СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ


Современное обновление системы отечественного образования ориентируется на вхождение России в мировое общекультурное пространство, которое происходит на основе присвоения личностно-ориентированной парадигмы и определяет главные направления реформирования общества и развития человека. Задача образования состоит в приобщении человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, экономики, т. е. в превращении природного человека в культурного. В связи с этим образование можно рассматривать как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека. Условие осуществления такого процесса заключается в реализации человеком своего выбора в культурном пространстве.

В педагогике как отрасли гуманитарного знания понятие «культура» рассматривается в контексте единства освоения духовной деятельности человека и человечества. Это положение, став основой педагогической теории и практики, приходит на смену представлению об образовании как узкопрофильной деятельности. В связи с этим формируется убеждение, что процесс обучения является отдельным аспектом культурной жизни народа.

Осваивая социум и собственное положение в нем, человек в процессе образования получает возможность активной реализации и самореализации в обществе на основе соотнесения собственных, индивидуальных и социальных позиций. В опыте каждого человека происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства на основе приобщения к мультикультурной среде в единстве с субкультурными особенностями государственных, национальных, социальных, профессиональных групп и сообществ.

Можно выделить несколько подходов, определяющих специфику построения образовательного процесса с позиции освоения человеком социокультурного опыта:

  • Аксиологический подход — определяет обновление ценностных ориентаций социума и нацеленность на формирование общественного идеала личности.
  • Целостный подход — рассматривает человека как сложную биопсихо-социокультурную систему, а общество — как единую структурную организацию.
  • Гуманистический подход позволяет определить сущностные характеристики личности и возможности ее самореализации.
  • Культурологический подход — ориентирует на освоение наследия человеческой цивилизации посредством интеграции общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе стихийного и целенаправленного образования.

Рассмотрим каждый из перечисленных подходов, исходя из основных составляющих компонентов дидактики (целеполагание, содержание, формы, методы, средства и т.д.).

Аксиологические характеристики учитываются при определении образовательных целей и зависят от того, насколько четко определен и интерпретирован современный социальный заказ, отражающий ценностные ориентиры как общества в целом, так и различных социальных групп и отдельного человека. По мнению современных исследователей, образовательная система развивается на основе выявления, распространения и активного внедрения новых социальных ценностей. Поэтому, рассматривая особенности ценностного самоопределения человека, Н.С.Розов предлагает учитывать следующие положения:

  • анализ философских ценностей, значимых для образования;
  • прогноз основных изменений в образовательной сфере в связи со сменой социальных приоритетов;
  • разработка ценностных критериев и требований к педагогическому процессу;
  • приложение разработок аксиологической проблематики к организации образовательной сферы, ее содержанию и технологиям.

Система ценностей, которую диктуют сегодня социальные катаклизмы в сфере культуры, предполагает существенные изменения в формулировке приоритетных качеств личности. Особое значение для формирования социального заказа имеет выработанный в обществе идеал перспективного развития личности и средств приближения к нему. Социальный заказ как определенная, внутренне иерархичная система социализации и профессионализации различных групп населения и отдельных индивидуумов получает свое развитие посредством организации учебного процесса в различных образовательных институтах.

В связи с этим социальный заказ следует рассматривать как реализацию культурно-исторических и личностно-индивидуальных ценностей, отраженных в ментальности нации и индивидуума. Динамика данного процесса определяется признанием систем ценностей, характерных для различных культур основных исторических этапов развития человеческой цивилизации, его отражением в теоретической системе целеполагания и практической реализации в системе подготовки подрастающего поколения. Различные хронологические периоды в истории человечества давали ориентацию на разнообразные ценностные и целевые установки, которые претворялись в действительность в процессе обучения на основных ступенях образовательной системы.

Так, в эпоху Античности цель образования получала свое обоснование исходя из разнообразия существующих философских концепций и школ, а также общего идеала «каллокагатии». Данный идеал был нацелен на признание ценности человеческой личности и ее всестороннего развития и совершенствования в процессе социализации посредством целенаправленного обучения, а также участия в общественно значимых мероприятиях (соревнования, театральные действия, спортивные игры, профессиональные состязания, творческие конкурсы и т.д.). В связи с этим ценность обязательного и непрерывного образования признавалась в качестве высшей и необходимой для истинного гражданина полиса.

Современные тенденции развития образования связаны, в том числе, и с определением новых целевых, демократически ориентированных установок. Как указано в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» (2000), главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений). В контексте принятой «Концепции» государственная политика в сфере образования определяется основными общесоциальными тенденциями — демократизацией, деидеологизацией и гуманизацией общественных отношений. Поэтому идеал гуманной, целостной личности определяет цель, реализуемую в современной системе образования, т.е. развитие личности в единстве ее внутреннего и социального потенциала является ведущей ценностью при организации педагогического процесса.

Кроме этого, аксиологический подход позволяет определить содержательную характеристику образовательного процесса, ориентируясь на преобладающие тенденции развития общества, и в первую очередь на особенности развития культуры и наук. Так, например, в эпоху Средневековья ценностной ориентацией развития образовательного процесса являлась идеология христианства. Данный исторический период привнес в педагогику ориентир на воспитание Верой и духовное развитие. В связи с этим познание человеческого опыта определялось христианскими идеалами воспитания — развитием свободной воли и рассудка с целью постижения и почитания Бога, служением ему, что и повлияло на особенности образовательного содержания: с одной стороны — обеспечение определенной информацией, а с другой — развитие душевных сил учащихся. Изучение светских наук происходило на основе отбора того материала, который признавал значимость сотворенного Богом мира, способов его освоения, а богословские науки были представлены с целью постижения непостижимого — веры в Бога, что становилось основой духовно-нравственного развития человеческой личности.

В современных условиях признание ценностей общественных идеалов получает свою реализацию посредством:

  • систематического обновления содержания образования, которое отражает изменения во всех сферах науки и техники;
  • последовательной ориентации на культуросообразность педагогического процесса, что обеспечивает формирование духовно-нравственного мира человека;
  • социализации человека, формирования устойчивых нравственных доминант, определяющих личностные и общественные ценности жизни;
  • освоения человеком системы научных знаний и умений, активно реализуемых в практической деятельности с целью индивидуального развития и общественного прогресса;
  • поддержки инновационной деятельности учебных заведений по разработке вариативных, уровнево-дифференцированных учебных программ, наполненных новым образовательным содержанием.

Усиление аксиологического аспекта содержания образования с необходимостью требует пересмотра средств и методов его изучения. Поэтому ценностные ориентиры становятся основой при определении теоретических основ и конструировании собственно технологии образования подрастающего поколения, т. е. позволяют оформить последовательную систему педагогических средств, используемых в процессе организации обучения. Наиболее адекватными аксиологически насыщенному содержанию являются дидактические средства, позволяющие включить в учебный процесс личностный опыт обучающихся, развивая их субъектную позицию, самостоятельность и активность. В работах исследователей М.М.Бахтина, B.C.Библера, М.Бубера отмечается, что релевантностной технологией, дополняющей ценностно-ориентированное содержание, является диалоговая.

Именно диалог как «подлинная коммуникация», по мнению М. Бубера, включает:

  • обмен мнениями, способствующий саморазвитию, самодвижению и самоизучению участников педагогического процесса;
  • освоение различных точек зрения на основе признания их чувственной, ценностной значимости как основы нормативного взаимодействия;
  • установление высокой степени межличностного доверия, открытости, откровенности, формирование установки на взаимоизменение, взаиморазвитие, т.е. «наполнение тонкого пространства «личного Я» «другим Я»».

Таким образом, диалогизация обучения позволяет реализовать развивающую, социально-культурную и научно-исследовательскую функции образования и рассматривать учащихся в качестве субъектов учебного процесса. В связи с этим сегодня предлагается широкий спектр активных методов обучения — игровых, задачных и тренинговых технологий, направленных на создание психологически комфортного учебного пространства, открытость позиций участников педагогического процесса и развитие творческого потенциала учащихся.

В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой.

Действительно, проблема развития человека в обществе сегодня приобретает особую актуальность, так как подтверждается исключительная заинтересованность социума в выработке конкретных механизмов воспитания и образования подрастающего поколения с целью обеспечения его органичной целостности.

Вопрос о целостности определяет большое разнообразие научных направлений решения данной проблемы:

  • целостность и гармония индивидуального развития личности посредством реализации своего внутреннего потенциала;
  • целостность педагогических процессов и систем;
  • целостность субъекта той или иной деятельности;
  • целостность как гармония, внутреннее единство, соединение органического (биологического) и социального;
  • целостность содержания учебного предмета или совокупности научных дисциплин в рамках образовательной программы.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт