X

Нервные дети и их воспитание.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вместо предисловия
  2. Глава первая. Несколько историй болезни
  3. Глава вторая. Человек родился
  4. Глава третья. «Колыбель неврозов»
  5. Глава четвертая. Школьные годы
  6. Глава пятая. Вечные вопросы

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Детишки двадцатого века,
В грохочущей гуще Москвы
Для прежних времен человека
Странны и загадочны вы.

Среди лакированных чудищ,
Что землю колесами мнут,
Мелькает отчаянный чубчик
И бантики крыльями бьют.

Без страха мальчишка наивный
Приходит на аэродром:
Над ним просвистит реактивный
И небо расколет, как гром,—

А он как ни в чем не бывало,
Смеется и тянет ситро…
А вот налетит из провала
Пугающий поезд метро —

Смеется он — будьте здоровы! — А сам от горшка два вершка… Чего ж он боится?
Коровы, Барана, козла, гусака. … Он в поезде ехал на дачу, Отважный и маленький мой,
И вот, сотрясаясь от плача, Бежит по дорожке домой. Страдальческий крик его тонок,
Вопит перекошенный рот — Всего-то и страху: Теленок Стоит у соседских ворот…

Поэт Олег Дмитриев довольно точно подметил своеобразие и кажущуюся парадоксальность современных городских детей. В чем же причина этой «парадоксальности»? Допустим на миг, что в большой современный город приехал мальчик, никогда до этого не видавший ни автомашин, ни трамваев, ни тем более реактивных лайнеров, — и не только не видевший, но и ничего не знающий о них, — станет ли он так же спокойно, как в стихотворении, смотреть на летящие «лакированные чудища», сможет ли, как ни в чем не бывало, «тянуть ситро», под свист и грохот реактивных, будет ли смеяться, когда «налетит из провала путающий поезд метро»?

Другое дело, если в город приедет мальчик, хотя и не видевший никогда городского транспорта, но знающий о нем по книгам, рассказам односельчан, кинокартинам, — для него встреча с «лакированными чудищами» будет сопровождаться радостном реакцией узнавания.

Иными словами, для испуга, для нервного потрясения ребенка важно не то, что какие-либо жизненные обстоятельства «ужасны» сами по себе, а то, знает ли он что-нибудь о них или не знает, и что он знает о них. Короче: насколько дети подготовлены к тому или иному событию, зависит их реакция. Ребенок познает окружающий мир, полный для него неразрешимых загадок и тайн. Каждая новая вещь — открытие, каждое новое познанное явление — событие необычайной важности. Ребенок живо реагирует на любое изменение окружающей обстановки. Вполне понятно, что недостаточность жизненного опыта, невозможность критического осмысления происходящих событий зачастую (особенно при неправильном воспитании) приводят к тому, что воспринимает он эти события совершенно в иных масштабах, чем взрослые. Значительное, важное для взрослых может пройти мимо сознания ребенка, а какое-то «пустячное» событие становится для него сверхсильным раздражителем. Безобидный ласковый, заискивающе виляющий хвостом Шарик, подбежавший к ребенку, может вызвать нервное расстройство, потому что ребенка до этого неоднократно пугали собаками? «не подходи — укусит», «будешь баловаться — утащит собака» и т. д. В то же время дети, предоставленные сами себе, могут совершенно спокойно вести себя во время стихийных бедствий — землетрясений, пожаров, наводнений. Не осознание надвигающейся катастрофы, а паника, возникающая среди взрослых, приводит их в паническое состояние. Нервный ребенок! Сколько печального и тревожного скрыто в этом словосочетании! Врачам-психоневрологам, по роду своей работы в основном приходится иметь дело с такими детьми. И как бывает больно и обидно, когда в заболевании детей виновны сами родители. Ошибки воспитания — вот — одна из основных причин детских нервных заболеваний.

Перед нами на столе стопка амбулаторных карт, стопка историй болезни. За каждой из них — судьба ребенка, больного ребенка. Давайте раскроем эти истории, вчитаемся о скупые врачебные записи, попытаемся разобраться в каждом отдельном случае. Истории эти печальны и поучительны. Печальны потому, что их могло бы и не быть. Поучительны потому, что они, быть может, помогут другим родителям избежать подобных ошибок.

admin: