X

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

В заключение данного раздела рассмотрим последний, пятый параметр качества мыслительных процессов — ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ.

О влиянии эмоций на запоминание написано очень много. Написаны и фундаментальные работы, и небольшие брошюры с рекомендациями. Все они сходятся на следующем: чем эмоциональнее воспринимает человек информацию, тем больше вероятность сохранения ее в памяти, следовательно, тем выше вероятность припоминания информации.

О влиянии эмоций на запоминание говорили даже великие поэты:

«Когда мы в памяти своей Проходим прежнюю дорогу,

В душе все чувства прежних дней Вновь оживают понемногу,

И грусть, и радость те же в ней,

И знает ту ж она тревогу» —

рассуждал Н. Огарев. А небезызвестный К. Батюшков в порыве эмоций

ВОСКЛИКНУЛ:

«О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной!»

Как всегда красиво затронул эмоциональную сферу великий поэт Ф. Тютчев:

«Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в Вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь».

С практической точки зрения для развития эмоциональности мышления можно дать одну рекомендацию и пару упражнений.

Очень важная рекомендация для развития эмоций, необходимых для лучшего запоминания, — читайте как можно больше. И даже во время чтения текстов по своей специальности или по изучаемым предметным областям старайтесь привлекать свои эмоции.

УПРАЖНЕНИЕ42 Просматривая текст, найдите слова, описывающие качество предметов, явлений, действий или событий (качество поверхностей или качественный состав одушевленных или неодушевленных предметов, качество выполнения действий или качественные аспекты явлений). Иначе говоря, выделите в тексте то, ЧТО можно ОЩУТИТЬ или ПОЧУВСТВОВАТЬ. Найдя такие слова, приостановите чтение и как можно насыщеннее вызовите соответствующее ощущение или чувство. Постарайтесь запомнить ощущение или чувство. Теперь можно искать следующие слова.

Закончив работу с текстом, вспомните как можно больше ощущений и чувств, вызванных содержанием текста. Вспомнив соответствующие им мысли, произнесите их содержание.

УПРАЖНЕНИЕ 43 Быстро прочитывая строчки, в каждой из них выделите слова, обозначающие эмоциональное состояние человека (сами назовите какое-нибудь чувство или ощущение):

ум, гнев, лень, сила, стыд, злоба, скука, страх, тоска, удаль, апатия, грусть, истома, отвага, паника, печаль, садизм, скорбь, цинизм, эгоизм, ярость, величие, веселье, героизм, доброта, жалость, зависть, красота, надежда, счастье, тревога, бессилие, бодрость, верность, досада, безумие, радость, волнение, глупость, гордость, грубость, жадность, кротость, наглость, зрелость, лживость, мазохизм, мудрость, нежность, оптимизм, отчаяние, ревность, скупость, смирение, терпение, умиление, уродство, фантазия, хитрость, щедрость, игривость, мрачность, ненависть, пессимизм, ранимость, раскаяние, самолюбие, тщеславие, упрямство, храбрость, цельность, честность, энтузиазм, авантюризм, азартность, активность, бесстрашие, вежливость, властность, душевность, жеманность, жизнелюбие, ласковость, манерность, надежность, невежество, отважность, отвращение, равнодушие, холодность, безразличие, беспечность, благочестие, величавость, ветреность, властолюбие, ворчливость, демократизм, ироничность, искренность, крикливость, критичность, любопытство, нервозность, одиночество, правдолюбие, раздражение, сердечность, уверенность, аккуратность, благородство, беспокойство, враждебность, голосистость, деликатность, догадливость, заботливость, загадочность, задумчивость, изменчивость, истеричность, молчаливость, терпеливость, хвастливость, энергичность, агрессивность, аристократизм, беззаботность, безнадежность, беспощадность, благодарность, болезненность, насмешливость, разочарование, сладострастие, талантливость, авторитарность, авторитетность, внимательность, внушительность, восторженность, мечтательность, экспансивность, взволнованность, любвеобильность, ответственность, разговорчивость, жизнерадостность, работоспособность, темпераментность, чувствительность, впечатлительность, благожелательность.

ВОЛЯ И ПАМЯТЬ

Подготовка к запоминанию и Интерес к содержанию я Интерес к процессу запоминания я Настроение

я Уверенность в достоверности информации я Уверенность в необходимости запоминаемой информации я Уверенность в способности к запоминанию я Приложение

Аутогенная тренировка я Практика

ПОДГОТОВКА К ЗАПОМИНАНИЮ

В основе памяти лежат психические и биохимические процессы. Как и любые другие, психические и биохимические процессы могут протекать быстрее или медленнее. От того, с какой скоростью они протекают, зависит, как ТОЧНО, как БЫСТРО и как МНОГО человек может запоминать.

На психические процессы уравновешенный и натренированный человек может воздействовать. Он может управлять течением своих психических процессов (например, может «уговорить» себя с удовольствием запомнить то, что ему в принципе не нравится!). А человек с неустойчивой психикой, не умеющий управлять ею, практически отдается воле случая и подчиняется условиям, которые вокруг него создаются (а ведь создаваться могут условия, неблагоприятно сказывающиеся на запоминании!). Если же человек неоднократно упрекал себя в том, что он плохо запоминает («Опять ничего не помню!»), или он уверен, что все равно плохо запомнит, то психические процессы даже будут ухудшать его природные возможности по запоминанию.

Задача данного Приложениянаучить Вас своевременно создавать такое БЛАГОПРИЯТНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ в сознании, чтобы сопровождающие запоминание психические процессы протекали быстро и без помех.

Биохимические процессы, непосредственно создающие «следы памяти» в мозгу, тоже могут протекать активнее, чем это может происходить при обычном состоянии человека. Для этого нужно до начала запоминания и в процессе запоминания создавать БЛАГОПРИЯТНУЮ БИОХИМИЧЕСКУЮ СРЕДУ в мозгу, которая могла бы способствовать быстрому и точному «росту» нервных образований и нервных волокон в мозгу. Вспомните из школьного курса: для ускорения биологического роста растений можно удобрять почву, а для ускорения химических процессов, например, в растворах можно добавить катализатор. Конечно, это аналогия, но природа процессов все же примерно одинакова.

Обычный человек, приступая к запоминанию, так или иначе проводит подготовку, психологически настраиваясь на восприятие, но делает это бессистемно. Многие даже и не предполагают, что для качественного запоминания требуется определенный психологический настрой. А уж о том, что этот настрой можно вызвать в себе искусственно, путем тренировок, не задумывается почти никто! Вы можете научиться перед началом восприятия любой информации обязательно проводить психологическую подготовку сознательно и грамотно, ввести в культуру умственного труда новый элемент, совершенствующий Вас как профессионального пользователя информацией.

Подготовка начинается тогда, когда запоминающий впервые задумывается над какой-либо проблемой. Постепенно начинает нарастать интерес. А это уже подготовка! Интерес к проблеме побуждает человека искать ответы на возникающие вопросы, отбирать необходимую информацию. Такая работа очень важна: она приводит к пониманию, что нужно усваивать не все, что попадает в руки, а только то, что необходимо для решения конкретной проблемы. Это уже делает запоминание целенаправленным. Хотя и этого недостаточно.

Когда отобрана нужная информация, важно определить, за какой срок она будет усвоена. При этом необходимо ограничить себя во времени. Для этого следует заняться планированием предстоящего усвоения, запоминания и закрепления в памяти.

Важно также определить, на какой срок нужно запомнить информацию. Ведь когда-то усвоенная информация может устареть или стать просто ненужной, и наоборот, когда-то она может очень пригодиться.

Кроме того, необходимо вспомнить все, что Вам уже известно в связи с данной информацией. Перед запоминанием новой информации следует вспомнить предыдущие знания из этой области (школьникам и студентам перед очередным занятием нужно просмотреть предыдущий параграф). Такое припоминание поможет связать уже имеющиеся знания с теми новыми, которые Вы приобретете.

Информация хорошо запоминается, если осознана ее необходимость. В таких случаях появляется интерес к восприятию информации и заинтересованность в прочном усвоении содержания. А это, как показывает практика и как доказывают ученые, гарантирует успех.

Над всеми описанными выше пунктами подготовки к запоминанию ученые работали многие годы. Получен достаточно убедительный материал. Экспериментально показано: если человек начинает восприятие и при этом ставит перед собой определенную цель, намечает пути достижения этой цели, осознает значимость предстоящей работы, припоминает все, что он уже помнит по этой теме, рассчитывает, на какой срок понадобится полученная информация, то запоминание проходит с меньшими усилиями и с большим интересом. Как следствие, продуктивность памяти повышается. И все это происходит, даже если до начала запоминания воспринимаемая информация казалась неинтересной.

Эксперименты позволили установить, что наиболее рационально научить запоминающего перед началом работы в свою подготовку включить действия, активизирующие три параметра:

  1. ИНТЕРЕС к содержанию запоминаемой информации и ИНТЕРЕС к удачному запоминанию;
  2. НАСТРОЕНИЕ (речь идет не только о положительных, но и об отрицательных эмоциях, связанных с отношением человека к воспринимаемым фактам, мыслям или к позиции автора информации);
  3.  УВЕРЕННОСТЬ в достоверности информации и в ее полезности и УВЕРЕННОСТЬ в успешном запоминании.

Планомерную тренировку по формированию навыка подготовки к запоминанию следует проводить в соответствии с полученной схемой: вначале Вы учитесь вызывать интерес, затем уверенность и, наконец, хорошее настроение.

Давайте рассмотрим каждый этап тренировки в отдельности.

ИНТЕРЕС К СОДЕРЖАНИЮ

УПРАЖНЕНИЕ 44 Перед началом чтения конкретного текста или прослушивания устной речи по конкретной проблеме вспомните все, что Вы знаете по данной теме (проблеме). Во время чтения или слушания каждый новый факт, каждую новую мысль текста сравнивайте с одной или несколькими имеющимися в памяти аналогичными фактами или мыслями.

УПРАЖНЕНИЕ 45 Перед началом чтения текста или прослушивания устной речи вспомните все, что Вам уже известно по теме данного текста, и в письменном виде изложите все факты и мысли. Просмотрев полученные записи, осмыслите каждую отдельную вспомнившуюся единицу информации как часть целой темы (проблемы). Попытайтесь продумать возможные взаимоотношения между единицами информации: что с чем взаимосвязано, что с чем взаимодействует. Ответьте на вопрос: «Какой информации недостает в получившейся взаимосвязанной системе фактов и мыслей, чтобы система оказалась полной, целостной?». Найдите, на какие вопросы по данной теме (проблеме) нельзя ответить, используя только то, что Вы вспомнили.

Во время чтения или слушания проделайте следующие 3 действия:

  • —    оцените, какая информация из прочитываемого текста оказалась Вам знакомой, известной;
  • —    заполните пробелы в изображенной Вами на бумаге системе фактов и мыслей, используя факты и мысли из прочитываемого текста;
  • —    установите взаимоотношения между информацией, которую Вы вспомнили, и информацией из текста.

Приведем некоторые разъяснения к этим упражнениям.

Интерес (на эмоциональном уровне — внешне, на нейрофизиологическом — в действительности) проявляется тогда, когда мозг ОЦЕНИВАЕТ (измеряя разность потенциалов) РАЗНОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ЗНАНИЙ, уже имеющихся в памяти, и знаний, извлекаемых из текста:

Причем, если уровни значимости новой информации из текста и уже известной информации очень высоки (на рисунке случай «а»), то разность между ними будет эмоционально более ощутимой («Вот это да! Я-то думал, что.., а на самом деле……!!!»),

чем если бы эта же разность обнаружилась на более низких по значимости для читателя уровнях («Конечно, я теперь понимаю, что думал по-другому, да и ладно, это не столь важно»). В случае «а» интерес к прочитанной информации окажется большим, чем в случае «б»:

Следовательно, чтобы вызвать интерес к каждой отдельной части воспринимаемой информации и ко всей информации в целом, нужно во время восприятия новой информации иметь в активной памяти в готовом виде (чтобы не вспоминать долго) вполне конкретную информацию для сравнения ее с новой запоминаемой информацией. А для этого, соответственно, нужно до начала восприятия вспомнить информацию по теме текста и осмыслить ее. Желательно, чтобы вспоминаемая информация была высокозначимой, увлекательной, нужной.

Как Вы, наверное, поняли, для формирования интереса к чтению текста по какой-то конкретной области знаний нужно, чтобы уже до начала чтения кое-что вспомнилось по данной тематике. Иначе говоря, ЧТОБЫ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ЗАПОМИНАТЬ, НУЖНО ЗАРАНЕЕ МНОГО ЗАПОМНИТЬ!

Но как же быть, если Вы впервые начинаете читать или слушать о том, о чем раньше еще не знали? Разве в этих случаях запоминающий обречен на неинтересное чтение или скучное слушание? Нет! Ведь, как правило, читатель начинает чтение, предварительно составив хотя бы приблизительное представление о его содержании по названию темы. Этого уже достаточно, чтобы еще до начала чтения или слушания иметь в памяти информацию высокого уровня значимости. И, конечно же, следует принять во внимание такую Вашу способность, как воображение. Достаточно Вам хотя бы назвать тему или намекнуть, о чем может пойти речь в тексте или в речи, как тут же подключится Ваше воображение. Через мгновение у Вас в голове уже будут роиться различные варианты мыслей и фактов по данной тематике.

УПРАЖНЕНИЕ 46 В течение недели чтение или слушание любого текста старайтесь завершать формулировкой усвоенных интересных мыслей, фактов, событий. Даже если Вам так и не удастся найти в тексте или в речи для себя ничего нового и интересного, сам поиск интересного, установка на этот поиск активизируют Ваше внимание.

ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ЗАПОМИНАНИЯ

Экспериментально было показано, что по сравнению с обычным восприятием ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ВОЗРАСТАЕТ при ОСОЗНАНИИ ИНТЕРЕСА К САМОМУ ПРОЦЕССУ ЗАПОМИНАНИЯ (наряду с осознанием интереса к содержанию). Иными словами, если Вы ВО ВРЕМЯ восприятия будете задумываться и над тем, что интересен и сам процесс запоминания («Мне приятно само запоминание!», «Я воспринимаю легко, с удовольствием!», «Сейчас во время запоминания я совершенствую свою память!» и т. п.), то СОДЕРЖАНИЕ воспринимаемой информации усвоите лучше, чем если бы Вы во время восприятия думали только о содержании. Но на самом деле интерес к самому процессу восприятия и запоминания должен проявляться не на сознательном, а на ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ (ведь Вы не должны во время восприятия ДУМАТЬ о запоминании и отвлекаться

от содержания). Этого можно добиться путем многократного выполнения упражнений, которые ПЕРЕВЕДУТ УМЕНИЕ интересоваться процессом запоминания в НАВЫКИ. Но в начале все же нужно НАУЧИТЬСЯ ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ ЗАПОМИНАНИЯ, проявляемый сознательно.

УПРАЖНЕНИЕ 47 Во время обычного чтения делайте 5-секундные перерывы через каждые 3-5 минут чтения, чтобы сформулировать мысль «Мне понравилось, что содержание запоминается, а это значит, у меня хорошая память!»

НАСТРОЕНИЕ

Вообще говоря, понятие «настроение» настолько тесно переплетено с понятиями «интерес» и «уверенность», что можно было бы не выделять «настроение» в отдельный раздел. Но в бытовом общении, особенно при рассмотрении проблемы чтения, люди воспринимают «настроение» обособленно. Под нужным для продукгивного восприятия настроением понимаются не только положительные эмоции (когда запоминающий покатывается от смеха), но и недовольство содержанием (правда, недовольство должно быть обоснованным, а не просто: «Не нравится, да и все тут!»), неприятие логики изложения, пусть даже злость по поводу полученных результатов (например, по поводу запоминаемых результатов спортивного матча) и т. п.

Конечно же, УЧИТЬ Вас вызывать настроение не имеет смысла. Вы и так это умеете делать. Мы будем говорить лишь о том, чтобы ПРИУЧИТЬ Вас перед началом восприятия любой нужной Вам информации вызывать какое-либо настроение и в процессе восприятия поддерживать его или менять на другое настроение.

УПРАЖНЕНИЕ 48 Перед началом чтения текста ознакомьтесь с его содержанием путем беглого чтения, определите Ваше отношение к излагаемой в тексте информации и сформулируйте настроение, которое идеальным образом, на Ваш взгляд, отражало бы Вашу АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ по отношению к излагаемой информации.

Прочитайте текст, пытаясь в процессе чтения оставаться в активной (не безразличной) позиции. Закончив чтение, мысленно пройдитесь по содержанию прочитанного текста, вспоминая, какое настроение и как помогало Вам не терять активность во время чтения.

Если задуматься над известным выражением «Мы радуемся от того, что смеемся, мы печалимся от того, что плачем», то можно придумать упражнение, которое смогло бы развивать навыки искусственного возбуждения настроения. Например, упражнение 49.

УПРАЖНЕНИЕ 49 Просмотрите текст с целью выявления позиции автора. Затем, сформулировав свое конкретное отношение к позиции автора, изобразите мимически (выражением лица) это отношение перед зеркалом. Глядя на свое лицо в течение 1-3 минут, оцените свое эмоциональное состояние в связи с содержанием текста.

УВЕРЕННОСТЬ В ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

Проблему УВЕРЕННОСТИ во время восприятия информации условно можно разделить на три части: уверенность в достоверности информации; уверенность в том, что можно будет получить конкретную пользу от применения усвоенной информации; уверенность в том, что информация запомнится за отведенное для этого время. Рассмотрим три части по отдельности.

Понятно, что продуктивность памяти зависит от активности позиции воспринимающего по отношению к информации. Активность проявляется в том случае, когда запоминающий либо АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН С излагаемыми фактами и мыслями и очень доволен этим, либо, наоборот, АБСОЛЮТНО ПРОТИВ и очень «зол» по этому поводу. Хорошо было бы Вам приучить себя ВСЕГДА проявлять ту или иную активную позицию. К сожалению, еще в школе многие привыкают все воспринимать как АБСОЛЮТНУЮ правду.

УПРАЖНЕНИЕ 50 Читая тексты или слушая устную речь, мысленно ставьте «плюсы», если Вы абсолютно согласны с излагаемой информацией, или «минусы», если абсолютно не согласны. Если по поводу какого-то факта или какой то мысли Вы не можете высказать своего отношения, то поставьте знак вопроса«?».

УВЕРЕННОСТЬ В НЕОБХОДИМОСТИ ЗАПОМИНАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ

УПРАЖНЕНИЕ 51 Во время чтения текста или слушания речи по окончании восприятия очередной порции информации (предложение, абзац) быстро объясните себе, где и когда Вы используете ее, что Вы в результате использования получите.

УВЕРЕННОСТЬ В СПОСОБНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ

Экспериментально было показано, что запоминающие одновременно:

  1. Уверенно владеющие навыками и умениями осмысления информации, уверенные в развитости своего внимания, усваивали информацию лучше, чем те, кто отработал те же умения, но применял эти умения неуверенно (т. е. еще требуется время для закрепления умений);
  2. Четко распланировавшие время на усвоение и свободно уложившиеся в выделенное для восприятия время, усваивали информацию лучше, чем те, кто волновался, что время, выделенное для усвоения, уже вышло, не говоря о тех, кто волновался по поводу возможного плохого усвоения содержания.

Следовательно, нужно сделать все, чтобы в Вас постепенно сформировалась уверенность в том, что за отводимое время Вы способны запоминать информацию в полном объеме и точно. Для этого, с одной стороны, нужно выполнять упражнения, демонстрирующие, что Ваши успехи растут на самом деле, а с другой стороны, внушать себе мысль, что Ваша память достаточно хорошая. Об аутогенной тренировке читайте Приложение.

Обобщая все рассмотренные выше три составные психологической подготовки, можно составить простейшую картину проблемы подготовки к запоминанию:

Далее предлагается упражнение, обобщающее тему. Это упражнение в нашем курсе очень важное, и, как показывают результаты обучения на курсах тренировки памяти в Школе рационального чтения (ШРЧ), оно принципиальным образом меняет культуру умственного труда. Для получения хороших результатов в проведении подготовки к запоминанию Вам потребуется не менее 4-6 недель непрерывного выполнения этого упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 52 Перед запоминанием содержания текста бегло просмотрите его и ответьте на следующие вопросы:

  1. Стоит ли читать этот текст или достаточно ограничиться его беглым просмотром?
  2. ЧТО следует запомнить из данного материала?
  3. Какова ЦЕЛЬ запоминания: где и когда конкретно будут использоваться полученные знания, каких конкретных результатов можно добиться применением этой информации.
  4. НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить информацию?
  5. Какие факты по данной тематике УЖЕ ИЗВЕСТНЫ?

Письменные ответы должны быть краткими, но емкими.

По окончании основательного чтения критически переосмыслите ответы на эти 5 вопросов: определите, соответствуют ли Ваши предположительные ответы, составленные по беглому просмотру текста, новым позициям по этим пунктам, полученным после прочтения текста.

Давайте проанализируем суть предложенных вопросов.

  1. Ответ на первый вопрос даст Вам ориентир в чтении, опуская несущественное, избегая тем самым перегрузки памяти незначительным материалом, экономя время для постижения необходимого и чтения произведений, обогащающих душу и разум. Со временем Вы научитесь грамотно отбирать тексты для чтения, ограничившись лишь беглым просмотром или, наоборот, скрупулезным изучением, в зависимости от необходимости. Пользуясь нашей методикой, Вы научитесь правильно ориентироваться и в тексте, опуская несущественное и твердо запоминая главное. Таких результатов Вы непременно достигнете, если регулярно перед началом чтения будете бегло просматривать текст, отвечая на поставленные вопросы.
  2. Когда Вы привыкнете отвечать на вопрос «Что следует запомнить из текста?», Вы сформируете ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ восприятия. Ведь многие обычные люди не имеют определенной цели чтения и, как правило, читают то, что попадается. Это порождает бессистемность восприятия информации. Напротив, целенаправленное чтение вызывает особый интерес к материалу. Планируя на основе беглого просмотра, что из статьи или книги следует ЗАПОМНИТЬ, Вы выделяете главное в тексте, интересное для Вас, а читая текст, убеждаетесь в правильности избранного, работаете с текстом активно, анализируете его, в отличие от пассивного восприятия текста, когда Вы просто фиксируете, что изложено автором.
  3. В Вашей формулировке стимула обязательно должно содержаться то, что вызовет положительные эмоции. Конечно, стимул может вызвать и отрицательные эмоции. Примером такого стимула может быть опасение получить неудовлетворительный балл или отрицательный отзыв. Но лучше не угрожать себе кнутом, а поманить пряником, т. е. вызвать в себе положительные эмоции в связи с предстоящими успехами в усвоении материала.

    Необходимо любыми средствами проникнуться осознанием пользы от усвоения конкретного материала, особенно в тех случаях, когда ни стимул, ни результат энтузиазма не вызывают, например при подготовке к экзаменам по предмету, который не интересует.

    Для этого можно формулировать промежуточные цели, причем здесь желательна детализация. Например: «Во время работы с этими книгами я обязательно найду интересную проблему, которую нужно разрешить (либо: которую еще никто не исследовал)». Поиск этой проблемы вынудит скрупулезно выискивать ее в тексте, анализируя по ходу дела изучаемый материал. Другой пример: «Во время изучения математического анализа при подготовке к экзаменам у меня будет развиваться аналитическое мышление». В итоге восприятие станет заинтересованным.

    Нерационально представлять себе цель абстрактно, например, в виде достижения светлого будущего в развитии общества или беспредельного совершенствования интеллекта. Цель должна быть выражена конкретно. Здесь важно не ставить перед собой невыполнимых задач! Все задачи должны быть реальны, цели — достижимы, иначе можно потерять веру в себя, разочароваться и не добиться в результате желаемого. Всем известно утверждение, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Ставя перед собой дальнюю (но достижимую!) цель, не лучше ли стремиться все же к более близкому и конкретному, например, инженеру стать старшим инженером, а не сразу великим ученым.

  4.  Определив степень важности избранной для запоминания информации, обозначив цели запоминания, необходимо для себя решить, на КАКОЙ СРОК нужно запомнить те или иные данные. Нет необходимости всю прочитанную информацию хранить в памяти длительное время или пытаться запомнить навсегда все, что хотелось бы запомнить. Ограничив срок годности информации, Вы тем самым создаете в мозгу дополнительные нервные образования, и во время припоминания эти нервные образования помогут вспомнить нужную информацию.

    Часто бывает так, что в сентябре студент, читая текст, может позволить себе не усвоить материал, ведь до сессии еще далеко! Такое чтение не принесет результата. Но если каждый воспитает в себе иное отношение к процессу чтения, тогда даже в сентябре, читая материал, студент будет при чтении представлять, как через три месяца он ответит этот материал на экзамене, если он будет моделировать эту ситуацию, текст будет усваиваться на более высоком уровне.
    Умелое планирование времени работы с книгой и выполнение определенной работы за конкретное время позволит более четко организовать свою работу.
  5. Очень важно ВСПОМНИТЬ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ, имеющие отношение к запоминаемой информации. Вам, наверное, известно, что если перед прочтением следующей части текста Вы вспомните или просмотрите предыдущие части, то новая информация запомнится лучше, так как будет связываться со старой.

Биохимический процесс образования следов памяти может быть значительно активизирован при использовании уже имеющихся знаний. С одной стороны, на фоне старых знаний повышается актуальность новых, т. е. искусственно создается ИНТЕРЕС к новым знаниям. С другой стороны, образующиеся в памяти следы новых знаний сразу же оказываются связанными с уже имеющимися следами памяти, следовательно, лучше закрепляются в памяти. Понимание этого придает УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ предстоящей работы.

admin: