Все компоненты урока находятся в тесной взаимосвязи. Однако цели — это фокус, вокруг которого организуется весь урок; его контролирующая сила, направляющая всю деятельность преподавателя и учащихся. Необходимо учитывать и тот факт, что категория цели, согласно И. П. Павлову, вообще составляет одну из основ человеческого поведения. Рефлекс цели связан с рефлексом внимания, имеющим фундаментальное значение в учебном процессе.
Определение целей урока начинается с операции продумывания их по нисходящей линии: цели обучения, цели предмета, цели темы и цели данного урока. При этом цели соотносятся с особенностями класса. Следовательно, постановка целей — это определение социально-этической и психолого-педагогической категории целей урока.
На этапе разработки целей урока важную роль играют следующие вопросы: комплексность, многоплановость целей урока; их исходные уровни и позиции; мотивационное значение целей урока и условия, способствующие повышению этого значения; категории целей урока.
Комплексность, многоплановость целей урока. Трудность проведения урока связана с необходимостью достижения сложного комплекса целей. Цели урока исходят из задач обучения, воспитания и развития умственных способностей учащихся и подразделяются на главные, сопровождающие и дополнительные, с одной стороны, отдаленные и непосредственные — с другой. Овладение знаниями, умениями и навыками не может считаться единственной целью урока в школе; в целях должны быть также отражены требования формировать на основе этих знаний у учащихся коммунистические убеждения, развивать их познавательные способности.
Мотивационное значение целей урока и условия, способствующие повышению этого значения. Цели, принятые учащимися, побуждают их к учению, преодолению трудностей и не только указывают, чего надо достичь, но и намечают конкретные пути для этого.
Условия, способствующие достижению указанного положения:
- цели, несмотря на многогранность, должны быть предельно четкими и ясными. В дидактике рекомендуется сообщать учащимся намеченные цели в начале урока, что, по свидетельству некоторых исследователей, делает учебный процесс открытым для учащихся. Против таких действий вряд ли стоит возражать, но сам факт объявления целей урока ничего не дает, если преподаватель глубоко не продумал пути их достижения и не проводит этих принципов на уроке. Хорошо сформулированные цели урока показывают учащимся важность изучения данного материала, а последовательно усложняемые, но посильные познавательные задачи ведут класс к достижению целей;
- мобилизация сил учащихся на высоком уровне происходит не только под влиянием ясно осознаваемой ими необходимости изучения материала, но и в связи с возникновением интереса к изучаемому. Обычно интерес начинается при столкновении учащихся с чем-то новым, необычным. Однако интерес немедленно прекращается как из-за слишком раннего ответа, решения, так и из-за непосильной трудности решения. Кроме того, он зависит от знаний учащихся — никто не интересуется длительно тем, чего не понимает. Поэтому нельзя делать разрыв между достигнутым учащимися уровнем знаний и выдвигаемыми на уроке познавательными задачами чрезмерно большим, непосильным. Интерес — необходимое условие эффективности урока, но ради него нельзя понижать ни научного уровня преподавания, ни требований к учащимся.
Категории целей урока. Цели урока можно сгруппировать в три основных раздела:
- Знания. Эта категория включает факты, понятия (принципы, законы, теории) и связи между ними, которые учащиеся должны усвоить на уроке.
- Умения и навыки. Здесь включаются все типы действий учащихся — умственные и физические.
- Отношения. Сюда входят подходы, точки зрения, стандарты оценок, мировоззрение учащихся, нормы поведения.
На каждом уроке необходимо реализовывать все три группы целей, причем цели развития учащихся последовательно включаются в каждую из них.