ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ


Вопрос об определении количества информации, а более конкретно — количества учебной информации тесно связан с семантическими проблемами, возникающими при оценке учебного содержания. Самое широкое понимание семантики состоит в том, что это наука о смысле информации, воспринимаемой в процессе коммуникации человека с природой, обществом, машинами, в процессе его становления как личности и как специалиста. Так, eщe Р.Декарт занимался проблемой раскрытия механизма понимания и пришел к выводу, что в процессе понимания любая истина расчленяется на все более простые истины, пока в конце концов не дойдет до элементарных истин, которые воспринимаются непосредственно, чувственно, интуитивно и не подлежат дальнейшему анализу и расчленению. Эти идеи имеют важное значение как для процесса познания, так и для процесса обучения.

Семантические проблемы возникают также в связи со специфическими особенностями информации как объекта исследования, усвоения и измерения. Семантический подход к учебной информации ведет к появлению ряда новых идей в исследовании процесса обучения, в частности к проникновению в микроструктуру информационных взаимодействий; к дидактическому осмыслению теории моделирования и дифференцирования на различных уровнях обработки информации.

По мнению В.А.Якунина, информация ведет к организованному поведению системы. В этом смысле она становится реальным фактором управления. Автор выделил несколько функций информации, содержание которых определяется ее значением для различных этапов управления. Так, информация необходима для формирования целей и прогнозов. Информацией определяется сеть коммуникаций, которая в свою очередь может оказывать усиливающее или ослабляющее влияние на организационную культуру. Без информации невозможны контроль и оценка результатов, а также последующая за ними коррекция поведения системы, отдельного человека или группы людей.

В.А.Якунин обосновал требования, которым должна удовлетворять информация, для того чтобы на ее основе можно было оптимизировать процесс управления:

  1. Адекватность. У разных людей могут быть построены разные образы и представления относительно одних и тех же ситуаций обучения. В результате активного преобразования поступающей информации у человека формируются концептуальные модели и информационные образы. Степень адекватности, с которой эта субъективная модель отражает реальную обстановку и ситуацию обучения, существенно сказывается на эффективности, с которой процесс обучения будет осуществляться.
  2. Полнота. Это требование предполагает учет всех взаимосвязанных факторов среды, множества структурно-функциональных преобразований самой системы, способных повлиять на ее поведение.
  3. Релевантность. Объем информации, необходимый для оптимального управления, должен включать из каждого источника не абсолютно всю информацию, а лишь ту, которая имеет отношение к целям обучения.
  4. Объективность и точность. При передаче информации по различным каналам связи она искажается под влиянием как субъективных, так и объективных причин. Во всех случаях искажения любого рода вызывают нежелательные последствия, и в связи с этим возникает необходимость введения специальных механизмов и способов предупреждения и исправления различных ошибок, помех в поступающей информации.
  5. Структурированность. Многомерный характер информации, поступающей из всех ее источников, затрудняет ее прием, переработку и передачу каким-либо одним структурным звеном или отдельным человеком вследствие его ограниченных возможностей. Структурированность информации по принципу «дерева целей» облегчает процесс управления.
  6. Доступность. Понимание информации определяется ее доступностью, которая зависит от языка (кода), формы и способа представления информации. В дидактике это требование находит свое выражение в проблеме адаптации научных текстов и преобразовании их в учебные, а также в проблеме соотношения образных и логических форм передачи информации.
  7. Своевременность и непрерывность. Это существенные временные параметры информации, от которых зависит эффективность управления в динамических системах.

Основные требования к информации, соответствующие дидактическим принципам в педагогике, выступают как правила, которыми следует руководствоваться при организации всей циркулирующей в педагогической системе информации, в том числе и той, которая составляет содержание общего и профессионального образования.

Г. М. Коджаспирова и К. В. Петров выделяют следующие основные понятия:

  • Информационные процессы (сбор, накопление, хранение, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике, в обучении. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание, по существу, осталось неизменным.
  • Сбор информации — деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем — аппаратно.
  • Обмен информацией процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель принимает.
  • Обмен информацией производится с помощью сигналов, являющихся материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.).

Процесс формирования исходного несистематизированного массива информации называется накоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают цепную или часто используемую информацию. Другая часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем.

Хранение информации — это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных в требуемые сроки.

Обработка информации — это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи. После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователем в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации.

Информационное обеспечение в современном образовании складывается в целом из двух составляющих компонентов:

  1. — технические средства обучения;
  2. — информационные технологии обучения.

Если первый компонент выражает материальную основу информационного обеспечения, то второй представляет собственно содержательную его составляющую, отражающую достижения человеческой мысли в познании и преобразовании мира.

В дидактических исследованиях к техническим средствам обучения относятся:

  • технические средства передачи информации (диапроекторы, гра-фопроекторы, эпидиапроекторы, электрофоны, магнитофоны, радиоузлы, кинопроекторы, звуковые лазерные проигрыватели и т.д.);
  • технические средства контроля, объединяющие всевозможные технические устройства для контроля знаний учащихся («Диск-18», «УГК», «АМК-1», «АМК-2» и ПЭВМ и т.д.);
  • к тренажерным техническим средствам обучения относятся всевозможные тренажеры, которые применяются в общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах при подготовке водителей автомобиля и др.;
  • вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации): движущиеся ленточные классные доски, устройства перемещения картин (для создания фона) в кабинетах изобразительного искусства, устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов;
  • к комбинированным техническим средствам, выполняющим обычно две или более функции, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы (центры) и т.п.;
  • информационные (дидактические) средства можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Их часто называют аудиовизуальными средствами.

Современные условия обучения все больше обеспечиваются за счет внедрения персональных компьютеров последних поколений, которые могут служить в качестве универсальных технических средств самого широкого спектра дидактического применения.

Сегодня стало очевидным, что ведущая роль в информационном обеспечении образовательного процесса принадлежит различным информационным технологиям.

Информационная технология обучения — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационные технологии, по мнению Г. М. Коджаспировой и К.В.Петрова, характеризуются следующими основными свойствами:

  • а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
  • б) целью процесса является получение информации;
  • в) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
  • г) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
  • д) критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Основу информационных технологий составляют три технических достижения:

  • — появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски);
  • — развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и в расстоянии, широкий охват населения средствами связи;
  • — возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие.

Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы.

Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т. п.

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использования информации. Примером может служить технология организации телеконференций, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования и т. п.

Современные информационные технологии обучения определяются как совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучаемые системы. Они отображают информационный продукт (данные идеи, знания) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются (Б.Е.Патон, В.И.Гриценко, Б.Р.Паньшин).

Информационные технологии в обучении — это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. Они подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий обучения:

  1. универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т.п.);
  2. компьютерные средства телекоммуникаций;
  3. компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
  4. мультимедийные программные продукты.

Необходимо различать такие понятия, как «компьютерное обучение» и «электронное обучение».

Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение — такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер.

Однако в настоящее время трактовка ТСО значительно шире. Так, современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин — электронное обучение, т. е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Различают два основных вида электронного обучения:

  • рецептивное восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО);
  • интерактивное — обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др.

Особое распространение сегодня получают компьютерные образовательные программы. Среди их разнообразного массива В.JI. Матросов и В.А.Трайнев выделяют несколько типов:

  • — наиболее разработаны интегрированные обучающие системы. Учебный курс организован таким образом, чтобы его обучающие модели принимали во внимание, что усвоил студент, каковы слабые места в его знаниях и каким образом максимизировать эффективность усвоения материала;
  • — общее прикладное программное обеспечение, включающее в себя текстовые процессоры, системы управления базами данных, различные базы данных, электронные таблицы и т. п. В результате обучающимся становятся доступны энциклопедии, словари, атласы и другие наглядно-справочные материалы;
  • — пакеты обучающих программ для использования в аудиториях. Этот тип обучающих программ используется для тренировки определенных навыков, для моделирования информационной среды определенного типа;
  • — программы дистанционного обучения, представляющие собой слияние трех типов информационных технологий: компьютерной, телекоммуникационной и телевизионной;
  • — функциональная обучающая среда, которая используется как коммуникативная среда для интерактивного и совместного обучения.

Наиболее перспективным и интересным направлением в создании компьютерных обучающих программ может стать широкое внедрение систем мультимедиа, интегрирующих текст, звук и изображение. Подобные системы позволяют обучающимся изучать изобразительное искусство, литературу, музыкальные произведения и т.д.

Информатизация образования — процесс довольно сложный и требующий, по мнению Г. М. Коджаспировой и К. В. Петрова, определенного времени и поэтапности осуществления:

  • 1-й этап: массовое освоение современных информационных технологий — создание компьютерных классов, освоение средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся;
  • 2-й этап: активное внедрение средств современных информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках;
  • 3-й этап: радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт