Вашему сыну или дочери исполнилось два года. «Самое страшное позади», — говорят друзья и знакомые. Да вы и сами так думаете. Кончились пеленки, распашонки, непрерывная опека и уход за ребенком. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играет. «Теперь будет легче», — говорят вам. Не верьте. Легче не будет! Из колыбельного возраста ваш малыш входит в не менее трудный возрастной период, который известный советский психоневролог Т. П. Симпсоп образно назвала «колыбелью неврозов».
Почему колыбель неврозов? Потому что в этом возрасте чаще всего возникают неврозы. Такой, например, невроз, как заикание, по данным Соболевой, в 90% случаев возникает у дошкольников. В дошкольный период (т. е. с двух до семи лет) также велик процент развития и других .невротических реакций: функциональные тики, ночное недержание мочи, ночные страхи, нервный кашель, анорексия.
Почему это происходит? Потому, что именно в этом возрасте ребенок вступает в жизнь, сложную и противоречивую, не понятную ему, полную опасностей и неожиданностей. Именно в этом возрасте для ребенка каждая новая ситуация— событие необычайной важности. Именно в этом возрасте вследствие недостаточного жизненного опыта невозможности критического осмысления происходящего, а зачастую и вследствие неправильной информированности о том или ином явлении, ребенок воспринимает это явление в совершенно иных масштабах, чем взрослые. И тогда обыденная жизненная ситуация может стать для него сверхсильным раздражителем.
Кроме того, в этом возрасте дети начинают сталкиваться (необычными коллизиями), настоящими опасностями, что при несовершенстве защитных механизмов их нервной системы служит причиной более частных невротических реакций. Но дело не только в этом. Неправильное воспитание дошкольников— чрезмерные строгости, как и чрезмерное потакание всем прихотям, злоупотребление лаской— нередко создают благоприятную почву для развития у детей невротических реакций в более поздние возрастные периоды.
В этих случаях родители буквально вынянчивают у своих детей будущие неврозы.