Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта социальная ситуация будет комфортна для ребенка.
Основной, ведущий тип деятельности в младенческом возрасте — непосредственное эмоциональное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая социальная потребность — это потребность в другом человеке. На ее развитие родителям необходимо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки. Ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый, но это не должно быть поводом для смущения. Психологи утверждают: «Младенец беспомощен, если он один, но пара — мать и дитя — не только не беспомощна, но поражает своей жизнестойкостью».
Сказка, с которой мама обращается к младенцу, может (быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка.
Особое значение для маленьких слушателей имеет настроение рассказчика, его эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи. Через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слона отражают какое-либо взаимодействие с крохой.
Сказка-игра при выполнении гимнастики
Погладим ручки вверх-вниз, вверх-вниз, погладим ножки вверх-вниз, вверх-вниз, а теперь животик — кружочком влево-вправо. Мамины пальчики поймаем: хвать-хвать-хвать! Ручками помашем вперед-вверх и в стороны. Кто такой спортсмен у мамы? Вперед-вверх и в стороны…
Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку. Речь сопровождается соответствующими движениями. Контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.