X

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Если в младшем дошкольном возрасте такие навязчивые движения, как сосание пальца и ковыряние в носу были естественным продолжением младенческого стремления удовлетворить свою потребность в любви, ребенок более старшего возраста приобретает вредные привычки в процессе дальнейшего развития личности. На это влияет его окружение, пример родителей, других взрослых, детей, с которыми ребенок часто общается, а также семейная обстановка. Атмосфера семьи в любом возрасте играет значительную роль в формировании личности ребенка со всеми его слабыми и сильными сторонами. Если семья неблагополучна, хотя в ней и присутствуют оба родителя, малыш ощущает внутренний дискомфорт, желание изменить обстоятельства. Не испытывая родительской любви в полной мере, он ищет признания у чужих людей и становится зависимым от них, то есть подсознательно стремится перенимать движения и повторять слова. Такие стереотипы поведения очень трудно исправить, потому что ребенок все больше и больше вовлекается в процесс заимствования чужих манер, и не развивается как личность. В неполной семье малыша подстерегают другие проблемы — авторитарная власть матери или потеря близкого контакта с ней из-за ее постоянной занятости.

И в том и в другом случае малыш ощущает себя отверженным, из-за чего стремится получить поддержку у других людей, вне дома. Если таких людей нет, он и вовсе замыкается в себе, возвращаясь к периоду младенчества. Тогда он грызет ногти или любые предметы, попавшиеся под руку, сосет пальцы, иногда у него появляется энурез. Все это ведет к рассеянности, невнимательности, боязливости и необязательности. С таким багажом психологических проблем ребенку будет трудно учиться в школе, поэтому родители должны помочь ему сразу же, как только заметили первые признаки вредных привычек.

Советы родителям

  • Лучше предотвратить, чем искоренить то, что уже вошло в привычку. Поэтому с детьми нужно поддерживать теплые и добросердечные отношения, не позволяя им усомниться в вашей любви и начать искать другие способы удовлетворения потребности в ней.
  • Другим способом профилактики вредных привычек является нормальная загруженность ребенка интересными занятиями. Если малыш увлечен чем-то, он не станет грызть ногти. Но не переусердствуйте: нагрузки должны быть по силам вашему ребенку. Если вы видите, что он устает, не справляется, дайте ему возможность больше отдыхать — играть на улице, кататься на лыжах, санках или велосипеде.
  • Мать должна проявлять разумную требовательность к малышу, чтобы он понимал свои обязанности, но при этом предоставлять ему относительную свободу.
  • Совершенно бесполезны замечания: «Вынь палец изо рта!» или «Прекрати грызть ногти!». Этими словами вы лишь акцентируете внимание ребенка на проблеме, но не помогаете избавиться от нее. Вы достигнете гораздо большего эффекта, если переключите внимание малыша на что-нибудь другое, отвлечете его. Так он скорее забудет о своей привычке.
  • Если вы заметите постороннего взрослого человека или ребенка, который демонстративно лезет себе пальцем в нос или сосет палец (а такое бывает и у взрослых), незаметно покажите это малышу, прокомментировав такими словами: «Мне очень жаль его, он даже не представляет, как некрасиво выглядит со стороны». Ребенок согласится с вами, потому что зрелище, действительно, не из приятных, и постарается не повторять подобных действий сам.
  • Привычки могут быть подсмотрены ребенком у других людей. Если это так, постарайтесь сократить контакты с ними или объясните ребенку, что для подражания можно использовать черты характера — смелость, ответственность, доброжелательность, а не некрасивые навязчивые движения.
  • Развивайте самостоятельность у ребенка, тогда он больше внимания будет уделять своим интересам, и его мысли будут постоянно заняты, а грызть ногти ему будет просто некогда и незачем.
  • Уделяя ребенку больше внимания и одаривая его любовью, вы сделаете его более спокойным и уверенным в себе, что поможет ему избавиться от вредных привычек.
Natali: