СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ


В современных условиях данные направления находят отражение в общей системе со свойственными ей специфическими закономерностями развития и функционирования и связаны с общественной теорией целостного процесса формирования всесторонне развитой личности как органичной системы ее биологических, психических и социальных свойств и качеств.

Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества, с одной стороны, как век социальных преобразований, великих научно-технических открытий, утверждения науки как основы созидательной сферы человека. Но с другой стороны, в эту эпоху особо ярко проявились кризисные явления в политике и духовной жизни — рост агрессивного национализма, религиозного экстремизма, обезличивание человека.

Перестройка системы образования как одного из главных источников интеллектуального потенциала страны с позиций гуманизма неразрывно связана:

  • с эволюцией социально-экономических и политических взаимодействий в стране и мире;
  • необходимостью осознания антропогенного характера эпохи;
  • возрастанием роли личностного начала в переориентации образовательных ценностей;
  • усилением динамики интегративных тенденций в науке и культуре.

Современная образовательная модернизация, проходящая в условиях социальной реформы общества, требует формирования адекватной ей «параметрии» личности XXI в. Соответственно и перестройка системы образования должна проходить с позиций гуманизма, где основной составляющей является в том числе и гуманитаризация образования, т.е. возрождение духовно-нравственной культуры человечества, развитие активно-творческих возможностей человека, отказ от технократических тенденций, которые способствуют распаду образования на гуманитарную и техническую составляющие.

Гуманистический взгляд на человека был представлен нам еще в исторический период европейского Возрождения, который стал эпохой культа человека. При этом общественный идеал был связан с возвышением личности в ее физическом, нравственном и интеллектуальном совершенстве, что и выступало в качестве универсальной цели воспитания. Педагогическая практика свою задачу видела в формировании активной личности, преобразующей окружающую действительность. Поэтому в связи с меняющимися общественно-педагогическими ориентирами шел активный процесс переориентации системы образования, в основу которой были положены гуманистические принципы.

Современный этап гуманизации образования определяет главное направление педагогических поисков — область личностно-ориентированного обучения, признающего ценность каждого человека. В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, в том числе и гуманитарного, которое способствует формированию общекультурной компетентности учащихся, их мировоззренческой позиции. Специфическую роль в решении проблемы реформирования образования предстоит решить блоку гуманитарных наук, поскольку они служат философским основанием для становления мировоззрения и определяют умение проникнуть в сущность общественных отношений, экономических и духовных процессов, происходящих в обществе.

По утверждению А.Уайтхеда: «Сегодня, в эпоху демократии, государством управляют обычные граждане, с самыми различными призваниями. Поэтому демократическое общество не достигнет успеха до тех пор, пока общее образование не даст людям философского мировоззрения» [10]. Поскольку посредством гуманитарных дисциплин предполагается осуществить поворот образования к формированию у подрастающего поколения целостной картины мира, то образовательный процесс претерпевает ряд изменений.

Во-первых, создается новое поколение учебников, которые способствуют развитию творческого гуманитарного мышления. Во-вторых, имеет место вариативность педагогических технологий, предполагающих учет индивидуальных особенностей при построении учебного процесса, дифференциацию при отборе образовательного содержания и ориентации на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем. В-третьих, происходит реорганизация собственно деятельности педагога на основе активного взаимодействия с детьми, реализации их субъектной позиции в процессе личностно-ориентированного обучения и т.д. В-четвертых, осуществляется изменение содержательного компонента образования (интеграция и целостность учебных дисциплин).

Основным направлением этих изменений является обучение будущего поколения с позиции осознания реалий современного мира и гуманистических тенденций в образовании, которое может осуществляться, по мнению В. И. Гинецинского, в двух типах образовательных систем:

  • утилитарно-прагматической, ориентированной на ограничение содержания образования студента минимумом знаний с целью обеспечения его успешности в рамках будущей профессиональной деятельности;
  • культурологической, ориентирующей учащихся на освоение широкого круга знаний, которые могут быть не востребованы в дальнейшей профессиональной деятельности, но направлены на общее развитие личности.

Анализ этих типов образовательных систем позволяет сделать вывод о необходимости их вариативного сочетания с тем, чтобы компетентный человек мог свободно ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной деятельности.

В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культурную обусловленность и личностную значимость приобретаемых в стенах учебного заведения знаний, умений, навыков, формируемых отношений и оценок. Социальный статус культуры в сознании человека связан с динамикой человеческих сообществ, их перспективами и возможными направлениями реформирования на различных исторических этапах и в соответствии с региональными особенностями (учет пространственно-временного фактора). Это позволяет говорить о том, что в культуре как специфическом способе организации и развития человеческой жизнедеятельности фиксируется ее конкретно-историческое своеобразие, в чем и заключается отличие от биологических форм жизни.

Так, например, в эпоху Античности философы трактовали знания как «природу вещей», при этом не разделяя «вещи» природного и культурного происхождения. Человек не противопоставлялся природе, наука — искусству, а вера — знанию. Культура Нового времени под влиянием технократических сил общества поставила в центр «прогрессивного человека», упразднив единство знания и разделив его на естественно-научное и гуманитарное. Данная тенденция до сих пор находит свое отражение в специфике содержательных характеристик образовательных программ различных учебных заведений. Ход истории подтверждает, что структурные элементы культуры определяют, в свою очередь, структурные компоненты содержания образования. В то же время современные исследователи, основываясь на данном подходе, утверждают, что достижения культуры, отраженные в содержании образования, переходят в достояние личности и становятся основой развития ее духовности.

С этой точки зрения культура, воплощенная в социальный опыт человечества, определяет совокупность исторически обусловленных средств воспитания и обучения, которые становятся достоянием как личности, так и общества в целом. Поэтому развитие личности происходит за счет первоначального распредмечивания и «присвоения» продуктов как результатов деятельности в духовной и в материальной сферах, их превращения в личностно значимый материал. При этом механизм освоения личностью культуры строится на основе ее интерпретации с точки зрения собственных целей, стремлений и ценностей, т.е. реализуется в сфере культуры посредством активной творческой деятельности человека.

В целом культурологический подход позволяет определить оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии собственно педагогической деятельности.

Одновременно происходит реализация следующих условий использования культурологического подхода в образовательном процессе:

  • отбор культурологического содержания, обеспечивающего развитие личности как самого педагога, так и учащихся в совокупности их индивидуально-психологических особенностей;
  • определение содержания конкретной сферы социально-культурного опыта, осваиваемого в процессе обучения.

Поэтому содержание образования, по мнению Н. В. Бордовской, А.А. Реан и С.И.Розума, должно быть направлено на широкую общекультурную подготовку подрастающего поколения, его активное погружение в контекст общечеловеческой и национальной культуры, поскольку:

  1. образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;
  2. образование есть практика социализации человека и преемственности поколений;
  3. образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отрасли массового духовного производства;
  4. образование — процесс трансляции культурно-оформлен-ных образцов человеческой деятельности;
  5. образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций;
  6. образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества;
  7. образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке [7].

В целом культурологический подход к организации образования предполагает нацеленность на освоение общечеловеческих ценностей культуры как поля для осуществления инновационной деятельности в процессе образования. Одновременно реализуется насущная потребность осуществления «диалога культур» (B.C.Библер) на различных уровнях педагогического процесса, что определяет необходимость выявления общего и особенного в этнокультуре. При освоении динамики культуры с прогностической целью изменения собственно процесса образования в соответствии с существующими традициями и тенденциями в качестве источников реформирования выступают потребности различных уровней культурной среды (макросоциума, мезосоциума, микросоциума), а также культура ее агентов и субъектов образовательной системы.

Таким образом, социокультурный механизм развития образования есть совокупность традиций и инноваций, приводящих структуру обучения в соответствие с ее внутренней культурой, которая организуется как непроизвольно, стихийно, так и целенаправленно, планомерно.

Потребность в выявленных подходах возникает в соответствии с принципами общественного обновления и на основе реализации социальных, научных и культурных ценностных ориентиров. В связи с этим культуроформирующая функция образования состоит в определении границ и перспектив индивидуального саморазвития и интериоризации культуры через освоение подрастающим поколением ценностей, традиций, норм общественной жизни, а также «проецирования» соответствующих культурных ценностей в завтрашний день всего общества.

Литература

  1. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы. — Волгоград, 2000.
  2. Выэ1слецов Г. П. Аксиология культур. — СПб., 1996.
  3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
  4. Китаев П.М. Культура: Человеческое измерение. — СПб., 1997.
  5. Новейший философский словарь. — Минск, 1999.
  6. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995.
  7. Педагогика и психология: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Реан. — СПб., 2000.
  8. Проект «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» — М., 2000.
  9. Сластенин В.А., Подымова JI. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997.
  10. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. — М., 1990.
  11. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов н/Д, 1995.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт