В учебный процесс современной школы все шире внедряются методы, активизирующие познавательную деятельность школьников, стимулирующие развитие их умственных сил и способностей. Применение этих методов в обучении призвано совершенствовать навыки самообразования, обеспечивать подготовку учащегося к учебной и трудовой деятельности после окончания школы.
Эффективность применения разнообразных методов и приемов обучения выявляется в процессе контроля знаний, который осуществляется как учителем, так и администрацией школы.
Цели проверки знаний, которая проводится учителем, целиком определяются конкретными задачами процесса обучения. С помощью проверки и оценки учитель и учащиеся подводят промежуточные и конечные итоги учебной работы, корректируют и совершенствуют его результаты. Цели внутришкольного контроля шире и значительней. Действительно, перед учителем-предметником — ученик, овладевающий основами одной научной дисциплины. Перед директором, завучем — ученик, воспитываемый всей системой школьного обучения. В поле зрения учителя, как правило, — результаты овладения школьниками знаниями и умениями, специфическими для изучаемого предмета. В поле зрения коллектива учителей — результаты овладения школьниками учебной деятельностью в целом. Учитель оказывает воспитательные воздействия на ученика средствами одного предмета, руководитель наблюдает за всесторонним развитием личности школьника, с помощью учительского коллектива направляет и корректирует этот процесс.
Вместе с тем наблюдения показывают, что эти важные цели внутришкольного контроля знаний не всегда принимаются во внимание, недостаточно реализуются в практике работы школы. Очень часто задания для проверки знаний в рамках внутришкольного контроля дублируют задания учителя, результаты их выполнения анализируются односторонне, достоинства и недостатки учебных достижений школьников по разным предметам не сопоставляются, да и сама проверка оказывает малое влияние на последующее обучение. Действенность внутришкольного контроля знаний и умений была бы гораздо выше, если бы он исходил из общих целей обучения, которые объединяют различные школьные предметы, был направлен на проверку усвоения тех компонентов познавательной деятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения всем школьным научным дисциплинам. В советской педагогике процессы образования и развития рассматриваются как средство коммунистического воспитания личности, направлены на формирование высоких духовных мотивов учения, на воспитание активной жизненной позиции учащегося.
Если в зарубежной, в частности американской, школе господствующая в педагогике модель научения на первый план выдвигает формирование внешних поведенческих реакций, то в советской школе усвоение учащимися опыта деятельности рассматривается наравне и в единстве с предметным содержанием научных дисциплин. Важнейшим аспектом этого содержания являются мировоззренческие понятия и идеи, дающие представление об объективной картине мира, диалектических законах развития природы, общества и самого познания, а также об основах коммунистической нравственности. Поэтому учебная деятельность школьников становится, по выражению А. Н. Леонтьева, «одной из форм присвоения действительности и ее изменения», формой овладения методами познания.
В типовых программах по всем школьным предметам, на основе которых составлены усовершенствованные программы для школ всех союзных республик, требования к знаниям, умениям и навыкам стали важнейшей частью характеристики основных планируемых результатов обучения. Требования включают в себя, во-первых, описание того, что должен знать учащийся в итоге изучения каждой школьной научной дисциплины, в конце каждого года обучения. Сюда отнесены основные факты, понятия разной степени обобщенности, закономерности, идеи, концепции, принципы, законы, теории, художественные явления и образы, лингвистические категории, методы науки и др. В требованиях охарактеризованы, во-вторых, основные умения и навыки, способы деятельности со знаниями, которыми должны овладеть учащиеся. Существенный компонент требований — характеристика качества учебной подготовки школьников, уровня овладения ими и знаниями, и умениями. Разработка этой стороны требований особенно сложна и трудоемка, требует длительных экспериментальных исследований, проверки практикой преподавания. Сейчас предполагаемое качество знаний школьника описано в усовершенствованных программах в указаниях к проверке и оценке знаний. В них кратко характеризуются уровни знаний учащихся, нормы оценок.
Цель настоящей статьи — охарактеризовать задания для внутришкольного контроля знаний, которые составлены с учетом единых требований к учебной деятельности школьников. Возможности применения таких заданий показаны на материале предметов естественно-математического (биология) и гуманитарного (литература) циклов.
В дидактике и методиках обучения учебная деятельность понимается как основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся. «Умения,—по словам Н. Д. Левитова,— успешное выполнение действия или деятельности с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом определенных условий». В психологической и дидактической литературе сегодня еще нет исчерпывающей классификации умений, достаточно полно представляющей учебную деятельность школьников. Умения выделяются по разным основаниям, каждое из которых характеризует учебную деятельность с различных сторон.
Требования к учебной подготовке школьников, охарактеризованные в типовых программах, включают в себя три основные группы умений:
- специальные умения,
- умения рационального учебного труда,
- интеллектуальные умения. Эти группы умений были выделены И. И. Кулибабой. Сходную классификацию мы находим в работах Т. И. Шамовой.
Первая группа умений — специальные (или частные) умения— формируется у учащихся в процессе изучения конкретных учебных предметов. Она выделена по направленности на компоненты предметного содержания образования, на материал обучения, т. к, специфика содержания учебного предмета существенно влияет на способы деятельности, способы оперирования с ним. Так, для предметов естественнонаучного цикла характерны умения наблюдения фактов живой и неживой природы и подтверждение экспериментальным путем основных законов каждой научной дисциплины. Для предметов языкового цикла характерны методы лингвистического, анализа и коммуникативные умения. Предметам гуманитарного цикла присущи
особые методы анализа научных источников (исторических и художественных) и умения их объективного восприятия и личностной оценки. Для усвоения этой группы предметов характерна обусловленность учебной деятельности учащихся высокими гражданскими мотивами, перенос ее в сферу самосознания, на личность обучающегося. Такая суммарная характеристика специальных умений, естественно, не может быть исчерпывающей. Каждый учебный предмет, а в иных случаях отдельные его темы и разделы требуют овладения особыми умениями.
Так, на уроках биологии школьники обучаются умениям устанавливать филогенетические связи различных групп растений и животных, объяснять факты приспособленности растений и животных к окружающей среде, устанавливать связь строения и функций органов, объяснять естественнонаучные причины многообразия и исторического развития животного мира, обосновывать происхождение человека от животных предков и др. Овладение этими умениями играет большую роль в формировании основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников, в воспитании убеждений учащихся в несостоятельности религиозных взглядов на происхождение жизни, растений, животных, человека.
Наиболее специфическими для усвоения литературы являются умения восприятия, анализа и оценки литературного произведения. Школьники учатся выделять различные компоненты текста произведения, воссоздавать в процессе чтения образы, созданные словом писателя, осознавать смысловой вес и оценочную функцию художественного слова, согласно авторским намерениям сопоставлять и противопоставлять образы текста, объяснять смысл этих образов и выражать личностное отношение к ним, истолковывать субъективно-авторское отношение к изображенному, идейное содержание и объективное, жизненное значение всего произведения.
Именно в этих умениях находит свое отражение эмоционально-образная природа художественного познания. Усвоение этих умений неразрывно связано с развитием творческого воображения, образного мышления, эстетического чувства учащихся. Только на основе целенаправленного руководства учебной деятельностью школьников и возможно полноценное овладение ими произведением искусства слова и умениями его анализа и оценки. Другое дело, что само руководство учебной работой должно исходить из особенностей этой деятельности: учитывать единство ее эмоционально-воссоздающей и мыслительно-эвристической сторон, ее обусловленность неповторимыми особенностями художественного произведения и поэтому неизбежную вариативность умственных действий и операций, тесную связь тех из них, которые готовят школьников к постижению идейного смысла образов, и тех, в которых и совершается. творческий акт его осознания и эмоционального переживания.
Ясно, что чем ярче учащийся представляет картины и образы, рисуемые писателем, чем эмоциональнее реагирует на художественное слово, тем быстрее и глубже начинает использовать теоретико-литературные сведения для анализа литературного произведения. Методически ошибочным представляется усвоение и применение этих сведений до того, как школьники приобрели достаточный читательский опыт, знание самой литературы. В этом случае всегда существует опасность, что школьники потеряют интерес к чтению, к осмыслению тех живых впечатлений, которые они получают в процессе восприятия художественной книги. Зато, когда усвоение теоретических понятий тесно связано со знанием самой литературы, они углубляют методы ее анализа, становятся критериями оценки литературного произведения. Особую роль играют такие методологические понятия, изучаемые в старших классах, как понятия партийности, народности, классовости искусства, как понятия о единстве содержания и формы, об эстетических отношениях искусства и действительности. Углубляя и обобщая знания о литературе, направляя анализ и оценку литературных произведений, эти понятия ложатся в основу мировоззрения школьников, их отношения к действительности.
В живом процессе восприятия и анализа литературного произведения обогащается речь школьников. Впечатления от прочитанного, понимание смысла образов, отношение к ним выражается в речи, которую совершенствует художественное слово произведения. Овладение же необходимым лексическим запасом в области морали, эстетики, философии, в свою очередь, обогащает восприятие, анализ и оценку литературного творения.
Вторая группа умений — умения рационального учебного труда. Эти умения являются общезначимыми для учебного познания. Сущность этих умений исследователи видят в самоорганизации, саморегуляции познания, то есть рассматривают как умения управлять своей психической деятельностью. Вместе с тем умения учебного труда могут быть охарактеризованы и по другому признаку — по направленности их на разнообразные источники обучения (научную и художественную литературу, учебные тексты, справочники и таблицы, карты и схемы, макеты и муляжи и т. д.) Общим для учебной деятельности с этими источниками знаний являются умения организовать свою работу с ними; пользоваться знанием формы этих источников (естественного и условного языка, составных частей и их назначения и др.) для анализа их содержания, применять содержание этих источников для решения различного рода познавательных задач, оформлять результаты работы с различными источниками знаний. Включение этого признака помогает охарактеризовать эту группу умений более широко, в единстве практической и теоретической, внешней и внутренней учебной деятельности. Поэтому И. И. Кулибаба, систематизируя эти умения, назвал их умениями рационального учебного труда.
Как уже говорилось, источники знаний, которыми школьники пользуются на уроках, чрезвычайно разнообразны. Это и специфические для каждого предмета источники, и общенаучные, характерные для всех предметов. На уроках биологии школьники обучаются проводить наблюдения за растениями и животными, уметь пользоваться определительными таблицами, рациональными способами работы с гербариями, чучелами, влажными препаратами и другими натуральными объектами. На уроках литературы школьники овладевают необходимыми способами деятельности с художественным текстом и литературно-критической статьей, воспоминаниями о писателе и его высказываниями о своем творчестве. Все эти источники требуют в работе с ними особого подхода и вместе с тем наиболее точных, экономных способов наблюдения, осмысления, анализа.
Однако общими для уроков биологии и литературы, как и для уроков по другим предметам, являются общенаучные источники знаний, и прежде всего — учебная книга. Овладение рациональными способами работы с учебником помогает более успешному усвоению знаний.
Общими для всех предметов можно считать также умения эффективно организовывать свою учебную работу: целенаправленно планировать ее ход, контролировать, корректировать и оформлять ее результаты.
Умения третьей группы — интеллектуальные умения — представляют собой ядро учебной деятельности. Они являются наиболее общими, объединяют все школьные предметы. Однако при усвоении каждой из учебных дисциплин эти умения приобретают специфический характер, отражая своеобразие ее содержания и особенности познания. Так, на уроках биологии школьники обучаются проводить анализ строения растений, животных, клеток, тканей и органов человека. Они мысленно расчленяют растения на существенные части и описывают в определенной последовательности и соподчинении, выделяют у растений и животных таксономические признаки различных систематических категорий, признаки приспособленности к среде обитания. При описании систем органов человека выявляют морфологические, функциональные и регуляторные связи между органами и т. п. Овладевая синтезом, ученики устанавливают взаимосвязи между организмами клетки, органами растений, животных и человека, организмами в сообществах и т. д.
Умением сравнивать школьники овладевают при выяснении морфологических, экологических и таксономических особенностей растений и животных, при сопоставлении растений и животных разных или одного уровня организации, сравнивая ткани человека, форменные элементы крови, кровеносные сосуды, виды рефлексов и т. д.
Аналитико-синтетическая деятельность учащихся с произведением искусства имеет свои существенные особенности. Ее основа — это образное мышление, неразрывно связанное с творческим воображением и нравственным и эстетическим чувством. Единство этих процессов и определяет своеобразие умений восприятия, анализа и оценки литературного произведения, которые формируются у учащихся в процессе обучения литературе.
При этом аналитическая деятельность школьников протекает в неразрывной связи с синтетической, конкретизация неотделима от обобщения, установление причинно-следственных связей — от предвидения.
Понимание особой роли умений рационального учебного труда и интеллектуальных умений для общего и умственного развития учащихся требует существенной перестройки практики внутришкольного контроля. Среди заданий, направленных на проверку усвоения результатов обучения по каждому учебному предмету, во внутришкольном контроле большое место должны занять задания, выявляющие уровень развития учащихся и их способность самостоятельно пополнять свои знания.
Включение таких заданий в административную проверку дает возможность не только судить об уровне учебной подготовки школьников, но и о направленности всего учебного процесса на достижение развивающего эффекта обучения. Тем самым средствами внутришкольного контроля в еще большей мере можно будет способствовать решению задачи, поставленной на XXV съезде КПСС перед советской школой: «…прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической, информации».
Опыт массовой проверки знаний показывает, что задания подобного рода помогают оценить овладение учащимися общими для разных предметов умениями учиться, направляют внимание учителей на систематическую работу по их формированию.
Покажем возможность использования заданий, направленных на проверку сформированности умений работать с книгой, на внутришкольном контроле знаний, умений и навыков учащихся. Ведь именно учебник, последовательно раскрывающий содержание программы, и является основным источником, из которого школьники в процессе обучения приобретают разно-
образные знания. Не случайно сформированность умений пользоваться учебником — одно из доказательств выполнения поставленной перед школой задачи — научить учеников учиться. Эти умения являются важнейшей составной частью содержания обучения и включены в требования к знаниям и умениям в усовершенствованных программах по многим предметам.
Обучение умениям этого типа начинается еще в начальной школе. Задача, стоящая перед администрацией, — выявить, как происходит развитие этих умений на последующих этапах обучения. В средних классах важно проверить, могут ли школьники быстро и экономно ориентироваться в учебнике, работать с его текстом и иллюстрациями, оформлять результаты своей работы в виде таблиц и схем. При подготовке проверочных вопросов и заданий важно учитывать, в каких конкретно действиях должно проявляться овладение умениями работать с книгой на каждом из этапов обучения тому или иному предмету. Так, пятиклассники на уроках ботаники должны определить, сколько глав содержится в учебнике (параграфов в главе), определить с помощью оглавления номера страниц, на которых излагается необходимый для работы учебный материал, определить, пользуясь оглавлением, основное содержание главы учебника: прочитать текст и рассказать, о чем в нем идет речь, выделить в тексте главные мысли; разделить содержание текста на смысловые части, озаглавить их и составить план текста, пересказать содержание параграфа по плану найти в тексте сведения, необходимые для ответа на вопрос, найти на рисунке необходимые объекты, классифицировать их (например, найти органы растений, определить тип корневой системы, участки корня, форму листьев, тип соцветия, плодов), использовать условные обозначения, принятые на рисунке (цифровые и др.), сравнить объекты, изображенные на рисунке, и т. п.
На характер этих действий немаловажное влияние оказывают возможности каждого учебника и даже его составных частей.
Так, структура учебника ботаники позволяет научить школьников использовать только такую составную часть его аппарата ориентировки, как оглавление. На уроках зоологии школьники имеют возможность познакомиться с принципами работы с указателями терминов, имеющихся в учебнике, справочными материалами, строкой над текстом страницы — колонтитулом, научиться использовать шрифтовые обозначения, принятые в учебнике по этому предмету.