Уклонение


4. Уклонение

Дети с целью «уклонение» стараются излишне подчеркнуть свои слабости и зачастую убеждают нас в том, что они глупы и неуклюжи. Нашей реакцией на такое поведение может быть жалость по отношению к ним.

Как переориентировать цель «уклонение»?

1. Важно немедленно перестать жалеть ребенка. Жалея, мы поощряем его жалость к себе и убеждаем в том, что теряем в него веру. Если мы так реагируем на его демонстративное отчаяние, да еще и помогаем ему в том, что он прекрасно может сделать сам, у него войдет в привычку унылым настроением добиваться своего.

Пример:

Ребенку, преследующему цель «уклонение», задано домашнее задание: вырезать из старых журналов несколько машин (для логопедического занятия по теме транспорт). Ребенок с горестным видом сидит перед кипой глянцевых журналов, предложенных мамой. Мама, понаблюдав некоторое время за ребенком, пожалела его: «Ну, хорошо, раз ты не можешь это сделать, я как закончу готовить ужин вырежу эти несчастные машинки».

В тот момент, когда мама предлагает сделать работу за него, ребенок получает подтверждение того, что сам он ни на что не годится, поэтому не стоит и пытаться.

2. Измените свои ожидания относительно ребенка. Создайте условия, в которых ребенок не сможет ответить: «Я не могу, я не знаю…». Что можно было сделать в приведенном выше примере? Разбить большую задачу — найти изображения машин в целой кипе журналов — на несколько маленьких: предложить взять в руки первый журнал, открыть и внимательно его рассмотреть, найти там машинку, взять в руки ножницы и вырезать требуемую картинку и т. д.

3. Сопереживайте ребенку, но не проникайтесь сочувствием, пытаясь ему помочь. Применительно к Журналу, в котором нет нужных изображений, можно сказать: «Досадно, конечно, что здесь не оказалось машинки, но мы бодры и полны решимости двигаться дальше. Берем следующий номер».

4. Воздержитесь от попыток уговаривать ребенка делать что-нибудь. Вместо этого убеждайте его в благополучном исходе событий: «В том, что в первом журнале нужной картинки не оказалось, нет ничего страшного — у нас ведь есть еще журналы, где мы обязательно найдем что-нибудь подходящее».

5. Создайте обстановку, в которой ребенку удастся преуспеть, а затем постепенно усложните задачу. Подбадривая его, проявите неподдельную искренность: «Смотри, как здорово! Ты сам нашел эту красивую машину, сам вырезал ее! Ты сам сделал домашнее задание. Какой ты уже взрослый и самостоятельный!».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт