X

Упражнение 3.12

Обучающие задачи:

• учимся разгадывать и сочинять загадки.

Занятие 1

Задание 1

Предложите ребенку прослушать или самостоятельно прочитать стихотворение и ответить на вопрос Д. Хармса:

Д. Хармс

Что это было?

Я шел зимою вдоль болота    

Присел,

В галошах,    

Подпрыгнул

В шляпе   

 И исчез.

И в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то    

И долго я стоял у речки,

На металлических крючках.   

 И долго думал, сняв очки:

«Какие странные

Я побежал скорее к речке,    

Дощечки

А он бегом пустился в лес,   

И непонятные

К ногам приделал две дощечки,    

Крючки!»

Задайте уточняющие вопросы:

Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести эти стихи?

Почему можно сказать, что это загадка?

Как ты догадался, что речь идет о коньках и лыжах? (Хорошо, если ребенок назовет несколько признаков: события происходят зимой; коньки сделаны из металла; на коньках катаются по льду, а значит, на них можно носиться по замерзшей речке; лыжи по форме похожи на узкие дощечки, раньше их делали только из дерева.)

Дополнительные задания

Предложите малышу пофантазировать и объяснить, почему человек, рассказавший эту историю, не знает, что такое коньки и лыжи. (Может быть, он приехал к нам из далекой жаркой страны, никогда не видел настоящей зимы и не знаком с зимними видами спорта?)

Разучите с ребенком стихотворение. Следите за тем, чтобы он читал выразительно, стараясь интонацией передать удивление и недоумение рассказчика.

Занятие 2

Задание 1

На предыдущем занятии ребенку предлагалось разгадать литературную загадку, написанную в форме стихотворения, в котором был свой сюжет и даже лирический герой (рассказчик, от лица которого велось повествование). Но такая загадка, скорее, исключение из правил. В большинстве своем загадки относятся к фольклору. Как правило, это краткие иносказания или занимательные вопросы, требующие простого однозначного ответа. Однако для того, чтобы разгадать народную загадку, нужен точно такой же подход, как и в случае с загадкой литературной. Необходимо задуматься над тем, какие предметы имеют схожие внешние черты, для чего предназначен тот или иной предмет, из чего сделан и т. д.

Предложите ребенку попробовать разгадать несколько народных загадок. Обязательно объясните малышу значение всех незнакомых ему слов.

Задание 2

Предложите малышу (конечно же, с вашей помощью) придумать собственные загадки. Напомните ему, что загадка не обязательно должна иметь форму короткого стихотворения, но ее основой всегда является иносказание. Чтобы сочинить загадку о том или ином предмете (явлении), необходимо выявить признаки, которые отличают его от всех прочих, или — наоборот — найти нечто общее между ним и другими, хорошо известными ребенку, предметами (явлениями). Начните составление собственных загадок с игры «На что это похоже?». Например:

—    раскрытый зонт похож на гриб, который нельзя съесть;

—    лопата похожа на огромную ложку;

—    отточенный карандаш и шариковая ручка напоминают космическую ракету;

—    работающий пылесос похож на ревущего дракона (динозавра);

—    овцы и бараны похожи на ожившие облака и тучи;

—    птичье гнездо похоже на корзинку;

—    растянутая на ветках паутина похожа на кружевную салфетку;

—    молодой месяц похож на ломтик дыни…

Другая игра, которая поможет научиться придумывать загадки — «Что у нас общего?». Например:

Что общего у елки и кактуса? — Оба растения колючие.

Что общего у черепахи и улитки? — Обе никогда не расстаются со своим домиком.

Кроме того, вы можете обыграть наличие у некоторых слов (ходить/идти, жечь, гореть, кусать и др.) нескольких значений.

Первые «самодельные» загадки могут получиться очень простыми по форме. Например:

Обязательно запишите все придуманные ребенком загадки в специальную тетрадь. Предложите загадать их другим членам семьи — это будет стимулировать дальнейшее стремление малыша к творчеству.

Обучающие задачи:

• учимся выразительно читать и запоминать стихи.

Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо научиться разучивать и выразительно читать наизусть не только короткие и простые по содержанию стихотворения, написанные специально для детей, но и классические произведения лирической поэзии. В первую очередь — стихи о природе.

На что же следует обратить внимание, разучивая с ребенком стихотворение?

  1. Разучивание стихов должно стать для малыша занятием увлекательным и приятным. Поэтому никогда не заставляйте его зубрить стихи по строчкам. Это не принесет ничего, кроме стойкого отвращения к поэзии на многие-многие годы.
  2. Смотрите на разучивание стихов как на осознанный творческий процесс и с ранних лет прививайте такое же отношение ребенку.
  3. Выбирайте для разучивания небольшие по объему стихотворения и поэтические фрагменты. Желательно, чтобы малыш мог разучить стихотворение за один день.
  4. Прежде чем приступать к разучиванию, несколько раз внимательно прочитайте с ребенком стихотворение и обязательно его обсудите. Выясните, хорошо ли малыш понимает, о чем говорится в стихотворении. Задайте несколько вопросов: Как ты думаешь, какое настроение у этих стихов?
    Какие чувства хотел передать в них автор?
    Какие слова он использовал, чтобы выразить эти чувства?
  5. Следите за тем, чтобы малыш не сбивался с ритма, расставлял ударения в словах так, как оно поставлено автором (даже если это не соответствует сегодняшней языковой норме), вовремя делал логические паузы. Кроме того, он должен стараться при помощи интонации передать общее настроение стихотворения.
  6. Ребенок обязательно должен знать и помнить не только текст и название стихотворения, но и имя поэта, который его создал.

Далее вы найдете несколько стихотворений русских поэтов, которые вполне подойдут для разучивания в старшем дошкольном возрасте.

И. 3. Суриков

Детство

 

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок — хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Ф. И. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

 

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон, —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Обучающие задачи:

• учимся анализировать, запоминать и пересказывать ; короткие прозаические произведения разных жанров.

Ребенку, стоящему на пороге школы, необходимо научиться пересказывать короткие и несложные по содержанию прозаические произведения.

На что следует обратить внимание родителям и педагогам, помогающим ребенку подготовить пересказ?

1.    Многим детям пересказ прозы дается гораздо сложнее, чем разучивание стихов наизусть. Этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что стихотворный текст четко организован. Стоит малышу уверенно начать стихотворение, и поэтический ритм и рифма тут же «поведут» его собой, не давая упустить нить повествования до самого конца. С прозой все совсем иначе. Ребенок должен сам как бы заново выстраивать повествование, стараясь не потерять основного смысла, не перепутать последовательность событий и не упустить ни одной важной детали. Это действительно сложная задача.

2.    Учитывая, насколько нелегко ребенку овладеть искусством пересказа, для первых занятий выбирайте небольшие по объему (не более одной страницы) и простые по содержанию тексты. В них не должно быть более 3—5 персонажей, длинных описаний и отвлеченных рассуждений, сложных поворотов сюжета, громоздких синтаксических конструкций (то есть очень длинных и «запутанных» предложений). Содержание текста должно быть понятно малышу. В то же время текст должен быть качественным как по форме, так и по содержанию. Лучше всего для пересказа подойдут написанные или адаптированные специально для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказы и сказки Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского.

3.    Работать над подготовкой пересказа необходимо следующим образом:

—    Прочитайте вместе с ребенком текст от начала до конца.

—    Задайте малышу вопросы, которые позволят вам определить, насколько хорошо ребенок понял и запомнил содержание текста в целом и его отдельные детали.

—    Выясните, что малыш считает в рассказе главным событием, а какие детали представляются ему второстепенными. Попросите его объяснить, какая основная мысль кроется в содержании рассказа (какой можно сделать вывод, прочитав этот рассказ).

—    Помогите ребенку составить и записать план пересказа.

—    Предложите пересказать историю, пользуясь планом как «шпаргалкой» (если малыш еще не умеет читать и писать, давайте ему подсказки). На этом завершите первое занятие.

—    На следующем занятии предложите ребенку пересказать текст без помощи плана.

4.    Постепенно вы сможете усложнять занятия, сочетая пересказ прозаических произведений с работой над пословицами и загадками, сравнивая рассказы и сказки в прозе с поэтическими произведениями и т. п.

Занятия 1—2

К. Д. Ушинский

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

 

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

—    Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

—    Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Занятия 3—4

К. Д. Ушинский Трусливый Ваня

Замесила мать Вани тесто в квашне и поставила на печь киснуть, а сама ушла к соседке.

 

В сумерках пришел Ваня домой, окликнул — никого в избе нет. Вот и хотел он огоньку вздуть, как слышит: кто-то на печи пыхтит. «Видно, домовой!» — подумал Ванюша, затрясся от страху, выпустил из рук лучину — да бежать. Впотьмах наступил Ваня на кочергу, а она его по лбу!

—    Ай-ай, батюшки, помогите! Помогите! — завопил Ваня и хотел было вон из избы. На ту беду разулся у него лапоть, и Ванюша прихлопнул дверью оборку от лаптя: растянулся в сенях и вопит благим матом:

—    Ай, батюшки! Ай, соседушки! Помогите! Отымите! Держит меня домовой!

Прибежали соседи, подняли Ванюшу ни жива, ни мертва; а как узнали, в чем дело, то стали над ним смеяться. Долго потом всё дразнили Ванюшу и расспрашивали его: как это он испугался теста в квашне, кочерги в углу, лаптя на своей ноге?

Занятия 5—6

Лиса и волк

(народная русская сказка в обработке К. Д. У шине кого)

***

Сильно проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где чем-нибудь съестным разжиться. Видит она — везет мужичок на санях мерзлую рыбу. «Недурно бы рыбки отведать», — подумала лиса. Забежала вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила… Ну дохлая, да и полно! Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит: — Славный будет воротник жене на шубу. — Взял лису за хвост и швырнул ее в сани, закрыл рогожею, а сам пошел подле лошади.

Недолго пролежала лисонька: проделала в санях дыру и давай в нее рыбу выкидывать… Рыбка за рыбкой, повыкидала всю; а потом и сама из саней потихоньку вылезла. Приехал мужик домой, осмотрелся — ни рыбы, ни воротника!

***

Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору; потом села у норы и рыбку кушает. Видит она — бежит волк. От голода у него бока подвело.

—    Здравствуй, кума. Что ты кушаешь?

—    Рыбку, куманёк.

—    Дай мне хоть одну.

—    Как же! Разевай рот! Видишь ты, какой ловкий: я ловила, а ты будешь есть.

—    Дай хоть головку, кумушка!

—    Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье.

—    Да как же ты наловила? Научи.

—    Изволь! Отыщи на реке прорубь, сунь туда хвост, сиди да приговаривай: «Ловися, рыбка, большая и маленькая», — она и наловится.

Волк отыскал прорубь, сунул в воду хвост, сидит и бормочет:

—    Ловися, рыбка, большая, да все же большая…

Алиса прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:

—    Мерзни, мерзни, волчий хвост!

—    Что ты, кума, твердишь? — спрашивает волк.

—    То же, что и ты, куманёк: «Ловися, рыбка, большая и маленькая».

Вот опять волк сидит и свое твердит, а лиса — свое.

—    Не пора ли тащить, кумушка? — спрашивает волк.

—    Нет еще, я скажу, когда придет пора, — отвечает лиса.

Вот опять волк сидит да свое приговаривает, а лиса — свое. Видит лиса, что прорубь хорошо замерзла, и говорит:

—    Ну, теперь тащи, куманёк!

Потянул волк — не тут-то было!

—    Вот видишь, какой ты жадный! — укоряет лиса волка. — Все твердил: «Ловися, рыба, большая и еще большая». А теперь и не вытащишь! Погоди же, я позову к тебе на помощь.

Побежала лиса в село и давай под окнами кричать:

—    Идите на реку волка бить, ко льду примерз!

Бегут на реку мужики, кто с топором, а кто с вилами. Видит волк беду неминучую — рванулся изо всех сил, оторвал себе хвост, да без хвоста пустился удирать куда видно; а кумушка ему вслед кричит:

—    Воротись, куманёк, рыбку позабыл!

Подсказка для родителей

Составляя план, обязательно обратите внимание ребенка на то, что сказка состоит из двух частей, в каждой из которых есть свое центральное событие: в первой — кража рыбы из саней, во второй — сцена «рыбной ловли». Кроме того, необходимо помочь малышу не запутаться в достаточно длинном диалоге лисы и волка. Объясните ребенку, что во время пересказа он должен постараться только при помощи интонации донести до слушателя, из чьих уст исходит та или иная реплика. Не следует загромождать пересказ предложениями с прямой речью (Она ему сказала:… А он ей ответил:… и т. д.).

Занятия 7—8

Безусловно, сцена «зимней рыбалки» из сказки «Лиса и волк» запомнится ребенку надолго. Однако в русском фольклоре и литературе рыбалка описана не единожды. Попросите малыша вспомнить, в каких еше сказках герои ловят рыбу — подчас совершенно необычным способом. (Хорошо, если ребенок без вашей помощи вспомнит народную сказку «По щучьему веленью» и сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».)

После этого предложите ему познакомиться с тем, как можно рассказать

о рыбной ловле языком поэзии. Прочитайте вместе с малышом стихотворение А. А. Фета.

А. А. Фет

Рыбка

Тепло на солнышке. Весна Берет свои права;

В реке местами глубь ясна,

На дне видна трава.

Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком, — Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама как серебро,

Глаза — бурмитских два зерна*, Багряное перо.

Идет, не дрогнет под водой, Пора — червяк во рту!

Увы,блестящей полосой Юркнула в темноту.

Но вот опять лукавый глаз Сверкнул невдалеке,

Постой, авось на этот раз Повиснешь на крючке!

admin:
Related Post