ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА


С трех до семи лет — время бурного творческого и эмоционального развития малыша, которое связано с его особой чувствительностью и зависимостью от родителей. Поэтому неполные семьи являются серьезным фактором риска для дошколят. Если в это время случились перемены в семье, то есть произошла размолвка родителей, это оставит неизгладимый след в душе ребенка. Однако теперь для матери, оставшейся растить ребенка в одиночку, важно, чтобы семейные катаклизмы не повлияли на его развитие и психическое здоровье. Сгладить последствия семейных передряг в ваших силах. Для этого нужно постоянно думать о малыше и отодвинуть в сторону свои личные переживания по поводу случившегося. Они все равно со временем забудутся. Так лучше прекратить переживать сразу, чем мучить себя и ребенка.

Проявите интерес к малышу, который переживает этот сложный период своей жизни. Общение с ним доставит вам огромное удовольствие. Ребенок в этом возрасте способен на глубокие чувства. От родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков. Малыш в этом возрасте отлично воспринимает информацию, усваивает правила поведения и запреты. Но он очень тонко чувствует ложь, поэтому его нельзя обманывать. Родителям необходимо быть искренними и всегда выполнять свои обещания. Это укрепляет веру детей в честность семейных отношений, внушает им спокойствие и делает их самих честными и открытыми для людей.

Повышенная эмоциональность в этом возрасте делает малышей немного неуравновешенными, заставляя смеяться и плакать, радоваться и печалиться. Все это нормально до тех пор пока плач не перейдет в истерику, а угнетенность не станет привычным состоянием ребенка. Если это есть, значит, у малыша серьезные психологические проблемы. Состояние уныния и тоски, в котором дошкольник находится длительное время, должно навести вас на мысль, что в ваших отношениях нужно что-то срочно менять.

Ваши эмоции передаются ребенку

В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону. Если при детях происходят скандалы, мама и папа долго выясняют свои отношения даже после развода, ребенок испытывает психологический стресс. А крики и приказы грозным голосом в свой адрес он воспринимает со страхом и неприятием. В этом возрасте у малыша активно формируется чувство собственного достоинства, которое оскорбляется таким отношением родителей к нему и друг к другу.

Для дошкольника характерна повышенная привязанность к родителям, особенно к матери. Если последняя часто пребывает в раздражении, тревоге, то и ребенку невольно передаются эти же чувства. Его эмоциональное состояние становится нестабильным, оно порождает страхи и неврозы. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них болезненную зависимость от себя и своего настроения. К ним относятся женщины, которые испытывают страх одиночества, заглушая его чрезмерной заботой о ребенке.

Внимательно следите за своими эмоциями в присутствии ребенка. Ни в коем случае не давайте ему понять, что он себя может чувствовать в безопасности только в вашем присутствии. Сейчас он находится в таком возрасте, когда ваши слова оказывают на него гипнотическое воздействие. Ведь он доверяет вашим чувствам и опасениям и усваивает их. В результате у малыша может исчезнуть потребность контактировать со сверстниками и с другими взрослыми. Он станет бояться этого общения и замкнется в себе. А невротическая привязанность к матери выльется в неуверенность в собственных силах и возможностях, а также в неумение налаживать контакты с окружающими.

Советы родителям

  • Уже в дошкольном возрасте следует развивать у ребенка способность учитывать потребности других людей, прежде всего ваши. В этот период он уже может понимать, что у вас неотложные дела, важная работа, которые не дают вам все время отдавать только ему.
  • Необходимо учить ребенка ладить с другими детьми, как в семье, так и в детском коллективе — делиться игрушками, иногда уступать в конфликтах, ждать своей очереди покататься на велосипеде. Эти навыки помогут малышу приспособиться к детскому саду, а в дальнейшем и к школе.
  • От ребенка не ускользают малейшие нюансы вашего поведения, ведь с вас он берет пример. То, как вы разговариваете по телефону, общаетесь с другими взрослыми, как читаете книгу, сидите за столом, разговариваете с бывшим мужем — все это имеет большое значение для воспитания в малыше различных человеческих качеств, причем гораздо большее, чем ваши наставления и нотации. Поэтому обратите внимание на свое поведение, чтобы оно не расходилось со словами, когда вы учите ребенка жизни.
  • Не нужно рассказывать при детях страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для ребенка подобная информация может стать очень сильным раздражителем, который спровоцирует нервный срыв. Приучать детей к темным сторонам действительности нужно постепенно, делая это тактично, сначала на примерах сказок, классической художественной литературы.
  • Дошкольный возраст — самое лучшее время для полноценного и интересного общения с ребенком. Его любознательность простирается очень далеко, его интересует все, что угодно, и он бесконечно задает вопросы. Пользуйтесь этим временем — самым благодатным периодом для развития ребенка. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов малыша могут привести к печальным результатам. Он почувствует вашу ложь, потеряет доверие к вам и постепенно отдалится от вас, перестав делиться своими переживаниями и ощущениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт