ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ


Учителя сегодня стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.

Эти тенденции отчетливо усиливают необходимость смены образовательных парадигм. Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач.

Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Уже сегодня можно сказать, что внедрение информационных технологий обучения способствует:

  • — индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
  • — изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;
  • — стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
  • — усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
  • — повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
  • — изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и их досуга.

Ведущей задачей информатизации процесса обучения сегодня выступает формирование информационной культуры личности. Как отмечает К. Р. Овчинникова, это сущностное образование человека являет собой совокупность знаний и навыков об основных методах представления знаний вместе с умениями применять их на практике для решения и постановки содержательных задач. Информационная культура подразумевает также умение ученика адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению, компьютерную грамотность.

Информационная культура — это еще и особый стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.

Литература

  1. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1974.
  2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.; Воронеж, 1996.
  3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. — М., 1976.
  4. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
  5. Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. — Воронеж, 1990.
  6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
  7. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987.
  8. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. — ML, 2001.
  9. Марев И. Методологические основы дидактики. — М., 1987.
  10. Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические информационные технологии: Организация процессов обучения. — М., 2000.
  11. Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981.
  12. Норман Д. Память и научение. — М., 1985.
  13. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991.
  14. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. — М., 1994.
  15. Электронные вычислительные машины / Под ред. А.Я.Савельева. — М., 1987.
  16. Якунин В. А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт