Мир—впервые…


Однажды на семейное торжество Петровы пригласили сослуживцев отца. Был среди приглашенных и Фарафонов, В самом разгаре вечера Фарафонов подошел к мальчику, начал задавать обычные в таких случаях вопросы, но малыш наотрез отказался отвечать.

Я не буду с тобой разговаривать!

Это почему же?

Потому что ты Фарафонов!

Ну и что ?

Ты дурак и папе работать мешаешь!

Конечно, вечер был испорчен и для отца, и для Фарафонова, но больше всех пострадал маленький Вася. Отец уволок его в другую комнату, стал бить ремнем, а мальчик, всхлипывая, повторял только:

— Ты же сам говорил.

Ведь и правда —сам говорил! И не один раз! И откуда малышу было знать, что в глаза можно рассыпаться перед начальством в комплиментах и лебезить, и угождать, а за глаза называть дураком. В результате у Васи развился невроз, рассыпалось, как карточный домик, радужное мировосприятие, а самое главное — этот позорный урок оставил в его душе глубокий след на всю жизнь.

Для детей дошкольников еще совершенно недоступны условные понятия о добре и зле, окружающий их мир кажется им устроенным самым лучшим образом — нужно учитывать это, щадить и оберегать легко ранимую психику ребенка. Нет никакого смысла рассказывать при детях различные страшные истории, говорить о смерти близких или соседей, потому что для ребенка подобная информация может стать сверх-сильным раздражителем, вызвать нервный срыв. Нужно постепенно, крайне осторожно и в более старшем возрасте вводить маленького человека в сложный и противоречивый «взрослый мир».

Дошкольный возраст — период насыщенной и богатой эмоциональной жизни, буйного расцвета творческой фантазии, период открытия мира в его первозданной красоте и чистоте. Доказывать это нет никакой необходимости. Хочется только упомянуть об известной книге К. Чуковского «От двух до пяти». Прочтите ее, если не читали.

Сейчас много спорят: с какого возраста нужно начинать обучение детей. По данным психологов, 3/4 общего развития умственных способностей человека происходит до семи лет, причем 2U падает на возраст до четырех лет. Значит ли это, что детей нужно обучать «наукам» чуть ли не с трех-четырех лет? Имеются и «опыты» на этот счет. Оказывается, к пяти-шести годам можно обучить детей бегло читать и считать, и даже решать достаточно сложные арифметические задачи. Можно. Но нужно ли?

Всем ясно, что человек должен быть гармонически развит. Но если мы сделаем основной упор на раннее развитие интеллектуальной сферы, не произойдет ли это за счет обеднения эмоционального и нравственного развития? Не убьем ли мы в ребенке буйную творческую фантазию, приучая чуть ли не с пеленок нематематическим абстракциям и догмам? Не вырастим ли мы, таким образом, «маленьких старичков»— творчески бескрылых и нравственно опустошенных? Пай всеми этими вопросами должны задуматься сторонники раннего обучения.

Нам могут возразить, привести несколько исключительных примеров. Но отдельные исключения — это еще не правило. Кроме того, против раннего обучения есть возражения чисто физиологического плана. Известно, что только к семи годам головной мозг ребенка достигает величины мозга взрослого человека, только к семи годам устанавливается величина радиуса роговицы глаза. Известно, что продолжительное сидение в одной позе, что неизбежно при обучении, тормозит физическое развитие детей. Только к шести-семи годам у ребенка формируется «внутренняя речь», т. е. речь становится орудием мысли. Каждый, кто воспитывал детей, замечал, что ребенок на каком-то этапе развития начинает разговаривать сам с собой—это признак формирующейся внутренней речи. Попутно заметим, что ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или делать ему замечания, когда он сам с собой разговаривает. Эти замечания и насмешки тормозят плавное интеллектуальное развитие ребенка, а иногда вызывают даже нервную сшибку.

Обучение ребенка в то время, когда у него активно продолжает расти, увеличиваться в объеме головной мозг, опасно еще и по той причине, что у «растущего» мозга ослаблены защитные механизмы и нагрузка знаниями может оказаться непосильной, привести к перенапряжению нервных процессов, вызвать невротическую реакцию.

Упомянем еще об одном факторе, который нужно иметь в виду при решении вопроса о начале обучения. Абстрактное отвлеченное мышление у детей дошкольников, как правило, не развито, развивается оно к девяти-десяти годам, мышление же дошкольников — конкретное, предметное. Это убедительно доказано множеством экспериментов. Расскажем об одном из них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт