Возраст от двух до четырех лет — возраст первого физиологического криза. Ребенок усиленно растет; вытягивается в < длину, увеличивается его вес, из пухлого розовощекого крепыша он превращается в худенького угловатого, нередко бледного, болезненного на вид. Наряду с общим ростом увеличиваются и внутренние органы: желудочно-кишечный тракт, печень, сердце, утраивает свой вес головной мозг. Происходит выраженный эндокринный сдвиг, бурно функционируют железа внутренней секреции — гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидная и вилочковая. Дифференцируются и приобретают все большее значение кора головного мозга, начинает свое формирование вторая сигнальная система, состояние пассивного овладевания окружающей реальностью сменяется бурно просыпающейся активностью, стремлением к самостоятельному познаванию мира,—так характеризуют этот период ученые.
В этом возрасте происходит осознание ребенком своего «Я», малыш вычленяет себя из внешнего мира, из потока происходящих событий. Еще недавно он был как бы растворен в окружающей среде, не мог отличать своих действий от действий взрослых, играл со своими ручками, ножками, как с игрушками, и .даже себя называл в третьем лице: «Вова идет гулять», «Вова хочет есть» и т. д.
Теперь родители только и слышат: «мое, мне, не дам!». К потехе взрослых ребенок подолгу разглядывает себя в зеркале, строит себе рожицы, щупает себя перед зеркалом, делает различные движения. Взрослым — смешно, а для маленького человека это очень и очень серьезно, он рассматривает себя, свое «Я» со стороны. И все эти «мое, мне» — первые попытки самоутверждения, попытки отстоять суверенные права своей личности.
Тяга к самоутверждению, независимости пробуждает другое желание — желание самостоятельности. Ребенок то и дело заявляет: «я сам». И хотя малыш еще ничего не умеет, не нужно подавлять этого его стремления к самостоятельности. Не всегда у родителей хватает терпения. Бесконечно долгое одевание, разбитая посуда, залитая супом одежда, синяки и царапины — вот далеко не полный перечень издержек первой «самостоятельности». Куда проще самим умыть малыша, почистить ему зубы, причесать, одеть, накормить.
Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты своего чада.
Но подавление тяги ребенка к самостоятельности неизбежно приводит к нервности, которая обычно проявляется в форме упрямства и капризности. Немецкие психологи так и назвали первый криз «тротцпериоде», т. е. период упрямства.
Однако упрямство и капризность ребенка можно избежать, если в пределах разумного дать ему возможность проявлять самостоятельность и независимость. Конечно, это отнимет массу времени, но не пропадет даром, окупится сторицей, когда ребенок обучится одеваться, умываться, самостоятельно принимать пищу.
Особенно тяжело переносят подавление дети — холерики и меланхолики. У холериков наиболее резко проявляется и упрямство, и капризность. Кроме этого, «подавление», особенно в грубой форме, иногда приводит к взрывам гнева с криками, слезами, «двигательной бурей», иногда даже агрессией— дети нападают на родителей, бьют их, царапают, кусают. Очень часто развиваются невротические реакции. Кстати, по подсчетам ученых, часть всех детских неврозов приходится на период первого физиологического криза.
Дети-меланхолики, наоборот, очень быстро смиряются с волей родителей, становятся вялыми, равнодушными, пассивными, безвольными, скованными в движениях. Такие дети, как правило, малокровны и болезненны. Не бесследно борьба с родителями «за независимость» проходит и для сангвиников и флегматиков. Они тоже вроде бы подчиняются родительской воле, но это видимое подчинение. Дети приспосабливаются обходить запреты, действовать исподтишка. Так зарождаются первые ростки будущего приспособленчества.
Возраст от четырех до семи лет — период относительного затишья. Так или иначе ребенок вышел из критической фазы, стал спокойнее, послушнее, у него развивается, как говорят психологи, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность товарищества, резко возрастает интерес к окружающему миру. Любознательность ребенка в этом возрасте не знает границ. Его интересует буквально все, он задает родителям тысячу вопросов и на каждый требует немедленного, понятного для него ответа. При объяснениях ребенок любит и просит повторений, они помогают ему запомнить и лучше понять объяснение, поэтому нельзя сердиться или обрывать малыша, когда он во второй, третий и четвертый раз задает один и тот же вопрос. Ученые этот возрастной период так и назвали «стадией вопросов». Очень важно в течение всей этой стадии придерживаться тактики правдивых, но доступных для понимания ребенка ответов.
В литературной, критике есть мнение, что наиболее ценны и значимы те художественные произведения для детей, которые одинаково интересны и взрослым и детям. В таких произведениях заключена глубокая жизненная и художественная правда, но подана она таким образом, что каждый \’воспринимает ее в зависимости от жизненного опыта. Таковы, например, «Винни-Пух», «Аленький цветочек», детские рассказы Л. Толстого, народные былины и сказки.
Наши ответы детям даже на самые сложные вопросы должны придерживаться такого же принципа. Неправильные объяснения, заведомо ложные версии, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к печальным результатам. Всегда, когда ребенок раскрывает обман родителей, он теряет к ним доверие. И тогда все призывы к честности уже »не будут иметь для малыша никакой убедительности.
Подобной тактики нужно придерживаться и при ответах на вопрос: «Откуда берутся дети?» Хороший совет на это г счет дал известный американский педиатр Б. Спок. «Вы можете сказать: ребенок растет в специальном месте внутри матери». Если это малыша удовлетворит, то ничего больше говорить не надо. Но через несколько минут, а может быть через несколько месяцев, он продолжит свои расспросы: «Как ребенок попадает внутрь к матери и как он оттуда выходит?» Самый простой ответ, что ребенок вырастает из крошечного семени, которое было внутри матери всегда… И когда он становится достаточно большим, выходит наружу из специального отверстия, предназначенного для этой цели. «Пройдет много месяцев, прежде чем ребенок спросит, какую же роль играет отец». На этот вопрос также можно достаточно просто ответить: ребенок начинает расти только тогда, когда папа полюбит маму.
Важным фактором при воспитании детей дошкольного возраста является склонность их к подражанию родителям. Вот что писал по этому поводу А. С. Макаренко: Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы ,их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их и воспитываете плохо пожалуй, лучше и не скажешь. Мы приведем только один пример из практики.
В семье инженера Петрова очень часто при сыне родители обсуждали производственные неурядицы, отец осуждал начальника отдела Фарафонова, говорил, что тот ему «палки сует в колеса», называл его дураком.