Мир—впервые…


Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он будет и в жизни, труде. Если малыш бросается от одной игры к другой, не доведя ни одно дело до конца, если он в игре не проявляет самостоятельности, пассивен, быстро подчиняется партнеру, если он равнодушен к успеху, к борьбе — все это должно настораживать, все это требует коррекции, которую нужно осуществлять также в игровой ситуации. В игре можно научить холерика сосредоточению, меланхолика— самостоятельности и активности, а флегматика «растормошить», дать ему вкусить радость успеха, радость достижения цели. Постепенно в игровой ситуации надо приучать ребенка к труду. В начале ему можно поручить следить за чистотой и порядком в уголке для игрушек, потом в комнате, а затем постепенно ввести как полноправного члена в хозяйственную и бытовую жизнь семьи.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку подвижные игры, особенно на чистом воздухе. Подвижные игры совершенствуют мышечный аппарат, помогают ребенку овладевать .произвольными движениями, т. е. действовать .не хаотично и бесцельно, а целенаправленно. Еще Модели писал: кто не способен управлять своими мускулами, тот не способен к вниманию. Если ограничивать ребенка в движениях, растить этакого «паиньку» — такое воспитание в дальнейшем отзовется печальным эхом, ребенок окажется неподготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями, активной концентрации внимания.

Игры способствуют развитию воображения и фантазии, побуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать, сочиняет свои первые стихи — порой наивные, а порой (откуда что берется!) настолько точные по ощущению и образности, настолько своеобычные, что позавидует любой профессиональный поэт. В игре появляется у. ребенка тяга к рисованию. Творчество (в том числе и словотворчество, забавное коверкание слов) дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение.

Как видим, детские игры — очень и очень серьезное дело, надежное и испытанное средство воспитания; но не только воспитания, а и лечения. Многие болезненные нервные симптомы, можно ликвидировать при помощи игр. У врачей психиатров даже термин есть такой — игротерапия. И эта терапия оказывается нередко мощней и действеннее самых сильных лекарств.

Да дети и сами очень часто используют игру для изживания своих обид и неприятностей. Из семьи ушел отец — ребенок играет в «вернувшегося отца». Отец пьет — у ребенка в игре он бросает пить и становится «хорошим и добрым». Отбежав на порядочное расстояние от обидчика, мальчик начинает строить ему рожицы, дразнить его: «Вовка — морковка, гнилая головка» и т. п. Таким образом ребенок мстит обидчику и восстанавливает свое попранное человеческое достоинство.

Родители одного нашего маленького пациента- заметили, что их сын все время рисует девочку и всегда без рук. Благодаря этим рисункам удалось выяснить, что его обижает соседская девочка, старшая по возрасту, бьет его, издевается над ним. Были приняты соответствующие меры и причины нервности ликвидированы у.

Теперь коснемся еще одного вопроса, который нередко задают родители. Как часто и как много покупать ребенку игрушек? Мы считаем: не слишком много и не очень часто. Необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к игрушкам. Малыш должен успеть привыкнуть к каждой из них, полюбить и беречь. И тогда покупка новой игрушки превратится в праздник. Частые же покупки не создают праздничной атмосферы. Имея много игрушек, часто получая новые, ребенок теряет уважительное к ним отношение, не дорожит ими, обращается без любви и интереса, а нередко и ломает.

Правда, сам по себе факт поломки игрушки не должен вызывать особенного беспокойства. Ребенку-дошкольнику все «интересно, все хочется узнать самому, его страшно интересует: что же там — внутри игрушки, как она устроена. Поэтому поломка поломке рознь. В одних случаях ребенком движет жгучее любопытство, в других — холодное равнодушие. Равнодушного отношения к игрушкам нужно бояться. А оно (это равнодушие) чаще всего возникает при неумеренных и частых покупках.

Кроме того, большое количество разнообразных игрушек, иногда приобретенных без учета возраста, возможностей и наклонностей малыши, притупляет у него творческую фантазию. Хозяину огромного игрушечного царства становится скучно, ни к одной игрушке он не привязался, ни одна не вызывает интереса — все надоело. Такие дети, как правило, становятся капризными, упрямыми, крайне обидчивыми и требовательными, превращаются в маленьких деспотов, постоянно требующих новых и новых развлечении. Между тем даже совсем не игрушек, ребенок может увлеченно и вдохновенно играть. Две простые чурки превращаются в его воображении то в танки, то в машины, го в самолеты… И настоящая игрушка для такого ребенка вдвойне дорога. Не поймите, что мы призываем не покупать игрушек вообще. Нет, мы призываем только — знать этим покупкам меру, рекомендуем учитывать при подборе игрушек наклонности и интересы малыша.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт