Процесс обучения представляется прежде всего как особый, закрепленный в культуре способ оперирования информацией. Суть обучения в содержательно материализованном плане состоит в специально организованном процессе отбора, трансляции, получения, переработки, закрепления в сознании ученика и последующего использования им информации социокультурного содержания.
Современный мир характеризуется переходом в качественно новую стадию развития — в эпоху информационного общества. Данный переход вызван интенсивным ростом информационных процессов, их всеобъемлющим воздействием на все сферы и уровни жизни личности и общества, а также их глобальной интеграцией, оперативностью, доступностью и свободой обращения на микро- и макроуровнях организации социальной жизни.
Информатизация общества — это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино.
А. И. Ракитов выделяет следующие признаки информационного общества:
- — любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
- — производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
- — имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
- — происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
- — происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития, существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
В науке существуют десятки определений и различных подходов к толкованию понятия «информация». Каждое отражает понимание информации с какой-либо стороны. Например, информация — «это утверждения, факты, цифры плюс смысловые связи между ними, что подчеркивает определенную структуру и логическую взаимосвязь ее элементов»; «информация понимается не только как обслуживание научного сообщества, но и, например, как подготовка и обучение специалистов»; «информация — это знания под углом зрения разнообразия»; «информация — это сторона отражения в живой природе, обществе, технике, момент движения, упорядоченное изменение, используемое для управления» и др. Если информацию понимать обобщенно, то это определенная совокупность сведений об окружающем мире, событиях, чьей-то деятельности.
Термин «информация» происходит от латинского informatio — разъяснение, изложение, осведомленность. Энциклопедический словарь (М., 1990) определяет информацию в исторической эволюции: первоначально — как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины XX в. — как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами и т. п.
Наиболее общее толкование информации имеет место в философии, где она рассматривается в качестве одного из атрибутов материи, отражающих ее структуру. Классическое определение информации, введенное американскими учеными, трактует ее как такие сведения, которые уменьшают или полностью снимают существующую до их получения неизвестность (энтропию). Наименьшее количество информации, снимающей неопределенность системы с двумя равновероятностными состояниями, равно одному биту. Все современные системы коммуникаций построены на этой основе.
Информация как продукт производства имеет следующие качественные отличия от других видов производимой человеком продукции:
- а) не уменьшается при потреблении;
- б) обладает возможностью одновременного использования многими потребителями;
- в) легко и быстро транспортируется на значительные расстояния;
- г) производство разнообразной информации возможно с помощью универсальных средств;
- д) рост потребностей в информации не имеет пределов;
- е) производство и потребление информации сливаются в единый процесс.
Информация как базовая категория познания и развития мира может принимать в дидактике различную трактовку, в основном в следующих значениях: среда, реальность, процесс, технология, модель, содержание обучения, опыт, знания и т.д.
Разные определения термину «информация» дает С.И.Архангельский. Информация в обучении понимается им как основной материал мыслительной работы. Диалектически информация рассматривается как содержание отражения, средство воздействия на мыслительный аппарат. Кибернетически информация выражает собой величину, обратно пропорциональную вероятности события, сообщение о котором поступает в соответствующее приемное устройство. Для учебного процесса, как и для всех систем, информация приобретает смысл тогда, когда находится в движении и применяется с целью познания и управления.
По мнению И. Марева — болгарского философа и педагога, основным аспектом дидактического процесса является движение информации между учителем и учеником, между обучающим и обучаемым в процессе обучения.
Процесс обучения как бы пронизан и соткан тысячами нитей различных информационных потоков, которые могут осуществляться на различных уровнях коммуникаций. Такими информационными каналами или уровнями коммуникаций могут выступать следующие:
- — прямая и косвенная (метакоммуникативная) информация;
- — открытая и закрытая информация;
- — адресная и безадресная информация;
- — индивидуально ориентированная и массовая информация и т.д.
Процесс обучения в своем пространстве охватывает информацию различной модальности.
К числу ее основных видов относятся:
- дидактическая информация (содержание обучения, методы, формы, приемы обучения и т.д.);
- психологическая информация (психологические состояния и особенности развития учащихся, особенности отношений в педагогическом процессе и т.п.);
- социальная информация (характеристика социальной среды процесса обучения ее субъектов, групп и т.д.);
- правовая информация (нормативные функции обучения, степень ответственности и компетенции юридических и физических лиц в обучении и т.д.) и др.
Известный интерес представляют количество информации, которую может воспринять нервная система человека за единицу времени, скорость ее обработки в процессе различных видов деятельности, объем кратковременной памяти, соотношение объемов информации, воспринимаемой различными органами чувств, и т.д.
Существует точка зрения, согласно которой соотношение между информацией, поступающей в сознание по зрительному и слуховому каналам, находится в пропорции 100:1. Однако для теории обучения большой интерес представляют механизмы внутренней обработки информации, благодаря которым человек абстрагируется от внешних восприятий и сопоставляет новую информацию с той, которую он накопил в течение своего жизненного опыта в долговременной памяти. Эти механизмы непосредственным образом связаны с анализом и осмыслением учебного содержания, с поиском решений учебных задач и переносом опыта и знаний в новые области учебной и практической деятельности.
Важной ценной и содержательной стороной учебного процесса являются также ориентация в сложных ситуациях, принятие решения, усвоение стиля мышления, перенос знаний в новые области и т.д.
Анализируя понятие «научение», которое представляет собой приобретение опыта и обусловленное им изменение поведения, Г.Клаус на передний план выдвигает процесс индивидуальной переработки информации как необходимое условие оптимизации поведения живого организма. Научение всегда имеет место там, где происходит переработка информации.
Индивидуальная переработка информации и опирающаяся на нее регуляция поведения в изменяющихся и новых ситуациях составляют сущность всех процессов научения. Причем это положение относится как к животным, так и к человеку.
Приобретение индивидуального опыта связано с усвоением, внутренней переработкой и накоплением информации о свойствах и значении тех или иных элементов ситуации, а также о взаимосвязях между действиями и теми последствиями, к которым они приводят. Появление новых, неизвестных стимулов усиливает ориентировочные реакции и активизирует переработку информации.
Г.Клаус отмечает, что процессы научения, включающие переработку информации, которая обеспечивает все более совершенную организацию поведения, являются жизненно значимыми для всех живых существ. Однако учение человека превосходит все возможные у животных уровни научения, так как оно включено в качестве составной части в осознанную, социально опосредованную и общественно детерминированную человеческую жизнедеятельность.
Когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира и перерабатывающей поступающую информацию. По определению А.Г.Асмолова, предметом когнитивной психологии становится преобразование стимульной информации, а не физиологические процессы, не стимулы и реакции, не мотивы и инстинкты. Ощущения, восприятие, память и мышление — все эти психические процессы рассматриваются представителями когнитивной психологии как стадии познания, или, что для них то же самое, стадии переработки информации.
С понятием информации тесно связана вычислительная машина.
Так, например, в общей форме процесс решения задачи на вычислительной машине проходит следующие этапы:
- ввод информации, или установка исходных данных;
- переработка, или преобразование введенной информации;
- определение результатов и вывод переработанной информации.
Многие исследователи считают, что компьютеры стали основной причиной возникновения когнитивной психологии. В основе их работ лежит явное или скрытое положение о сходстве между операциями компьютера и познавательными процессами человека. Компьютеры принимают информацию, манипулируют символами, сохраняют единицы информации в памяти и извлекают их из памяти, распознают образы, классифицируют информацию на входе, распознают конфигурации и т.д.
У. Найссер в своей работе «Познание и реальность» считает не совсем адекватной теорию восприятия, в которой внутренние психические процессы вообще не играют никакой роли, а воспринимающий непосредственно собирает информацию, предлагаемую ему окружающим миром. Дело в том, что в этой теории мало говорится о вкладе воспринимающего в перцептивный акт. В каждом воспринимающем организме должны существовать определенного рода структуры, позволяющие ему замечать одни аспекты среды больше, чем другие, или вообще что-либо замечать.
А. Г.Асмолов и ряд других ученых, занимающихся когнитивной психологией, высказывают предположение о поэтапной переработке информации. Анализ преобразований информации начинается с момента поступления стимула в ту или иную сенсорную систему (зрительную, слуховую и т.д.).
На основе временного критерия промежуток между стимулом и реакций разбивается на короткие интервалы, каждый из которых соответствует определенной группе промежуточных событий, определенному этапу (или уровню) переработки информации. Этапы выделяются как по времени, так и по форме представления информации. При переходе с одного этапа на другой изменяется и та форма, в которой представлена информация о стимуле. На каждом этапе информация подвергается обработке под влиянием различных регуляторных процессов (процессоров), например: распознавания образов, внимания и повторения информации.
А. Г. Асмолов выделяет следующие этапы процессов переработки информации.
Первым структурным компонентом в системе переработки информации, первым ее этапом является сенсорный регистр (или блок «иконической», предкатегориальной памяти), в котором содержится информация о поступившем стимуле в форме непосредственного отпечатка. «Иконическая» память является важным средством стабилизации воспринимаемой реальности. Мир в «иконической» памяти неподвижен, остановлен и может быть подвергнут обработке и анализу. В «иконической» памяти на короткий промежуток времени содержится полная «картина-копия» воздействующего сигнала. Характерными чертами хранения информации в сенсорных регистрах являются также наличие большего количества информации, чем может быть переработано на последующих этапах; отсутствие избирательности, быстрая скорость угасания следа, зависимость времени сохранения следа от момента появления и характера следующего сигнала; обеспечение непрерывности переработки информации.
Вторым этапом переработки информации является этап кратковременной памяти. Одной из характеристик кратковременной памяти, отличающей ее от «иконической», наряду со временем, емкостью и формой сохранения следа, является называние, которое выступает в качестве средства перекодирования, позволяющего увеличить количество информации. На данном уровне начинается интерпретация поступившей информации, отнесение ее к различным классам категорий.
Существуют различные гипотезы, касающиеся осуществления перевода зрительной информации в акустическую форму. Одна из них построена на принципе акустического кодирования, суть которого состоит в том, что зрительно предъявляемые слова кодируются путем сочетания буквенного изображения со звуками, из которых слагаются эти слова при произнесении. Другая гипотеза основана на принципе артикуляционного кодирования, согласно которому слова перекодируются не в звуки, а в последовательность мышечных сокращений, необходимых для их произнесения.
Третьим этапом переработки информации является этап долговременной памяти, в которой хранится все то, что известно об окружающем мире. Ни одна из существующих моделей долговременной памяти не может ответить на вопросы:
- — на каких принципах строится организация информации в долговременной памяти;
- — каким образом в нужный момент удается быстро отыскать в безграничных по емкости хранилищах долговременной памяти нужную информацию;
- — в какой форме хранится информация в долговременной памяти?
А. Г. Асмолов на основании многочисленных исследований в области когнитивной психологии выделяет следующие требования, которым должна соответствовать модель долговременной памяти:
- — воспоминание всегда представляет собой процесс решения определенной задачи;
- — понимание поступающей информации является характерной особенностью поведения;
- — информация хранится преимущественно в семантической форме;
- — информация организована по принципу ассоциации.
У. Найссер предлагает принципиально новую модель познавательного процесса, учитывающую как взаимодействие субъекта с действительностью, так и механизмы преобразования информации: восприятие рассматривается как активный процесс, процесс построения образа. Схема и наличная информация определяют то, что будет воспринято.
Существует точка зрения, согласно которой процесс обучения рассматривается как изменение поведения в результате индивидуальной переработки информации, в то же время сам способ переработки информации также изменяется в процессе обучения.
И. Марев, рассматривая метрические проблемы дидактики, ставил вопрос об излишней информации. Каждая организованная система (естественного или искусственного происхождения) имеет фундаментальное свойство уменьшать количество полученной информации, сохраняя при этом ее ценность. Таким образом, для организованной системы информация, полученная из внешнего мира, является избыточной, благодаря чему возможны ориентирование и адаптация системы. Важное следствие этой теории составляет необходимость обеспечения определенного количества информационного излишка в процессе обучения.