АГРЕССИЯ У ДОШКОЛЬНИКА


Вас не должна пугать и удивлять агрессивность ребенка. Это естественное чувство, направленное на самозащиту, и в возрасте от трех до пяти лет вспышки агрессивности могут наблюдаться даже у самых спокойных и уравновешенных детей. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств агрессивность может закрепиться в характере ребенка как устойчивая черта личности. Эта проблема особенно характерна для тех семей, которые переживают ломку взаимоотношений, и где ребенок чувствует себя неуверенным в себе и обделенным родительской любовью. Даже если вы по-прежнему тепло относитесь к нему, но в доме царит холодная враждебная атмосфера, связанная со ссорами родителей, переживаниями развода, это обязательно скажется на детской психике. Малыш будет вынужден защищаться, возможно, проявляя агрессивность, ведь конструктивных способов защиты он не знает.

Однако всем родителям необходимо отличать немотивированную агрессию от вызванных внешними раздражителями вспышек гнева, которые случаются у всех — у взрослых и у детей, вне зависимости от их характера. Другое дело, как гнев выражается, и на это следует обращать внимание прежде всего. Психолог Карл Е. Пикхарт пишет о детском гневе: «Гнев не является эмоцией, доставляющей удовольствие, но он очень функционален. Гнев стоит на страже самоуважения. Когда человек оскорблен, словно загорается сигнал: «это нечестно», «это больно и обидно», «это неправильно», «этого не должно было случиться». Гнев дает нам возможность продуцировать три важные реакции: экспрессивная реакция на оскорбление («выплескивание» обиды), защитная реакция (установление границ), корригирующая реакция (указание на необходимость перемен). Благодаря этим реакциям мы можем сохранить безопасные и справедливые взаимоотношения.

Люди, не умеющие гневаться или не позволяющие себе непосредственно выражать гнев, подвержены опасности оказаться абсолютно беззащитными перед теми, кто дурно с ними обращается. Они рискуют или воспринимать обиду без сопротивления, или страдать молча. Тем самым, не желая того, они поощряют несправедливость. Так, не делая замечания подростку, который без спроса берет родительские вещи и возвращает их безнадежно поломанными или не возвращает вовсе, родитель поощряет это недозволенное поведение. Возмущенные мать или отец жалуются друзьям, но не решаются приструнить собственного ребенка, опасаясь поссориться с ним и отдалить от себя. Многие боятся выразить свое справедливое возмущение, потому что другой может рассердиться, обидеться. Им кажется, что из-за вспышки гнева испортятся отношения, исчезнет доверие, все пойдет вкривь и вкось. Внутренний голос часто подтверждает эти опасения, поэтому прежде, чем дать волю гневу или решиться сдержать его, необходимо взвесить все «за» и «против». Подавленный гнев, во-первых, оставляет обидчика в неведении, а во-вторых, имеет тенденцию накапливаться, порождая стресс и в дальнейшем неадекватную реакцию на малейшие жизненные невзгоды. Люди, склонные сдерживать свои эмоции, игнорируя свое раздражение или вовремя не давая ему воли, «запасают» его впрок, нанося тем самым вред себе и окружающим.

Обычно дети учатся управлять своим гневом в семье, наблюдая, как формируется эта эмоция у взрослых, с их разрешения и под их присмотром. В неполной семье родителю приходится брать на себя нелегкую задачу — на собственном примере научить ребенка управлять эмоциями, с пользой применяя вспышки гнева. Без конца теряя терпение и срываясь на крик, выговаривая ребенку за совершенную ошибку или неверный поступок, взрослые подают ему дурной пример: он видит, что свой гнев нужно выражать таким образом, чтобы причинить человеку ощутимую боль. С другой стороны, если в семье гнев принято сдерживать и чувствам никогда не дают воли, ребенок думает, что гнев в принципе недопустим, его необходимо безжалостно подавлять. Между этими двумя крайностями и находится золотая середина, которую предстоит найти одинокому родителю. В этом поможет честный разговор об обидах и границах дозволенного в поведении. «Если ты не держишь слова, не выполняешь обещания, я сержусь, потому что абсолютно не могу на тебя рассчитывать».

Чтобы понять, свойственно ли вашему ребенку агрессивное поведение, нужно проводить достаточно много времени в непосредственном общении с ним, наблюдать за его игрой во дворе, за общением со сверстниками, за занятиями дома. Но если вы не в курсе всего, чем интересуется, о чем думает и с кем дружит ваш малыш, а, болтая со своей подругой во дворе, вдруг заметили, что сын толкнул другого мальчика, не торопитесь связывать такое поведение с проявлением агрессивности. Вы же не знаете причин конфликта, не видели, как он начинался. Однако нередко рассерженная мать грубо хватает своего ребенка за руку и оттаскивает в сторону, при всех называя драчуном. Она даже слушать не хочет, кто виноват и первый начал, потому что драка сама по себе для нее признак агрессивности. На самом деле это далеко не так. Давайте разберемся, что можно считать детской агрессивностью.

Признаки агрессивности

  1. Если ваш ребенок нападает на более слабого или младшего, стараясь показать свою силу и сделать другому больно, это должно вас насторожить, потому что является самым главным признаком агрессии. При этом ребенок не чувствует раскаяния и вины за случившееся, наоборот, его радует, когда другому плохо.
  2. Мальчишки часто дерутся, меряясь своими силами. В этом нет ничего сверхъестественного — так было и так будет всегда. Нередко этому примеру следуют и девочки, которые в наше время выступают на равных с мальчиками. Важно понять, что это — драка-состязание или драка с целью нанести обиду и боль. Последнее свидетельствует, что в эмоциональной сфере ребенка не все в порядке, и он склонен к агрессивному поведению.
  3. Надо обращать внимание и на частоту конфликтов мальчиков. Если стычки с ребятами происходят несколько раз в час, это говорит о неуравновешенной психике ребенка и его склонности к агрессии. Нормальным считается ситуация, когда за часовую прогулку происходит один «боевой» конфликт со сверстником.
  4. Если драку спровоцировал тот, на кого напал ваш ребенок, нужно разобраться, как и зачем он это сделал. И попытаться понять, почему это вызвало агрессивную реакцию вашего малыша. Может быть, причина не стоила выеденного яйца: мальчик просто без спроса взял его игрушку, но возможно, он грубо оскорбил вашего сына, и тот решил ответить на это силой. Если в первом случае ребенок просто искал повода для того, чтобы разрядиться на ком-то, то во втором он действовал решительно и смело, защищая свою честь. Это не является признаком агрессивности. Это скорее естественная реакция малыша, который пока не нашел другого способа защититься. Его нужно понять, а не ругать. Однако уже дома вам стоит поговорить с ребенком о том, что применение силы — не лучший способ выяснять отношения.
  5. Для девочек драчливое поведение часто считается неприемлемым, но у каждой малышки характер разный, и если одна в ответ на обидное прозвище замкнется в себе и со слезами на глазах уйдет в сторону, то другая набросится на «врага» с кулаками. Но это не агрессивность, а просто самозащита.
  6. Агрессивный ребенок хорошо заметен в коллективе — в детском саду, в классе. Он постоянно идет на конфликты, обижает слабых, демонстрирует свою силу, отыгрываясь на окружающих людях за то, что обделен родительской любовью или переживает внутренний стресс. Он ищет жертву среди тех детей, кто не может дать ему сдачи.
  7. Пока ребенок маленький, он проявляет свою агрессивность импульсивно, добиваясь желаемого результата. Например, взяли игрушку — он лезет с кулаками отбирать. Это происходит потому, что он пока не научился убеждать словами. Становясь старше, он уже может обратиться к обидчику: «Отдай, это моя игрушка». Находя мирные способы достижения своих целей, малыш перестанет прибегать к агрессии. Но некоторые дети, вырастая, по-прежнему используют силу в качестве единственного средства достижения цели. Агрессивность становится чертой их личности.
  8. Агрессивность рождается там, где нет любви и понимания. Но не только. Иногда дети наследуют черты характера родителей или берут пример с их поведения. Например, наблюдая, как мама и папа оскорбляют и унижают друг друга, или ведут себя по отношению друг к другу подчеркнуто враждебно. Если мать постоянно делится со своим ребенком негативными впечатлениями о его отце, он может «заразиться» ее ненавистью, потому что интуитивно боится потерять и ее любовь.

Пути преодоления агрессивности

  1. Не давайте ход своим негативным эмоциям, чаще улыбайтесь, радуясь всякому приятному пустяку в вашей жизни. По утрам будите своего малыша с улыбкой, улыбайтесь ему перед сном. Пусть положительные эмоции войдут в привычку и создадут доброжелательную атмосферу в доме.
  2. Старайтесь не отзываться плохо о людях, тем более об отце ребенка. Даже если в памяти малыша остались неприятные воспоминания об этом человеке, скажите ему, что папу все равно нужно простить, и что вы это уже сделали. Прощение облегчает душу и не оставляет места агрессии.
  3. Объясните ребенку, что агрессивное поведение не приносит результата, а есть другие более конструктивные способы реагирования — словесные объяснения, игнорирование неприятных поступков или ответ добром на враждебную реакцию. Они приведут к лучшему результату, поскольку несут положительные эмоции.
  4. Старайтесь убедить ребенка в том, что его окружают хорошие и добрые люди, и что таких людей на свете больше, чем плохих. Для этого чаще общайтесь с малышом сами, встречайтесь с друзьями, подругами и родственниками, которые проявляют дружеские чувства к вам и к вашему ребенку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт