Часть 6. Развиваем математические способности


Основное задание

Обратите внимание малыша на то, что мешки с песком, привязанные к шару отважных путешественников, помечены цифрами. Спросите у ребенка, что они могут означать. (Хорошо, если малыш сам догадается, что цифрами обозначен порядок, в котором путешественники собираются сбрасывать мешки, когда шар станет терять высоту.) Попросите назвать цифры в том порядке, в котором они расположены на рисунке (4, 7, 1,3, 6, 5, 2). Спросите, сколько же всего мешков с балластом находится на воздушном шаре. Предложите проверить, совпадает ли количество мешков, изображенных на основном рисунке, и количество мешков в рамке, расположенной ниже. Обратите внимание ребенка на то, что у каждого мешка на воздушном шаре свой цвет. Попросите назвать все эти цвета, а после — раскрасить мешки в таблице так, чтобы они расположились в том же порядке, в котором путешественники будут сбрасывать их с воздушного шара. (Чтобы малышу было проще справиться с заданием, предложите ему называть цвета в соответствии с номером каждого мешка: первый мешок — голубой, второй мешок — синий и т. д.)

Дополнительное задание

Пусть малыш пофантазирует и попробует рассказать, куда и зачем направляются отважные путешественники. Помогите ему при помощи наводящих вопросов.

Например:

Как зовут отважных путешественников?

Как ты думаешь, они решили прокатиться на воздушном шаре для удовольствия или отправились в научную экспедицию?

Какие вещи необходимо взять с собой, отправляясь даже в небольшое путешествие? Для чего?

(Компас — чтобы определить, в каком направлении движется шар; тетрадь и ручка — чтобы вести дневник наблюдений, записывать впечатления о путешествии; спички — чтобы развести костер, если шар приземлится далеко от человеческого жилья и путешественникам придется ночевать в лесу или в чистом поле и т. д.)

Долго ли продлится их путешествие?

Далеко ли можно улететь на воздушном шаре?

Что можно увидеть с воздушного шара?

Какие чувства должен испытывать человек, летящий на воздушном шаре? Почему?

Чем закончится полет отважных путешественников?

Обучающие задачи:

  • продолжаем знакомство с цифрами и числами;
  • осваиваем навыки количественного и порядкового счета.

Если вы последовательно выполняете все упражнения из этой книги, ваш юный ученик, скорее всего, уже успел познакомиться с рассеянным профессором.

Поэтому в начале урока вы можете попросить малыша составить короткий рассказ об этом персонаже. Затем расскажите ребенку, что у .знакомого ему рассеянного профессора есть брат.

Брат нашего профессора тоже ученый и тоже очень рассеянный. Дома у него есть огромная библиотека, в которой собрано множество разных книг. И некоторые книги состоят из нескольких томов.

Знаешь ли ты, что такое книга, состоящая из нескольких томов? Часто так печатают очень большие литературные произведения — чтобы вместо одной громоздкой и тяжелой книги, которую неудобно не только читать, но даже держать в руках, получилось несколько книг поменьше. Еще чаще множество произведений, написанных одним автором, собирают в несколько одинаково оформленных томов. Получается, что, если в многотомном издании напечатаны рассказы, повести, стихи одного автора, такое издание называется собранием сочинений.

А еще много томов бывает у энциклопедий — книг, в которых собрано большое количество статей на различные темы. Наверное, ты видел такие книги (дома, в гостях, в магазине) и знаешь, что у них должен быть одинаковый переплет, а на обложке и на корешке каждого тома обязательно указан его номер.

В домашней библиотеке у брата нашего знакомого профессора есть несколько собраний сочинений и многотомных энциклопедий. Но вот беда, книги у него теряются, путаются между собой, и он очень часто ничего не может найти. Давай поможем ученому навести порядок хотя бы на двух книжных полках.

После такого вступления предложите ребенку внимательно рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопросы.

Какие книги стоят не на своих местах?

(Расположение тома не соответствует его номеру, книга из одного собрания сочинений затесалась среди томов другого издания.)

Каких томов недостает на каждой полке?

(Нужно отыскать их в стопке книг рядом с полкой.)

Какие тома перевернуты «вверх ногами»?

(На каких корешках цифры, обозначающие номер тома, перевернуты?)

На какую полку профессор должен поставить книгу, которую держит в руках?

Сколько всего книг должно стоять на верхней и на нижней полке?

Часть 6. Развиваем математические способности

Когда малыш определит, сколько томов должно быть в каждом собрании сочинений, предложите ему раскрасить на второй иллюстрации нужное количество корешков и проставить на них номера томов в правильном порядке.

Часть 6. Развиваем математические способности

Обучающие задачи:

  • осваиваем количественный счет;
  • продолжаем знакомство с цифрами;
  • учимся рассуждать и делать выводы.

Задание 1

Прочитайте задание. Двум мальчикам: Косте и Вите — подарили по набору кубиков. Внимательно посмотри на картинку и ответь на вопрос: одинаковыми или разными были эти наборы?

Часть 6. Развиваем математические способности

Подсказка для родителей

Чтобы ответить на вопрос, ребенок должен сосчитать общее количество кубиков в каждом наборе (по 10), а затем выяснить, сколько голубых, зеленых, желтых и красных кубиков лежит в каждой коробке. В случае затруднения вы можете помочь малышу, задавая соответствующие наводящие вопросы.

Пусть ребенок запишет результаты подсчетов в две таблицы (в первую графу — общее количество кубиков, в следующие — количество кубиков соответствующих цветов).

Часть 6. Развиваем математические способности

И сделает вывод: Костя и Витя получили одинаковые наборы кубиков.

Оба мальчика взялись строить из своих кубиков башню. Взгляни на рисунок и ответь, у кого из мальчиков башня получилась выше и устойчивее.

Часть 6. Развиваем математические способности

Затем предложите сосчитать: сколько кубиков из набора использовал каждый мальчик при строительстве башни (Костя — 9, Витя — 6); на сколько больше кубиков удалось сложить друг на друга Косте.

Также пусть малыш определит, какие кубики из набора каждый мальчик не использовал при строительстве башни (Костя — 1 зеленый, Витя — 1 желтый и 3 синих), и раскрасит их на рисунке.

Обучающие задачи:

  • закрепляем навыки количественного счета;
  • закрепляем представления о цифрах и числах от 1 до 10;
  • знакомимся с математическими знаками «>», «<», «=» и учимся использовать их для записи примеров.

Задание 1

Предложите ребенку рассмотреть рисунок и спросите его, каких матрешек здесь больше — красных или синих.

Часть 6. Развиваем математические способности

Пусть сначала малыш ответит на вопрос, не считая матрешек, — подобные тесты помогают определить, насколько хорошо развито зрительное восприятие. Затем предложите ему проверить себя: сосчитать матрешек и назвать их точное количество в каждой группе (6 красных, 8 синих) и еше раз сказать, каких матрешек больше: «синих матрешек больше, чем красных».

После этого расскажите ребенку, что существует специальный знак — > («больше»), при помощи которого можно записать это утверждение без слов, и покажите, как составить такой пример (неравенство). На данном этапе изучения материала удобно использовать простые таблицы:

Часть 6. Развиваем математические способности

Пусть малыш проверит, верно ли составлено неравенство в нижней таблице (соответствует ли оно рисунку), и, убедившись в его правильности, обведет по контуру цифры и знак >:

alt

Попросите малыша определить, на каком листке сидит меньше улиток — на круглом или на овальном. Желательно, чтобы так же, как и при выполнении предыдущего задания, ребенок сначала ответил на вопрос, не считая.

Часть 6. Развиваем математические способности

Затем предложите сосчитать и назвать точное количество улиток на каждом листке (4 на круглом, 5 на овальном) и дать окончательный полный ответ на заданный в упражнении вопрос: «На круглом листке улиток меньше, чем на овальном».

Объясните, что и такое утверждение можно записать при помощи специального знака — < («меньше»). Предложите малышу поставить знак «меньше» на рисунке между круглым и овальным листами, а затем вместе с ним составьте неравенство, пользуясь вспомогательной таблицей. Пусть малыш проверит, верно ли составлено неравенство (соответствует ли оно условиям задачи), и, убедившись в его правильности, обведет по контуру цифры и знак <:

alt

Задание 3

Предложите малышу рассмотреть рисунок и ответить на вопрос, одинаково ли количество тарелок и ложек, приготовленных для того, чтобы накрыть на стол.

Часть 6. Развиваем математические способности

Пусть ребенок сосчитает и назовет точное количество предметов в каждой группе (7 тарелок и 7 ложек) и даст полный ответ на заданный вопрос: «Количество ложек и тарелок одинаковое», «Количество ложек равно количеству тарелок» либо «Здесь ложек столько же, сколько тарелок».

Расскажите ребенку, что и для такого утверждения есть особый математический знак — = («равно», «знак равенства»). Предложите поставить этот знак на рисунке — между тарелками и ложками, а затем проверить, верно ли составлено равенство в таблице, и обвести по контуру цифры и знак =:

alt

В следующих пяти заданиях ребенок должен не только сосчитать количество тех или иных предметов и ответить на поставленный вопрос, но также самостоятельно расставить знаки >, <, = между правой и левой частью рисунка и составить при помощи таблиц примеры, соответствующие условиям каждой задачи.

Задание 4

В первом аквариуме больше или меньше рыбок, чем во втором?

Часть 6. Развиваем математические способности

Какой торт разрезали на большее количество кусков?

Часть 6. Развиваем математические способности

Обязательно проверьте правильность выполнения каждого упражнения, подробно разберите и исправьте вместе с ребенком все допущенные ошибки.

Упражнение 6.11

Обучающие задачи:

  • закрепляем навыки количественного счета;
  • учимся использовать знаки арифметических действий «+» и «=»;
  • закрепляем представления о цифрах и числах от 1 до 10;
  • учимся составлять примеры и решать простые арифметические ; задачи.

Задание

Прочитайте ребенку условие первой задачи.

Мальчики пошли в лес за грибами. Денис нашел 4 подосиновика, а Сережа — 3 подберезовика. Сколько всего грибов собрали мальчики?

Часть 6. Развиваем математические способности

Ребенок, освоивший навыки количественного счета, при помощи картинки может без труда найти правильный ответ на вопрос этой несложной задачи. Однако сейчас ваша основная цель — научить малыша составлять, записывать и решать числовые примеры.

В первую очередь необходимо познакомить его со знаком «+», которым в математике обозначается операция сложения. Затем — вспомнить вместе с ребенком то, что ему уже известно о знаке равенства. Только после этого можно переходить к оформлению решения задачи.

На начальном этапе обучения для записи арифметических примеров удобнее всего пользоваться простыми таблицами. Первая будет служить наглядной подсказкой, а во второй вы будете записывать составленные согласно условиям задачи примеры.

Часть 6. Развиваем математические способности

Предложите ребенку внимательно рассмотреть эти таблицы и ответить на вопросы.

Правильно ли составлен пример?

Верен ли ответ?

Обязательно выясните, понятно ли малышу, как был составлен пример. Убедившись в том, что вам удалось объяснить новый материал, предложите ребенку решить следующие задачи самостоятельно.

Проверяйте правильность выполнения каждого задания и просите ребенка объяснить, как он рассуждал, составляя пример.

Утром у мамы-курицы появилось 4 птенца, а днем из яиц вылупилось еще

2 цыпленка. Сколько всего цыплят у курицы?

Часть 6. Развиваем математические способности

Задание 3

Сестры Аня и Маша помогают родителям сажать сад. Вчера они посадили

3 саженца яблони, а сегодня — 3 саженца вишни. Сколько всего деревьев посадили девочки за два дня?

Часть 6. Развиваем математические способности

Задание 4

Старушка купила на рынке 7 яблок и 2 груши. Сколько всего фруктов купила старушка?

Часть 6. Развиваем математические способности

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт