Развитие различных отраслей ремесел и торговли, ускоренное великими географическими открытиями на рубеже XV и XVI столетий, живительное влияние Возрождения в литературе, искусстве, архитектуре и науке и, наконец, Реформация и Контрреформация, а также связанное с ними развитие публицистической деятельности — вот те факторы, которые привели к появлению в Европе новых потребностей в образовании. Одной из важнейших выступила потребность в значительном расширении сферы деятельности образования того времени, в принципиальной реформе как содержания, так и методов и организационных форм обучения.Именно в XVI в. была осознана полная непригодность индивидуального обучения для решения тех учебно-воспитательных задач, которые были определены жизнью общества того времени. Тогда-то и возникла концепция коллективного обучения. Ее основы разработал и подверг испытанию в ходе многолетней учебной практики страсбургский педагог Иоганнес Штурм, а теоретически обосновал и популяризировал Ян Амос Коменский.
Классно-урочная система, как была названа впоследствии рассматриваемая форма коллективного обучения, характеризуется следующими особенностями:
- Учащиеся одного или приблизительно одного возраста составляют классы, состав которых за полный период школьного обучения подвергается сравнительно небольшим изменениям, вызываемым прежде всего особенностями условий жизни учеников (например, переход учащегося в другую школу) или второгодничеством.
- Каждый класс работает в соответствии со своим годовым учебным планом. Этот план охватывает различные предметы, изучаемые в школе, причем каждый из них изучается в рамках строго установленного количества часов. Порядок изучения определенных предметов в определенные дни недели определяет недельный план занятий данного класса.
- Основной единицей организуемых для учащихся учебно-воспитательных занятий является урок.
- За исключением самых младших. классов, каждый урок в принципе посвящается только одному учебному предмету.
- Работой учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает их успехи в учебе в области данного предмета и на этой основе в конце учебного года принимает решение о переводе отдельных учеников в следующий класс.
Классно-урочная система, представляющая собой сегодня повсеместно распространенный вариант коллективного обучения по сравнению с обучением индивидуальным, характеризуется несколькими безусловными преимуществами: она имеет более четкую организационную структуру, является более экономной, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает возможности для организации коллективной работы учащихся, для соревнования в учебе, что также имеет воспитательное значение.
Расширяющий блок
Как мы уже отмечали, классно-урочная система является повсеместно распространенной в настоящее время формой коллективного обучения. Другой вариант такого обучения представляет собой мониторная система, называемая также по фамилиям ее создателей белланкастерской. В наши дни эта система уже забыта, но на рубеже XVIII и XIX столетий она была очень популярна в англосакских странах и заключалась в том, что более сильные ученики, так называемые мониторы, учили своих более слабых товарищей тому, чему они сами научились раньше от учителя.
К числу основных недостатков классно-урочной системы относится прежде всего «абстрактная однородность» содержания обучения, навязываемого всем учащимся программой, отсутствие условий, содействующих индивидуализации учебно-воспитательной работы с учащимися.