр этого бесконечно иррационального числа, и его имя появилось на страницах Книги рекордов.

Вот все мысли абзаца:

  1. Сейчас (т. е. на момент написания статьи) индийцу 32 года.
  2. Индийца зовут Раджан Махаде-ван.
  3. Этот индиец (тот, которому 32 года и которого зовут Раджан Маха-деван) обладает феноменальной памятью.
  4. Этот индиец стал объектом исследования американских ученых.
  5. Этот индиец поражал всех своей памятью еще в детстве.
  6. Он сейчас проживает в штате Канзас.
  7. Для исследования его памяти выделено 157 тысяч долларов (здесь написано «памяти», а не «мозга», как было написано в статье, так как уже известно, что в мозге ученых интересует память).
  8. Этот индиец почти не запоминает лица тех, кого видит.
  9. Он плохо вспоминает место, куда кладет ключи.
  10. Он хорошо запоминает числовую информацию.
  11. В 22 года он подал заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
  12. Сотрудники Книги рекордов предложили индийцу запомнить цифры в числе «л».
  13. Он смог запомнить 31 811 цифр одного числа.
  14.  Факт запоминания зафиксирован в Книге рекордов.

Среди этих 14 мыслей некоторые являются несущественными, т. е. без некоторых мыслей в тексте можно было бы обойтись, и при этом текст не потерял бы смысла. Так, без ущерба можно было бы убрать следующие предложения:

  • №2 — Имя индийца не имеет значения. Конечно, возможны случаи, когда читателю или слушателю подобного текста имя феномена понадобится (например, читатель или слушатель часто общается с индусами и при случае он собирается рассказать этот факт, тогда для проявления своей осведомленности и уважения, возможно, нужно назвать имя индуса).
  • №6 — Исследования можно было бы провести где угодно, ведь американские исследователи могли сами поехать в Индию.
  • №8 — Ну и что, что он не запоминает лица, особенно если эти лица — лица ненужных прохожих. Среди обычных людей очень многие тоже плохо запоминают лица людей, хотя прекрасно помнят огромные объемы информации по своей специальности.
  • №11 — Неважно то, что он пытался зафиксировать свои достижения в 22 года, ведь в тексте говорится, что и в детстве он обладал прекрасной памятью, и через много лет после 22-летия он тоже обладал хорошей памятью.
  • №12 — Неважно, что цифры для запоминания были даны из числа «к». Можно было бы использовать произвольное число.

В итоге «забраковано» 5 мыслей из 14. Попробуем в числе оставшихся 9 мыслей выявить основную мысль. Для этого можно продумать, какие мысли подчиняются каким, и построить логику взаимного подчинения:

alt

Возможно, основной мыслью абзаца является мысль №3, как Вы думаете?

Хорошо было бы, если бы Вы время от времени выявляли основные мысли абзацев таким же тщательным образом. Но на это требуется много времени. Поэтому рассмотрим еще один вариант упрощенного выявления основной мысли абзаца:

Интересные сведения удалось разыскать итальянскому историку

Нино Перелли в архивах библиотеки 0 Парме. Оказывается, в 1561 году был проведен необычный конкурс. Студент философии Джулио Джуди демонстрировал публике свою необычайную память. Вначале он в течение шести часов читал вслух книгу, а затем повторил содержащиеся в ней 36 тысяч слов в произвольном порядке. Мало того, он мог повторить сказанное слово в слово, затем — пропуская каждое третье слово, потом — снова в произвольном наборе. За необычные способности современники прозвали Джулио человеком — Великая Память.

В этом тексте первой существенной мыслью является:

1.    Существует официальный документ о том, что человек способен запоминать огромные тексты.

Пока не известно, является данная мысль основной в абзаце, ведь нам не с чем ее сравнить. Поэтому выявляется вторая мысль:

2.    Человек способен запоминать тексты объемом около 40 ООО слов (это около 100 страниц).

Теперь видно, что первая мысль лишь ДОКАЗЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ второй мысли, т. е. из двух мыслей вторая является более важной.

В тексте есть еще одна существенная мысль:

3.    Человек может запоминать большие тексты так, что способен вспоминать их дословно и даже вспоминая слова в любом порядке.

Понятно, что третья мысль подчиняется второй, так как третья мысль всего лишь РАСКРЫВАЕТ СУТЬ второй мысли, уточняет, насколько хорошо могут запоминаться большие тексты. В итоге, по схеме можно утверждать, что основной мыслью абзаца является вторая мысль.

alt

УПРАЖНЕНИЕ 12. Прослушайте один абзац устного текста по радио, ТВ или из предварительно записанной Вами на магнитофон речи. Выявите основную мысль абзаца. Мысленно сформулируйте выявленную ОМ своими словами. Перейдите к следующему абзацу.

Вот Вы и изучили весь первый путь развития навыков осмысления СОДЕРЖАНИЯ текстов (следует напомнить, что второй путь — отработка навыков восприятия ФОРМЫ изложения текстов). Вы научились осмысливать СОДЕРЖАНИЕ текста в процессе запоминания. Теперь Вам предстоит в течение целой недели отработанные умения превратить в устойчивые навыки.

Для того чтобы в ходе недельной практики Вы не совершали ошибок, попробуйте оценить, все ли Вы делаете правильно. Для этого мы вместе тщательно проработаем текст о жу-ках-оленях, который Вы читали в качестве тестового задания. Заодно Вы сможете оценить, как бы Вы запомнили этот текст, если бы умели профессионально осмысливать его содержание.

Вернитесь к началу учебника, найдите тест 1 и просмотрите текст еще раз. Текст состоит из пяти абзацев. В начале из всего текста выделим все понятия, т. е. выпишем ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?». Затем выделим из текста все существенные мысли, т. е. выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?». В заключение среди всех существенных мыслей каждого абзаца выделим основную мысль (ОМ).

В первом абзаце «На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень. У них прямо-таки оленьи рога!» говорится:

о юге нашей страны; о большом и рогатом жуке-олене; еще раз о жуке (написано «у них»); об оленьих рогах (точнее, о рогах, похожих на оленьи рога).

Теперь Вы самостоятельно напишите все понятия из 2-го абзаца: «У этого жука склонность к дубовому соку. Там, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки на «водопой». Прилетают десятками».

alt

Сверьте со списком понятий:

  1. этот жук (жук-олень)
  2. склонность к дубовому соку
  3. место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок
  4. жуки (множество жуков)
  5. «водопой»
  6. десятки жуков (количество прилетающих жуков)

Совпали понятия? Возможно, в некоторых случаях Вы использовали синонимы, но по значению должны были написать именно эти слова и словосочетания.

Возможен вариант деления сложного выражения «место на дубе, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок» на маленькие фрагменты: «место на дубе», «кора древесных суков», «сок».

Теперь выделите понятия из третьего абзаца:

«Напившись бодрого напитка, жуки дерутся и, как олени, «бодаются». Стараются, поддев других рогами, сбросить с сука. Челюстями кусаются. А челюсти у них очень мощные».

alt

Из четвертого абзаца:

«В финале такого сражения обычно лишь самый сильный жук остается у сладкого источника. Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве, так как скоро претенденты возвращаются, и победитель снова вступает в борьбу».

alt

И из пятого абзаца:

Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к соку у жуков вполне понятная. Хотя все еще остаются сомнения в объяснении необходимости дубового сока как пищи. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются, а дубовый сок является только «хмельным питием».

alt

Написали?

А теперь сверьте выписанные Вами понятия.

Понятия третьего абзаца:

1)    бодрый напиток

2)    жуки

3)    олени

4)    другие жуки

5)    рога

6)    сук

7)    челюсти

8)    челюсти

9)    качество челюстей (мощные)

Понятия четвертого абзаца:

1)    финал сражения

2)    самый сильный жук

3)    сладкий источник

4)    длительность (не долго)

5)    он (жук)

6)    питье в одиночестве

7)    длительность (скоро)

8)    претенденты

9)    победитель

10)    борьба

Понятия пятого абзаца:

1)    дубовый сок для рогачей

2)    бодрящий напиток

3)    пропитание

4)    склонность к соку у жуков

5)    известность информации (понятная)

6)    настоящее время (все еще)

7)    сомнения в объяснении необходимости сока как пищи

8)    некоторые энтомологи

9)    взрослые жуки-олени

10)    подобная пища

11)    дубовый сок

12)    «хмельное питие»

Теперь выпишите из всех абзацев все существенные мысли, отвечающие на вопрос «Что говорится в тексте?», и сверьте со следующими:

первый абзац:

На юге нашей страны живет большой и рогатый жук-олень.

У жуков-оленей есть рога, похожие на оленьи рога!

второй абзац:

У жука-оленя имеется склонность к дубовому соку.

На месте, где из-под коры древесных суков обильно истекает сок, собираются жуки.

Жуки собираются на «водопой».

На «водопой» прилетают десятками.

третий абзац:

Жуки напиваются бодрого напитка.

Жуки (напившиеся) дерутся с жуками.

Жуки (напившиеся) «бодаются», как олени.

Жуки (напившиеся) стараются сбросить с сука другого.

Жуки (напившиеся) поддевают других рогами.

Жуки (напившиеся) кусаются челюстями.

Челюсти жуков являются очень мощными.

четвертый абзац:

В финале сражения обычно остается самый сильный жук.

Самый сильный жук остается у сладкого источника.

Но не долго наслаждается он питьем в одиночестве.

Скоро возвращаются претенденты.

Победитель снова вступает в борьбу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт