Мир—впервые…


Были сделаны два игрушечных тоннеля, причем один в два раза длиннее другого. Одновременно в тоннели пускали две автоматические движущиеся тележки. Получалось так, что тележки одновременно появлялись и у выходов из тоннелей. Когда детей спрашивали: какая из тележек движется быстрее, все без исключения отвечали: «одинаково». Когда же тоннели убирали и вновь пускали тележки, дети сразу же отмечали, что одна из них движется быстрее. Таким образом, дети (абсолютно все) смогли определить разницу в скорости тележек только при конкретном восприятии их движения. Отсутствие отвлеченного абстрактного мышления не позволило им определить эту разницу при «скрытом» движении.

Напрашивается вопрос: стоит ли искусственно ускорять развитие у детей абстрактного мышления, начиная их обучать математике с четырех-пяти лет? Не вызовет ли ускорение естественного развития перенапряжения нервных процессов, особенно у детей со слабым типом высшей нервной деятельности?

Как видите, мы привели немало серьезных доводов против чрезмерно раннего обучения детей, однако мы считаем нужным и необходимым, чтобы ребенок при поступлении в школу знал буквы ) умел читать некоторые несложные слова, имел представление о числе, считал, производил простейшие арифметические операции. Это нужно для того, чтобы обучение в школе не было для ребенка совершенно незнакомым и неожиданным делом. Такие элементарные знания пробудят у него интерес к школьному обучению и смягчат тог жизненный перелом, который неизбежно вызовет школа, что особенно важно для ослабленных и нервных детей. Однако дошкольное обучение должно быть постепенным, не назойливым и происходить, как правило, в игровой ситуации. Нам кажется, что и поныне девизом интеллектуального воспитания детей дошкольников должно служить старое, но мудрое правило: не слишком много, не очень рано, не очень быстро. (Н. П. Гундобин).

Одной из основных форм существования детства является игра. Игра имеет такое же важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа, спорт, охота, рыбная ловля… «Игра,—пишет Ф. Фребель,—это зеркало детской души, она важна для ребенка, потому что посредством ее он узнает самого себя, свой внутренний мир, ею же сближается он с внешним миром, и, наконец, она знакомит его с жизнью других, играющих с ним, заставляя к ним привязываться, жить одной жизнью, деля радость и горе».

По мере взросления маленького человека меняется и характер игры. Вначале игра элементарна. Малыш трясет погремушкой, бросает ее на пол, тянется к ней, тащит в рог, играет ребенок и со своими ручками и ножками. О значении таких элементарных игр мы уже говорили во второй главе.

Затем наступает стадия предметной игры. Малыш возит по полу игрушечную грузовую машину или любуется, как ездит заводная, пересыпает совочком песок, раскладывая его по формочкам. Предметная игра постепенно перерастает з ролевую. Ребенок начинает играть в шофера, во врача, в продавца, воображает себя то медведем, то зайцем, то вдруг самолетом. Игра его начинает отражать реальный мир взрослых людей. Развитие и усложнение ролевой игры приводит постепенно к необходимости партнера или партнеров. Таким образом, индивидуальная игра, которая характерна для двух-трехлетнего малыша, постепенно перерастает в коллективную. Не следует торопить это «перерастание», оно произойдет само собой. Двухлетний карапуз ни за что не поделится, не отдаст свою игрушку другому — себе подобному, скорее побьет захватчика. Это не должно огорчать. Малыш еще не подготовлен к совместной игре. Совместная, коллективная игра начинается обычно после трех-четырех лет.

Известный французский психолог А. Валлон в своей монографии убедительно доказал ни с чем не сравнимое значение детской игры для развития личности будущего человека. Игра формирует эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферу ребенка, развивает воображение, побуждает к творчеству, способствует физическому совершенствованию, подготавливает к учению и к труду.

Первую радость победы ребенок познает в игре, в игре же получает первые нравственные уроки: сострадания (переживание за «Мишку», у которого оторвалась лапа), щедрости (дарит другу любимую игрушку), честности и справедливости.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт