Обучающие задачи:
• учимся разгадывать и сочинять загадки.
Занятие 1
Задание 1
Предложите ребенку прослушать или самостоятельно прочитать стихотворение и ответить на вопрос Д. Хармса:
Д. Хармс
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
Присел,
В галошах,
Подпрыгнул
В шляпе
И исчез.
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
И долго я стоял у речки,
На металлических крючках.
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Я побежал скорее к речке,
Дощечки
А он бегом пустился в лес,
И непонятные
К ногам приделал две дощечки,
Крючки!»
Задайте уточняющие вопросы:
Как ты думаешь, к какому жанру можно отнести эти стихи?
Почему можно сказать, что это загадка?
Как ты догадался, что речь идет о коньках и лыжах? (Хорошо, если ребенок назовет несколько признаков: события происходят зимой; коньки сделаны из металла; на коньках катаются по льду, а значит, на них можно носиться по замерзшей речке; лыжи по форме похожи на узкие дощечки, раньше их делали только из дерева.)
Дополнительные задания
Предложите малышу пофантазировать и объяснить, почему человек, рассказавший эту историю, не знает, что такое коньки и лыжи. (Может быть, он приехал к нам из далекой жаркой страны, никогда не видел настоящей зимы и не знаком с зимними видами спорта?)
Разучите с ребенком стихотворение. Следите за тем, чтобы он читал выразительно, стараясь интонацией передать удивление и недоумение рассказчика.
Занятие 2
Задание 1
На предыдущем занятии ребенку предлагалось разгадать литературную загадку, написанную в форме стихотворения, в котором был свой сюжет и даже лирический герой (рассказчик, от лица которого велось повествование). Но такая загадка, скорее, исключение из правил. В большинстве своем загадки относятся к фольклору. Как правило, это краткие иносказания или занимательные вопросы, требующие простого однозначного ответа. Однако для того, чтобы разгадать народную загадку, нужен точно такой же подход, как и в случае с загадкой литературной. Необходимо задуматься над тем, какие предметы имеют схожие внешние черты, для чего предназначен тот или иной предмет, из чего сделан и т. д.
Предложите ребенку попробовать разгадать несколько народных загадок. Обязательно объясните малышу значение всех незнакомых ему слов.
Задание 2
Предложите малышу (конечно же, с вашей помощью) придумать собственные загадки. Напомните ему, что загадка не обязательно должна иметь форму короткого стихотворения, но ее основой всегда является иносказание. Чтобы сочинить загадку о том или ином предмете (явлении), необходимо выявить признаки, которые отличают его от всех прочих, или — наоборот — найти нечто общее между ним и другими, хорошо известными ребенку, предметами (явлениями). Начните составление собственных загадок с игры «На что это похоже?». Например:
— раскрытый зонт похож на гриб, который нельзя съесть;
— лопата похожа на огромную ложку;
— отточенный карандаш и шариковая ручка напоминают космическую ракету;
— работающий пылесос похож на ревущего дракона (динозавра);
— овцы и бараны похожи на ожившие облака и тучи;
— птичье гнездо похоже на корзинку;
— растянутая на ветках паутина похожа на кружевную салфетку;
— молодой месяц похож на ломтик дыни…
Другая игра, которая поможет научиться придумывать загадки — «Что у нас общего?». Например:
Что общего у елки и кактуса? — Оба растения колючие.
Что общего у черепахи и улитки? — Обе никогда не расстаются со своим домиком.
Кроме того, вы можете обыграть наличие у некоторых слов (ходить/идти, жечь, гореть, кусать и др.) нескольких значений.
Первые «самодельные» загадки могут получиться очень простыми по форме. Например:
Обязательно запишите все придуманные ребенком загадки в специальную тетрадь. Предложите загадать их другим членам семьи — это будет стимулировать дальнейшее стремление малыша к творчеству.
Обучающие задачи:
• учимся выразительно читать и запоминать стихи.
Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо научиться разучивать и выразительно читать наизусть не только короткие и простые по содержанию стихотворения, написанные специально для детей, но и классические произведения лирической поэзии. В первую очередь — стихи о природе.
На что же следует обратить внимание, разучивая с ребенком стихотворение?
- Разучивание стихов должно стать для малыша занятием увлекательным и приятным. Поэтому никогда не заставляйте его зубрить стихи по строчкам. Это не принесет ничего, кроме стойкого отвращения к поэзии на многие-многие годы.
- Смотрите на разучивание стихов как на осознанный творческий процесс и с ранних лет прививайте такое же отношение ребенку.
- Выбирайте для разучивания небольшие по объему стихотворения и поэтические фрагменты. Желательно, чтобы малыш мог разучить стихотворение за один день.
- Прежде чем приступать к разучиванию, несколько раз внимательно прочитайте с ребенком стихотворение и обязательно его обсудите. Выясните, хорошо ли малыш понимает, о чем говорится в стихотворении. Задайте несколько вопросов: Как ты думаешь, какое настроение у этих стихов?
Какие чувства хотел передать в них автор?
Какие слова он использовал, чтобы выразить эти чувства? - Следите за тем, чтобы малыш не сбивался с ритма, расставлял ударения в словах так, как оно поставлено автором (даже если это не соответствует сегодняшней языковой норме), вовремя делал логические паузы. Кроме того, он должен стараться при помощи интонации передать общее настроение стихотворения.
- Ребенок обязательно должен знать и помнить не только текст и название стихотворения, но и имя поэта, который его создал.
Далее вы найдете несколько стихотворений русских поэтов, которые вполне подойдут для разучивания в старшем дошкольном возрасте.
И. 3. Суриков
Детство
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Ф. И. Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон, —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Обучающие задачи:
• учимся анализировать, запоминать и пересказывать ; короткие прозаические произведения разных жанров.
Ребенку, стоящему на пороге школы, необходимо научиться пересказывать короткие и несложные по содержанию прозаические произведения.
На что следует обратить внимание родителям и педагогам, помогающим ребенку подготовить пересказ?
1. Многим детям пересказ прозы дается гораздо сложнее, чем разучивание стихов наизусть. Этому есть достаточно простое объяснение. Дело в том, что стихотворный текст четко организован. Стоит малышу уверенно начать стихотворение, и поэтический ритм и рифма тут же «поведут» его собой, не давая упустить нить повествования до самого конца. С прозой все совсем иначе. Ребенок должен сам как бы заново выстраивать повествование, стараясь не потерять основного смысла, не перепутать последовательность событий и не упустить ни одной важной детали. Это действительно сложная задача.
2. Учитывая, насколько нелегко ребенку овладеть искусством пересказа, для первых занятий выбирайте небольшие по объему (не более одной страницы) и простые по содержанию тексты. В них не должно быть более 3—5 персонажей, длинных описаний и отвлеченных рассуждений, сложных поворотов сюжета, громоздких синтаксических конструкций (то есть очень длинных и «запутанных» предложений). Содержание текста должно быть понятно малышу. В то же время текст должен быть качественным как по форме, так и по содержанию. Лучше всего для пересказа подойдут написанные или адаптированные специально для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказы и сказки Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского.
3. Работать над подготовкой пересказа необходимо следующим образом:
— Прочитайте вместе с ребенком текст от начала до конца.
— Задайте малышу вопросы, которые позволят вам определить, насколько хорошо ребенок понял и запомнил содержание текста в целом и его отдельные детали.
— Выясните, что малыш считает в рассказе главным событием, а какие детали представляются ему второстепенными. Попросите его объяснить, какая основная мысль кроется в содержании рассказа (какой можно сделать вывод, прочитав этот рассказ).
— Помогите ребенку составить и записать план пересказа.
— Предложите пересказать историю, пользуясь планом как «шпаргалкой» (если малыш еще не умеет читать и писать, давайте ему подсказки). На этом завершите первое занятие.
— На следующем занятии предложите ребенку пересказать текст без помощи плана.
4. Постепенно вы сможете усложнять занятия, сочетая пересказ прозаических произведений с работой над пословицами и загадками, сравнивая рассказы и сказки в прозе с поэтическими произведениями и т. п.
Занятия 1—2
К. Д. Ушинский
Играющие собаки
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Занятия 3—4
К. Д. Ушинский Трусливый Ваня
Замесила мать Вани тесто в квашне и поставила на печь киснуть, а сама ушла к соседке.
В сумерках пришел Ваня домой, окликнул — никого в избе нет. Вот и хотел он огоньку вздуть, как слышит: кто-то на печи пыхтит. «Видно, домовой!» — подумал Ванюша, затрясся от страху, выпустил из рук лучину — да бежать. Впотьмах наступил Ваня на кочергу, а она его по лбу!
— Ай-ай, батюшки, помогите! Помогите! — завопил Ваня и хотел было вон из избы. На ту беду разулся у него лапоть, и Ванюша прихлопнул дверью оборку от лаптя: растянулся в сенях и вопит благим матом:
— Ай, батюшки! Ай, соседушки! Помогите! Отымите! Держит меня домовой!
Прибежали соседи, подняли Ванюшу ни жива, ни мертва; а как узнали, в чем дело, то стали над ним смеяться. Долго потом всё дразнили Ванюшу и расспрашивали его: как это он испугался теста в квашне, кочерги в углу, лаптя на своей ноге?
Занятия 5—6
Лиса и волк
(народная русская сказка в обработке К. Д. У шине кого)
***
Сильно проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где чем-нибудь съестным разжиться. Видит она — везет мужичок на санях мерзлую рыбу. «Недурно бы рыбки отведать», — подумала лиса. Забежала вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги выпрямила… Ну дохлая, да и полно! Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит: — Славный будет воротник жене на шубу. — Взял лису за хвост и швырнул ее в сани, закрыл рогожею, а сам пошел подле лошади.
Недолго пролежала лисонька: проделала в санях дыру и давай в нее рыбу выкидывать… Рыбка за рыбкой, повыкидала всю; а потом и сама из саней потихоньку вылезла. Приехал мужик домой, осмотрелся — ни рыбы, ни воротника!
***
Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору; потом села у норы и рыбку кушает. Видит она — бежит волк. От голода у него бока подвело.
— Здравствуй, кума. Что ты кушаешь?
— Рыбку, куманёк.
— Дай мне хоть одну.
— Как же! Разевай рот! Видишь ты, какой ловкий: я ловила, а ты будешь есть.
— Дай хоть головку, кумушка!
— Ни хвостика, куманёк! Налови сам и кушай на здоровье.
— Да как же ты наловила? Научи.
— Изволь! Отыщи на реке прорубь, сунь туда хвост, сиди да приговаривай: «Ловися, рыбка, большая и маленькая», — она и наловится.
Волк отыскал прорубь, сунул в воду хвост, сидит и бормочет:
— Ловися, рыбка, большая, да все же большая…
Алиса прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:
— Мерзни, мерзни, волчий хвост!
— Что ты, кума, твердишь? — спрашивает волк.
— То же, что и ты, куманёк: «Ловися, рыбка, большая и маленькая».
Вот опять волк сидит и свое твердит, а лиса — свое.
— Не пора ли тащить, кумушка? — спрашивает волк.
— Нет еще, я скажу, когда придет пора, — отвечает лиса.
Вот опять волк сидит да свое приговаривает, а лиса — свое. Видит лиса, что прорубь хорошо замерзла, и говорит:
— Ну, теперь тащи, куманёк!
Потянул волк — не тут-то было!
— Вот видишь, какой ты жадный! — укоряет лиса волка. — Все твердил: «Ловися, рыба, большая и еще большая». А теперь и не вытащишь! Погоди же, я позову к тебе на помощь.
Побежала лиса в село и давай под окнами кричать:
— Идите на реку волка бить, ко льду примерз!
Бегут на реку мужики, кто с топором, а кто с вилами. Видит волк беду неминучую — рванулся изо всех сил, оторвал себе хвост, да без хвоста пустился удирать куда видно; а кумушка ему вслед кричит:
— Воротись, куманёк, рыбку позабыл!
Подсказка для родителей
Составляя план, обязательно обратите внимание ребенка на то, что сказка состоит из двух частей, в каждой из которых есть свое центральное событие: в первой — кража рыбы из саней, во второй — сцена «рыбной ловли». Кроме того, необходимо помочь малышу не запутаться в достаточно длинном диалоге лисы и волка. Объясните ребенку, что во время пересказа он должен постараться только при помощи интонации донести до слушателя, из чьих уст исходит та или иная реплика. Не следует загромождать пересказ предложениями с прямой речью (Она ему сказала:… А он ей ответил:… и т. д.).
Занятия 7—8
Безусловно, сцена «зимней рыбалки» из сказки «Лиса и волк» запомнится ребенку надолго. Однако в русском фольклоре и литературе рыбалка описана не единожды. Попросите малыша вспомнить, в каких еше сказках герои ловят рыбу — подчас совершенно необычным способом. (Хорошо, если ребенок без вашей помощи вспомнит народную сказку «По щучьему веленью» и сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».)
После этого предложите ему познакомиться с тем, как можно рассказать
о рыбной ловле языком поэзии. Прочитайте вместе с малышом стихотворение А. А. Фета.
А. А. Фет
Рыбка
Тепло на солнышке. Весна Берет свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, — Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза — бурмитских два зерна*, Багряное перо.
Идет, не дрогнет под водой, Пора — червяк во рту!
Увы,блестящей полосой Юркнула в темноту.
Но вот опять лукавый глаз Сверкнул невдалеке,
Постой, авось на этот раз Повиснешь на крючке!