К разработке и организации содержания урока предъявляется ряд обязательных требований.


Выше отмечалось, что обучение на уроке осуществляется в процессе взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой. Учение на уроке —индивидуальное и групповое явление одновременно. Учение индивидуально, поскольку механизмом, посредством которого оно осуществляется, является индивидуальная нервная система ученика с ее органами восприятия и реакции. Никто за учащегося не может проделать необходимой работы, изучить материал вместо него. Но учение на уроке одновременно является и групповым явлением, так как осуществляется в процессе взаимодействия с преподавателем и другими учениками.

Сейчас можно с достаточной обоснованностью сказать, что преподавание и учение не могут быть поняты правильно без тщательного анализа групповых ситуаций, в которых осуществляются познавательные процессы. Любая организация содержания и любые методы преподавания должны связываться не только с тем, что они дадут в познавательном плане, но и как они распределят участников учебного процесса — учителя и учащихся, т. е. каким будет групповой контекст урока. Другим, не менее важным вопросом будет и обратное влияние: как групповой контекст влияет на результаты познавательной деятельности на уроке. Иными словами, применяя те или иные методы, средства на уроке, следует обращать внимание и на природу взаимодействий, которые являются существенной частью процесса обучения на уроке.

Так, беседа, дискуссия более тесно связывают преподавателя с учащимися, а также самих учеников в единое целое. При этом школьники получают опыт коллективных действий в достижении общей цели и коллективной ответственности за результаты учебной деятельности. Наоборот, обучение посредством постановки проблем для индивидуального решения вносит две категории разделения: отделяет преподавателя от учащихся и резко разделяет сам коллектив учащихся. Здесь будут фигурировать индивидуальные цели, индивидуальные способы их достижения и индивидуальная ответственность. Естественно, что в первом и во втором случаях у учащихся будут формироваться несколько иные качества личности. Таким образом, организация работы на уроке, которая создает благоприятные условия для продвижения в познавательной деятельности каждого учащегося класса, может препятствовать выработке у них качеств коллективизма, общей ответственности, взаимопомощи, поскольку разобщает класс (указанное явление встречается и при применении программированного обучения, если преподаватель не предусматривает видов работы, заданий, которые на определенном этапе урока объединят класс для коллективной деятельности).

Наиболее правильная организация коллектива класса характеризуется таким взаимодействием учащихся между собой, при котором успех в деятельности всего класса тем или иным образом связан с успешностью работы каждого отдельного ученика, когда заложены внешние или внутренние связи, объединяющие весь класс в движении к достижению намеченных целей.

Процессами взаимодействия учащихся на уроке могут быть кооперирование (которое также может включать элементы соревнования, но проводимого уже на групповой, коллективной основе) и индивидуальное соревнование. Первый характеризуется параллельными действиями учеников на уроке, направленными на достижение стоящих перед ними целей. Внимание каждого из них при этом направлено на то, чтобы быть первым (или хотя бы не последним). В результате может создаваться недостаточно благоприятная в познавательном и воспитательном отношении обстановка на уроке, так как если цель достигнута одним или несколькими учениками, то другие уже не могут, быть первыми, не могут занять достойное место. В связи с этим при постоянном (интенсивном) использовании индивидуального соревнования в обучении у учащихся могут сформироваться отрицательные качества личности. Кроме того, многие ученики будут систематически испытывать горечь отставания, неудач, которая в этих условиях ощущается особенно остро. Второй процесс — кооперирование — характеризуется позитивной взаимозависимостью, так как цель может быть достигнута классом лишь в том случае, если все учащиеся выполнят поставленные перед ними задачи. На уроке обычно наблюдается сочетание обоих процессов, однако очень важно, какой из них занимает ведущее положение.

Проведенные нами в различных классах эксперименты показали следующие преимущества кооперирования учащихся на уроке:

  • у учащихся формировалась концепция единства (они начинали заботиться о том, чтобы весь класс выполнил цели урока, а не только они; каждый чувствовал, что его работа повышает — снижает результаты деятельности всего класса);
  • создавались хорошие традиции, которые помогали классу достигать более высокие результаты на уроке (каждый стал по своей инициативе следить за готовностью к работе на уроке, чтобы не задерживать класс; поддерживали необходимую тишину при ответе товарищей, «болели» за них; стойкие дружеские связи между учащимися расширились, если кто-нибудь не справлялся с заданием, другие просили разрешения у учителя помочь ему);
  • сформировалось положительное общественное мнение класса, при котором высокая требовательность к каждому ученику сочеталась с моральной и эмоциональной поддержкой класса его деятельности; исчезла проблема невыполнения домашних заданий;
  • запись общения между учащимися показала высокий уровень дружественности; они получали удовлетворение от общего мажорного тона на уроке, от атмосферы дружественных взаимоотношений.

Подавляющее большинство охваченных экспериментом школьников выразило наибольшее удовлетворение такой организацией деятельности на уроке, при которой каждый чувствовал значимость своей работы для достижения целей всем классом и одновременно мог выполнять ее наиболее подходящим для него путем. На уроках, где широко используется процесс кооперирования, наблюдается больше координации усилий всех учащихся, больше организационной подвижности, больше мотивации у каждого ученика достичь целей, больше общения и взаимного согласия среди учащихся, большее совпадение индивидуальной и групповой ориентации в работе, большая общая результативность и лучшие взаимоотношения среди учащихся. Вся деятельность при этом протекает в позитивных эмоциональных тонах, дружественной атмосфере, и достижения всего класса оцениваются каждым учеником даже выше, чем свои собственные достижения.

Для правильной организации учебного процесса на уроке чрезвычайно важны ответы на вопросы: что связывает организацию познавательного процесса на уроке с организацией коллектива учащихся и с их эмоциональным состоянием? Какое построение урока даст большую степень усвоения, более побуждающие и доброжелательные отношения в классе и более приятные эмоции?

В соответствии с экспериментальными данными можно прийти к следующим выводам:

  1. для получения более высоких общеклассных и индивидуальных результатов познавательной деятельности обучение на уроке должно быть индивидуализировано;
  2. кооперирующийся в работе класс является более сплоченным и отличается более сильными внутренними связями, побуждая всех входящих в него учеников к качественному выполнению своих учебных обязанностей. Так как выполнение заданий каждым учеником служит необходимым условием достижения целей всем классом, последний обеспечивает им моральную и эмоциональную поддержку.

В связи с этим следует отвергнуть как неадекватную широко распространенную доктрину одностороннего (лишь в познавательном аспекте) подхода к уроку. Отсутствие индивидуализации обучения на уроке ставит учащихся в различное положение: легкое для одних является достаточно сложным для других и почти непосильным для третьих. Тогда первые рассматривают урок как бесполезный; вторые — как нужный, интересный; третьи — как тяжелый, непривлекательный. Однако индивидуализация — необходимое, но недостаточное условие эффективного обучения на уроке. Необходима организация познавательной деятельности на уроке, при которой она для всех учащихся класса является достаточно сложной и привлекательной, требующей посильного мыслительного напряжения от каждого и в то же время поддерживающая благоприятные связи в групповом контексте. Таким образом, структура классного коллектива на уроке имеет двойственную природу. Активность учащихся усиливается, повышается, когда атмосфера на уроке понижает сверхнапряженность, угрозу неудач и защитные реакции учеников в их взаимодействии между собой и во взаимодействии с учителем. В трудном процессе познавательной деятельности учащимся необходима моральная и эмоциональная поддержка не только учителя, но и других учащихся. Приведенные данные дают возможность сформулировать теорию организации учебной работы на уроке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт