X

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ

Почему именно сказки

Как показывает практика семейного консультирования, чаще всего семьи сталкиваются с первыми двумя ошибочными целями ребенка: привлечением внимания и борьбой за власть. Месть и уклонение встречаются гораздо реже, потому что к этим целям ребенок начинает стремиться после того, как не смог привлечь к себе внимание и отвоевать немного власти. Чуткие родители, если в семье не происходит каких-либо форс-мажорных обстоятельств, обращают внимание на сложности в общении с ребенком гораздо раньше.

Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, рассказы для детей собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Сочинение и рассказывание сказок позволяет уделять внимание ребенку, а также учиться, уклоняясь от борьбы, передавать инициативу друг другу, либо придумывать истории непосредственно о такой борьбе и вместе находить пути решения.

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или донести до него какую-то важную мысль, нужно делать это в узнаваемой, удобоваримой и понятной форме. Например, объясняя что-то сложное французу, мы, разумеется, преуспеем больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении веков находят отражение в культурах разных народов.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет его своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем достаточно несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени части нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но, самое главное, сказочные сюжеты учат ребенка, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший веру в благополучный исход событий, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Детям можно и нужно рассказывать сказки, которые выполняют не только развлекательную функцию. Пусть выбранные вами истории поясняют устройство окружающего мира, учат взаимодействию между людьми, отражают душевные конфликты личности, дают некоторые способы разрешения этих конфликтов.

Каждому возрасту — свои сказки. Психологи предлагают рассматривать сказку как особый инструмент работы с детьми. При психологическом взаимодействии с ребенком сказка может выполнять ряд функций, начиная с установления контакта до собственно терапии. Использовать сказку в развивающих, воспитательных, обучающих, гармонизирующих целях могут не только профессиональные психологи, но и сами родители. Для этого необходимо знать возрастные особенности своего ребенка и некоторые законы построения сказки. И главное — очень важно иметь искреннее желание общаться с малышом в сказочном пространстве.

Сказки, сочиненные мамой специально для своего ребенка, обладают особыми качествами, недоступными общеизвестным народным и авторским произведениям. Истории, в которых ребенок узнает себя, позволяют ему попасть в другую реальность, ощутить себя сильным и могучим, уверенным в себе человечком, победителем в трудных ситуациях. Такие сказки способствуют формированию позитивного образа «Я» у ребенка, осознанию своих возможностей и способов их реализации.

Любое совместное творчество, и придумывание сказок в том числе, помогает маме и малышу быть ближе. Используя смешных героев, маме проще строить открытые доверительные отношения с ребенком: те слова, которые бывает иногда трудно говорить от своего имени, легко вложить в уста волшебного героя.

admin:
Related Post