К разработке и организации содержания урока предъявляется ряд обязательных требований.


Требования учителя, выполняющие функцию контроля, должны переходить в прямую поддержку, если ученики делают то, что соответствует требованиям учебной ситуации. Таким образом, все действия учителя в учебном процессе на уроке могут быть сведены к четырем категориям: побуждению к учению, инструкции, контролю и поддержке. Первыми обычно идут побуждение к учению и инструкция, под которой понимается широкий круг действий — от развернутого объяснения до отдельных указаний; затем следуют контроль и поддержка правильных действий учащихся. Хотя поддержка и контроль не осуществляются одновременно (они разделены во времени), их необходимо сочетать, так как учитель, использующий поддержку без контроля, будет способствовать формированию у учеников безответственности и неумения выполнять необходимую работу на уровне установленных стандартов, а учитель, применяющий контроль без поддержки самостоятельных действий учащихся, может породить у них неверие в свои силы.

Контроль и поддержка тесно связаны с одобрением или порицанием учителя. Одобрение обычно усиливает и ускоряет деятельность учеников, а порицание имеет подавляющее (задерживающее) влияние. Однако и одобрение, и порицание лучше невнимания, безразличия преподавателя к действиям учащихся. При использовании одобрения или порицания также необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников — их прошлый опыт, уровень учебных возможностей, ранее применявшиеся к ним меры воздействия. В общем, отдавая предпочтение похвале перед порицанием, учителю не следует забывать, что ему часто приходится заставлять учеников делать то, чего они не хотят делать, не любят и не умеют (в момент обучения). Учащиеся должны знать, что невыполнение требований учителя влечет за собой определенные неприятные последствия.

На уроке более верным будет акцент не на борьбу с нарушениями, невыполнением учащимися тех или иных требований, а на предупреждение таких случаев.

Для этого в учебном процессе следует предусмотреть комплекс условий, предотвращающих возможность каких-либо нарушений, отклонений. Кроме постоянной занятости всех учеников класса на уроке, эти условия включают:

  • а) четкий инструктаж учащихся о характере требований и порядке их выполнения;
  • б) логически обоснованный, плавный переход от одного вида деятельности к другому;
  • в) правильное распределение времени на уроке.

Учение и поведение школьников тесно связаны с эмоциями, поэтому для продуктивной деятельности учащихся на уроке необходима благоприятная эмоциональная обстановка. В учебном процессе это обеспечивается посредством такой организации содержания изучаемого материала, таких видов и способов деятельности и взаимоотношений, которые способствуют возникновению и проявлению положительных эмоций (возбуждение, восхищение, радость, привязанность и т. п.) и сокращению отрицательных, неприятных эмоций (страх, обида, вина). Большую роль играют межличностные отношения учителя и учащихся (и среди учеников). Ученики очень тонко чувствуют характер взаимоотношений, и это влияет не только на их эмоциональное состояние, но и на отношение к учебной деятельности. Не меньшее значение имеет отношение учителя к содержанию и способам работы на уроке: увлеченный учитель вызывает увлеченность и положительный эмоциональный настрой у учащихся, и наоборот. Однако решающее влияние на эмоциональное состояние школьников на уроке оказывают два фактора: посильность заданий и ценность предполагаемых результатов работы. В ситуациях, где ученик должен действовать, но чувствует, что задание непосильно, он испытывает напряжение, тревогу и крайнюю неудовлетворенность. В связи с этим нельзя согласиться с широко распространенной в настоящее время концепцией о целесообразности обучения учащихся на заданиях повышенной трудности, поскольку она не учитывает эмоционального состояния школьников в таких условиях; ее следует заменить концепцией обучения на заданиях достаточной трудности. Влияние второго фактора заключается в следующем: если даже задание является посильным, доступным, но предполагаемые результаты кажутся ученику недостаточно важными, ценными, он останется безразличным, индифферентным к работе и может выполнить задание лишь под влиянием прямых требований учителя. В таких случаях у учащихся часто возникают и проявляются отрицательные эмоции к заданию, учению и учителю.

Выше было сказано, что модель обучения на уроке имеет ряд важных характеристик, и была сделана попытка последовательного их описания и раскрытия. Главный принцип модели заключается в том, что все ее части (компоненты) внутренне связаны между собой.

Понимание учителем указанного положения чрезвычайно важно по двум причинам. Во-первых, он должен знать, что нельзя добиться серьезных улучшений в уроке, совершенствуя лишь одну из многих его сторон. Так, невозможно, например, получить высокие результаты, если изменить только подход к организации содержания урока или только методы обучения и т. д. Во-вторых, вводя те или иные изменения, преподавателю надо внимательно проследить за влиянием указанных изменений на учебный процесс в целом.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт