ЗАПРЕТЫ И НАКАЗАНИЯ


Запреты и наказания имеют большое значение в жизни ребенка дошкольного возраста. Это вам только кажется, что вы воспитываете малыша с помощью поощрения и порицания. На самом деле он изучает жизнь, приспосабливается к ней, проверяя свои поступки вашей реакцией. Если похвалили, значит, он поступил хорошо, А если мама возмущена и даже ставит ребенка в угол, следовательно, его поступок плохой. Поэтому ваша реакция должна быть справедливой, но не выходящей за рамки допустимых границ. Другими словами, нельзя запрещать ребенку очень много, а также наказывать его часто и жестоко. Тогда он сделает вывод, что все его поступки неправильные и совсем потеряет уверенность в себе. Такое отношение к малышу часто встречается в неполных семьях, где ребенка воспитывает одна мать, реже — отец. Последний, как правило, более спокойно, чем женщина, реагирует на проступки и шалости сына или дочери. Хотя встречаются и неуравновешенные мужчины, которые неадекватно реагируют на поступки своего ребенка и потому непоследовательны в требованиях и наказаниях.

Почему ребенку необходимы запреты

Некоторые матери впадают в другую крайность, стремясь предоставить ребенку полную свободу и возможность самому решить, что хорошо, а что плохо делать, то есть заставляют его познавать мир только на собственных ошибках. Можно в виде эксперимента пустить в свободное плавание малыша на короткое время с той целью, чтобы потом вместе с ним обсудить его поведение. Это действительно дает хороший эффект. Но если вы не будете контролировать ребенка вообще, он просто запутается в своих действиях. Я уже говорила о том, что ему необходимо общение со взрослыми, особенно близкими людьми, которым он не безразличен. Дети постоянно сверяют по нашей реакции свое поведение. Если эта точка отсчета исчезнет, они потеряют ориентиры в жизни, не научатся учитывать желания других людей и контролировать свои потребности, а в конечном итоге не поймут, что такое социальные нормы поведения.

Устанавливать запреты на определенное поведение детей является важной обязанностью родителей. Однако они не должны принимать категоричную форму: «Это нельзя», «Туда не ходи». Предъявляя ребенку свои требования и делая замечания, необходимо учитывать ранимость психики ребенка в неполной семье, его стремление к самостоятельности, а также предотвращать зависимость от родителей, которая при постоянном контроле может перерасти в патологическую.

Как делать ребенку замечания

  1. Если ребенок совершил неправильный поступок, сядьте рядом с ним и обсудите причины его поведения. Затем попытайтесь, тоже вместе, найти пути выхода из создавшейся ситуации.
  2. Не повторяйте свои требования слишком часто, не говорите долго и громко. Дети привыкают к нудным нотациям родителей, переставая со временем воспринимать их. Поэтому выскажите свой запрет четко и коротко. Тогда вы достигнете большего эффекта.
  3. Обращаясь к ребенку, не высказывайте претензий к нему, как личности, а осуждайте только его поступок. В этом вам помогут местоимения первого лица. То есть всегда нужно начинать со слов «Я недовольна твоими действиями…», «Меня огорчил твой поступок…», «Я очень удивлена, что ты сказал неправду…» и т. д. Вы дадите понять ребенку, что он неправ, при этом сообщите ему, что вы по-прежнему его любите и верите в него. То есть личность ребенка не пострадает.
  4. Никогда не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его обидными словами, не вешайте ярлыков: «Ты — неряха, никогда не научишься убирать свою постель». Вместо этого нужно сказать: «Я огорчена тем, что ты не убрал постель».
  5. Не используйте слова-угрозы: «Если ты сейчас же не уберешь игрушки, то не будешь смотреть телевизор». Лучше сказать: «Когда ты уберешь игрушки, то сможешь посмотреть телевизор». «Почему» — еще одно вредное слово, которое заставляет ребенка сопротивляться вашим требованиям. После возмущенной реплики мамы « Почему ты до сих пор не вымылся?» малыш еще больше будет упрямиться, стремясь показать свой характер. Скажите просто: «Как только ты умоешься, мы сможем сесть обедать».

Даже вышеперечисленные правила не позволяют добиться полного послушания ребенка. Вас должно это только радовать, ведь малыш познает мир, растет и развивается. Получая яркие впечатления от своих новых действий и поступков, дети не всегда воспринимают наши запреты, поэтому им нужно помочь с помощью наказаний. Именно помочь, а не вымещать на ребенке свою злость и негодование.

Как и когда применять наказания

  1. Ребенок должен заранее знать, за какой поступок его ожидает наказание, чтобы оно не удивляло его и не вызывало протест. Тогда он выбирает сам: вести себя соответствующим образом и быть наказанным или отказаться от нехорошей затеи.
  2. Нельзя обещать и не выполнять или откладывать наказание. Тогда малыш будет думать, что и в следующий раз его действия сойдут ему с рук. Это не воспитает в нем правильного отношения к поступкам.
  3. Запрещая ребенку что-либо делать, родители должны объяснить причину и справедливость своего запрета и предложить альтернативный вариант поведения. Например, нельзя играть в мяч возле проезжей части, но можно и даже нужно — на спортивной площадке или во дворе.
  4. Если вы запрещаете ребенку что-то, то не делайте этого сами. Например, не давая малышу конфету до обеда, не ешьте ее сами. Общепринятые правила должны соблюдаться всеми членами семьи.
  5. Наказывая ребенка, не сомневайтесь в том, что он заслужил это наказание, то есть совершил плохой поступок. Если малыш просто попал под горячую руку, и вы пытаетесь свалить вину за свое плохое настроение на него, а потом раскаиваетесь в содеянном, это подорвет ваш авторитет.
  6. Наказывая малыша, проявляйте к нему сочувствие, а не злорадство, убедив его в своей любви к нему Например: «Мне жаль, что ты сегодня не сможешь посмотреть телевизор или не пойдешь в кино, но это наказание, которые ты заслужил, и я уверена, что оно пойдет тебе на пользу».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт