Модель обучения на уроке.


В последнее время термин модель широко представлен в педагогических, психологических и других исследованиях. Широкое использование термина привело к тому, что он получил несколько различных значений. Мы считаем, что под моделью лучше всего понимать определение структуры, которая дает возможность представить те или иные явления таким путем, чтобы можно было получить полезные сведения, глубже понять их. Предлагаемая модель разработана для того, чтобы представить организацию обучения на уроке в определенной системе. Мы не считаем модель окончательной, совершенной во всех отношениях и позиции компонентов фиксированными навсегда: есть вероятность, что дополнительные теоретические и эмпирические данные могут привести к определенным изменениям в модели. В дальнейшем модель может быть достроена путем формализации и математического выражения связей. Однако количественный анализ —это уже высший этап исследования педагогических явлений. На данном этапе используется качественно-описательный уровень модели, без которого дальнейшее количественное измерение компонентов модели и их связей невозможно. Даже в таком виде, как показала опытная проверка, модель может служить основой для упорядочения действий учителя при планировании и проведении урока.

Модель несложная, выражена графически и знаками и выполняет следующие функции:

  • а) достаточно ясно показывает реальное расположение и принципы взаимодействия компонентов процесса обучения на уроке, которые последовательно определяются и описываются;
  • б) раскрывает содержание и последовательность операций учителя по руководству познавательной деятельностью учащихся,

В дальнейшем модель используется для обеих целей.

Модель обучения на уроке.

Модель обучения на уроке.

A — учитель;
В — учащиеся —B1начальное состояние учащихся, В2 — типичные учебные характеристики учащихся);
С —цели урока (С15, С10 и т. д.—частичные цели, т. е. цели учебных ситуаций);
Д — дидактический аппарат обучения — содержание, средства и методы работы на уроке;
S1 S2, S3 и т. д.— учебные ситуации, в которые, кроме частичных целей, входят содержание, средства, методы, время и место работы, необходимые для достижения указанных целей, а также способы проверки частичных результатов;
Е (общее) —результаты урока5, Е1015 и т. д.— частичные результаты урока, т. е. результаты, полученные в учебных ситуациях);
С1 — Е(общее) —оптимальная линия движения учебного процесса на уроке (пунктиром показаны другие линии движения процесса обучения на уроке, которые не являются оптимальными для данных условий; они могут проходить и выше оптимальной линий);
Е5 — С5, Е10—С15, Е15 — C15 и т. д. — информация, получаемая учителем через определенные промежутки времени (в модели— через каждые 5 минут, но правомерны и другие интервалы) о результатах учебной деятельности учащихся (обратная связь);
С5 — Е5, С10 — Е10, С15— Е15 и т. д. — осуществляемые учителем операции сравнения достигнутых на различных этапах обучения результатов с заданными целями; вынесение решений о последующем ходе учебного процесса: при совпадении результатов с заданными целями — продолжать работу без изменения, при несовпадении — изменить учебные процедуры или цели (чтобы учебный процесс проходил по оптимальной для Данных условий линии).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт