Глава четвертая. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Первый раз в первый класс


Прозвенел первый школьный звонок. Впервые захлопнулись за малышами двери класса и они остались «один на один» с учителем. Свершилось одно из важнейших событий в жизни маленького человека. Ребенок стал школьником. Начало школьного периода привносит в жизнь детей два на первый взгляд взаимно противоположных фактора. С одной стороны, школа дает ребенку больше свободы, предоставляет ему некоторую независимость, меняется отношение родителей — они меньше стесняют запретами и ограничениями. С другой стороны, дети попадают в такие условия, которые подчиняют их жизнь твердому режиму, требуют совершенно новых видов деятельности. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь маленький человек должен регулировать свою деятельность требованиями строгой школьной дисциплины, а мотивы этой деятельности подчинять требованиям учителя. Живущий пока что только в основном эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден сковывать свою активность, подавлять в себе постоянно возникающие желания.

«Новая атмосфера школы с ее непривычным для ребенка укладом в физическом и духовном отношении производит неизбежный перелом всей жизни даже вполне здорового нормального ребенка», — писал известный русский ученый В. П. Кащенко. Вдвойне труден такой перелом для детей со слабым или неуравновешенным типом нервной системы, для детей, которые еще в дошкольном возрасте перенесли нервное заболевание. Поэтому нередко в этот период наблюдается обострение самых различных нервных заболеваний или рецидив их. Часто в первом классе усиливается заикание, нервные тики, иногда возобновляется ночное недержание мочи.

Но и у детей с сильным типом высшей нервной деятельности в результате неправильного предшествующего воспитания «перелом» может протекать весьма тяжело. В первую очередь это касается избалованных, изнеженных детей, которым в домашних условиях было все дозволено. Им очень трудно, а иногда и непосильно бывает сразу приспособиться к строгой школьной дисциплине. Иногда у таких детей развиваются специфические неврозы, которые в научной литературе так и называются школьными. Приспособление детей к новой школьной обстановке осложняется еще и тем, что возраст 7—9 лет (т. е. младший школьный возраст) совпадает по времени, как мы уже отмечали, со вторым возрастным кризом.

Физиологическая сущность этого криза еще полностью не выяснена. По мнению ряда ученых, в период второго криза прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например гипофиза, коры надпочечников. Так или иначе в этом возрасте, как и в период первого криза, наблюдается отчетливый эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой.

Все это требует от организма большого напряжения и мобилизации всех резервов, что, в свою очередь, приводит к повышенной утомляемости и нервно-психической ранимости. Зачем же тогда, спросят нас некоторые родители, именно в это время начинать школьные занятия? Не лучше ли подождать, когда минует критической период? Нет, не лучше! И вот почему.

В период второго физиологического криза вступают в действие высшие корковые механизмы, ребенок медленно, но неуклонно начинает переходить от мускульной эмоциональной жизни к жизни сознания. В этот период завершает свое» формирование вторая сигнальная система, начинает формироваться личность маленького человека. И школа всем своим укладом помогает малышу преодолеть издержки критического возраста, помогает быстрее войти в спокойное русло.

Хуже, когда по каким-либо причинам происходит задержка психофизического развития, когда критический период задерживается на -несколько лет и ребенок приходит в школу на уровне развития 5—6-летнего малыша. Вот здесь действительно школа отрицательно сказывается на нервно-психическом здоровье.

Таким детям совершенно недоступны, просто не доходят до их сознания .требования школы, их познавательная деятельность не выходит за рамки игровой, они не могут сосредоточить внимания, не могут сдерживать эмоции, на уроках продолжают играть, не подчиняются правилам школьной жизни, не проявляют никакой заинтересованности в школьных занятия, Стоит ли говорить, что такие дети не усваивают цельную программу и сразу же попадают в разряд неуспевающих. Однако они довольно легко выполняют многие из школьных заданий и требований в игровой ситуации. Вне класса они оживлены, инициативны, сообразительны и изобретательны.

Причины «задержки» самые разнообразные, среди них: патологическое течение беременности и родов, заболевания в младенческом возрасте — диспепсии, ревматизм, инфекции, алкоголизм родителей, неблагоприятные семейные обстоятельства, в результате которых дети неухожены и запущены.

Воспитание и обучение таких детей представляют большие трудности, но об этом поговорим несколько ниже.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт