X

Задание для старшеклассников и студентов

Приготовьте школьный параграф или учебный текст, который войдет в экзаменационные билеты. Отсчитайте 9 предложений. Из каждого выделенного предложения текста выпишите по одному ответу на вопрос «О чем говорится в предложении?». Каждое слово или словосочетание полученного списка должно вызывать яркий образ в Вашем воображении. Внимательно перечитав список слов и словосочетаний, запомните их на 100% в данной последовательности.

Теперь перескажите все предложения, вспоминая запомнившиеся слова и словосочетания поочередно. Добивайтесь, чтобы рассказ получался слитным.

По мере возможности в течение дня несколько раз вспоминайте рассказ. Желательно предложения текста произносить вслух.

Выполните упражнение 13 для формирования привычки регулярно припоминать полезную информацию с целью применения на практике.

По мере возможности выполняйте все остальные упражнения данного раздела самостоятельно.

В завершение работы по разделу «Форма текста» Вам предстоит выполнить два очередных теста. Вы прочитаете два текста — маленький и большой. Затем оцените качество усвоения. Если Вы успешно выполняли все задания данного раздела, то результаты теста это подтвердят. Если Вы осознаете, что еще не все умения отработаны, так как некоторые задания не смогли выполнить, отложите это очередное тестирование и в течение какого-то времени постарайтесь выполнить все задания по плану.

Во время чтения текста постарайтесь реализовать все отработанные умения. Давайте перечислим их:

  • —    вы умеете точно фиксировать в памяти все встречающиеся в тексте отдельные понятия, запоминая их яркие образы;
  • —    вы в каждом абзаце тщательно выявляете все мысли и надежно запоминаете их, связывая в структурную схему абзаца (по этим схемам Вы гарантированно вспомните ВСЕ детали каждого абзаца);
  • —    вы из каждого абзаца выделяете основную мысль, связываете их в единую структурную схему и запоминаете ее (по этой схеме Вы надежно вспомните ВСЕ абзацы); запоминаете также и связный рассказ, который получается из основных мыслей текста;
  • —    вы приучили себя по окончании чтения текста убеждаться в запоминании всех мыслей и фактов и, если нужно, устранять пробелы.

Контрольный тест

Постарайтесь прочитать первый текст за НОРМАТИВНОЕ время чтения маленького текста. Чтобы узнать его, загляните в тест № 1 в начале учебника. Напишите НОРМАТИВНОЕ время:_ минут.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить не менее 15 прочитанных мыслей и множество фактов (чисел, названий, терминов).

Готовы? Начинайте!

КТО ТАКОЙ ЛЕНИВЕЦ?

Ленивцы — животные странного вида, обитающие в Центральной и Южной Америке от Никарагуа до Бразилии. Мех ленивца серый и лохматый. Есть некоторое сходство с муравьедом и броненосцем. Ленивцы относятся к млекопитающим.

Существует два вида ленивцев: двупалые и трехпалые. Трехпалые имеют по три пальца на каждой лапе. Двупалые — два пальца на передних лапах и три пальца на задних. Ленивцы пользуются лапами и пальцами, чтобы удерживаться на ветках вниз спиной, вверх ногами. Ночью они перемещаются по ветвям в поисках листьев и веточек, которыми питаются.

Ленивец спит на деревьях, на верхней стороне сильных веток. Он спит по 18 часов в сутки. Иногда он сползает на землю, отыскивает реку или озеро, без страха ныряет туда и легко плавает.

Иногда в мехе разрастаются водоросли, и он приобретает зеленоватый оттенок. Но это помогает ленивцу, потому что зеленый цвет делает его совершенно незаметным для орлов, ягуаров и других хищных животных.

Стоп!

Запишите затраченное время:_

мин._ сек.

Сравните время чтения этого текста с НОРМАТИВНЫМ. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. В своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь оцените припоминание. Не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на вопросы.

  1. Где обитают ленивцы (материки, страны)?
  2. Опишите мех ленивца.
  3. Кого напоминают ленивцы по виду?
  4. К какой биологической группе (классу, отряду и т. п.) относятся ленивцы?
  5. Опишите разновидности ленивцев и их отличия.

Теперь сравните:

В Америке живет интересное животное —ленивец. В основном он лазает по деревьям. Но иногда ленивцы любят и поплавать. Прилипаюище  к лохматому меху водоросли помогают ленивцу маскироваться в растительности.

Сделайте выводы.

Возможно, Вам еще следует поработать над этим. А теперь начертите структурную схему из основных мыслей абзацев.

Начертили? Сравните:

Обратите внимание, что в первом абзаце овал — пунктирный. Это говорит о том, что основная мысль в первом абзаце — неявно выражена (в первом абзаце нет предложения, претендующего на главную мысль, и ее нужно было составить на основе содержания абзаца).

Сделайте выводы.

А теперь составьте структурные схемы каждого абзаца. Они покажут, как Вы умеете связывать по смыслу второстепенные мысли абзацев (обведите их в прямоугольники) с основной и друг с другом.

Построили структуры абзацев?

Сравните.

Структура первого абзаца:

Структура второго абзаца:

Структура третьего абзаца:


Структура четвертого абзаца:

Сравнили? Сделайте выводы. Возможно, Вам следует еще потренироваться в построении структурных схем?

А теперь приступайте к выполнению теста для оценки Ваших способностей по запоминанию содержания большого текста. Объем данного текста примерно в 4 раза превышает объем предыдущего текста. Во время работы с текстами больших объемов темп чтения, как известно, оказывается несколько выше темпа чтения маленьких текстов. Поэтому для определения времени чтения большого текста умножьте НОРМАТИВНОЕ время чтения маленького текста не на 4, а всего на 3 и запишите полученное время:_ минут. Если по окончании чтения Вы обнаружите, что прочитали быстрее НОРМАТИВНОГО ВРЕМЕНИ, то за оставшееся время проработайте текст еще раз.

По окончании чтения контрольного текста Вам предстоит письменно изложить 30—40 мыслей и ответить на 20 вопросов.

При чтении текста постарайтесь реализовать все отработанные умения. Текст можете читать по частям. Вначале прочитайте несколько абзацев и мысленно обобщите их, закрепите в памяти путем мысленного припоминания и беглого просмотра прочитанного. Так же проработайте другие части текста. В конце работы повторите весь текст целиком, и если понадобится, то пробелы восстановите путем выборочного прочтения текста. Но помните, что нужно уложиться в НОРМАТИВНОЕ время.

Готовы? Начинайте!

КОРАБЛИ У ОСТРОВА ФИДЖИ

В XIX веке английский психолог Капентер описал такой случай. Некий актер, обладавший великолепной зрительной памятью, выручая заболевшего товарища, выучил за ночь его роль и все реплики его собеседников, на другой день с блеском выступил в спектакле, но едва опустился занавес, как он все забыл.

То же самое происходит со студентами, которые проглатывали за ночь целый учебник, но, выйдя от экзаменатора, мгновенно забывали все. Не скрепленное с предшествующими знаниями и не тронутое мыслью содержание информации исчезает как сон.

Объем кратковременной памяти измерен, тогда как объем долговременной памяти измерить никому не удалось. Она способна вместить любое количество информации и хранить ее всю жизнь, включая все впечатления в их первоначальной форме и в тех формах, которые они принимали в процессе переосмысления. При запоминании только первоначальных форм наш ум и характер пребывали бы в состоянии полного застоя, а историческая память изобиловала бы провалами. Сохранение всех форм памяти — важнейшее условие развития нашей личности.

Но «пропускную способность» долговременной памяти измерить можно. Лет десять назад ее оценивал харьковский психолог П. Б. Невельский. У него получилось, что из равных по величине сообщений лучше запоминались те, в которых содержалось меньше новой информации. Сознательная долговременная память весьма чувствительна к перегрузкам. Легче всего усваивается информация, связанная с прошлым опытом, и труднее та, что с ним не связана.

У людей открыты глаза лишь на те стороны явлений, которые они уже научились различать. Дарвин рассказывал, что жители острова Фиджи выказывали изумление при виде маленьких лодок европейцев, но как бы совсем не замечали больших кораблей. У фиджийцев имелись свои лодки, только другой формы, с кораблями они никогда не имели дела и воспринимали их как грезу.

«Явления, идущие вразрез с привычными рубриками, мы рискуем либо забыть, либо истолковать ошибочно», — говорил Джемс. Ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым. Жажда такого ассимилирования и составляет научную любознательность.

Абсолютная новизна озадачивает и тяготит память. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно хотя бы отчасти угадать. Для усвоения новизны необходима известная игра ума, игра в узнавания; необходимо, чтобы ум чувствовал свою силу, свою способность распоряжаться этой новизной.

С умения видеть и слышать начинается развитие интеллекта. Но Дальше дело не пойдет само собой. Стоит нам незаметно для себя ослабить свое внимание, погасить свою восприимчивость, как наш ум и наши чувства начнут покрываться ржавчиной привычек и предрассудков. Мы уже знаем все, а чего не знаем, того и знать не надо!

Без постоянных усилий жизнь становится простым существованием. Но все усилия бесплодны, если ими не руководит разум. Если стремление к новизне превращается в самоцель, в род охоты, оно становится стереотипом.

Мозг наш нуждается в здоровом рационе. Давно уж доказано, что человеку одинаково вредит и темнота и ослепительное освещение, и адский шум и абсолютное безмолвие, и лавина информации и ее отсутствие. Во всяком деле требуется не минимум и не максимум, а оптимум. Есть, очевидно, оптимальный режим и для восприятия новой информации. У каждого он свой, конечно, но он есть.

Наблюдая за деятельностью операторов, психологи установили, как взаимодействуют кратковременная и долговременная память в реальных обстоятельствах. Едва человек начинает решать какую-нибудь задачу, связанную с переработкой даже небольшого количества информации, деление памяти на кратковременную и долговременную становится менее искусственным. Из их взаимодействия рождается динамический ансамбль образов. Часть образов приходит из кратковременной памяти, часть — из долговременной. Кратковременная память, питающаяся восприятием и долговременной памятью, превращается в память оперативную.

Пока продолжается действие, ансамбль образов будет непрерывно менять свои очертания, стараясь поспеть за переменами в реальной обстановке и моделируя ее. Когда же действие прекратится, часть этих образов, которая может пригодиться в дальнейшем, попадет в долговременную память, а часть забудется навсегда.

Стоп! Запишите затраченное время: _ мин._ сек.

Сравните это время с НОРМАТИВНЫМ временем чтения большого текста. Сделайте выводы.

Оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания текста — в своей тетради напишите все мысли и факты, которые Вы смогли запомнить во время чтения.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь переходите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ — не заглядывая в текст, не внося в написанный Вами список мыслей изменения и дополнения, ответьте на следующие вопросы.

  1. В каком случае содержание информации исчезает как сон?
  2. Объем какой памяти был измерен?
  3. Какой объем информации может хранить долговременная память и как долго?
  4. В какой форме хранятся наши впечатления в долговременной памяти?
  5. Что является обязательным условием развития нашей личности?
  6. Какую способность долговременной памяти можно измерить?
  7. Какие сообщения из равных по величине лучше запоминаются?
  8. Какая информация усваивается легче, а какая трудней?
  9. Почему жители острова Фиджи выказывали изумление при виде маленьких лодок европейцев, но как бы совсем не замечали больших кораблей?
  10. Что составляет научную любознательность?
  11. Как реагирует память на абсолютную новизну?
  12. Что необходимо для усвоения новизны?
  13. С чего начинается развитие интеллекта?
  14. Когда стремление к новизне становится стереотипом?
  15. В каком режиме наш мозг наилучшим образом воспринимает новую информацию?
  16. Как взаимодействуют кратковременная и долговременная память в реальных обстоятельствах?
  17. Что рождается из их взаимодействия?
  18. Какая память превращается в оперативную?
  19. Что происходит с ансамблем образов, пока идет действие?
  20. Что происходит, когда действие прекращается?

Теперь приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ содержания больших текстов. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями приведенного ниже образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты по следующему принципу:

  • —    ставьте за свою мысль 2,5%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка;
  • —    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, ставьте себе 1%.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 5%.

Вот образцовый список мыслей текста:

  1. В XIX веке английским психологом описан случай, когда актер выучил за ночь роль заболевшего товарища и все реплики его собеседников, но едва опустился занавес, как он все забыл.
  2. Студенты, запоминавшие за ночь целый учебник, выйдя от экзаменатора, мгновенно забывали все.
  3. Не скрепленное с предшествующими знаниями и не тронутое мыслью содержание информации исчезает как сон.
  4. Объем кратковременной памяти измерен.
  5. Объем долговременной памяти измерить никому не удалось.
  6. Долговременная память способна вместить любое количество информации и хранить ее всю жизнь.
  7. Долговременная память хранит все впечатления не только в их первоначальной форме, но и в тех формах, которые они принимали в процессе переосмысления.
  8. При запоминании только первоначальных форм наш ум и характер пребывали бы в состоянии полного застоя, а наша историческая память изобиловала бы провалами.
  9. Сохранение всех формважнейшее условие развития нашей личности.
  10. «Пропускную способность» долговременной памяти измерить можно.
  11. Измерял ее лет десять назад харьковский психолог П. Б. Невельский.
  12. Из равных по величине сообщений лучше запоминались содержащие меньше новой информации.
  13. Сознательная долговременная память весьма чувствительна к перегрузкам.
  14. Легче всего усваивается то, что связано с прошлым опытом, и труднее то, что с ним не связано.
  15. У людей открыты глаза лишь на те стороны явлений, которые они уже научились различать.
  16. Жители острова Фиджи выказывали изумление при виде маленьких лодок европейцев, но как бы совсем не замечали больших кораблей.
  17. У фиджийцев имелись свои лодки, но другой формы, с кораблями же они никогда не имели дела и воспринимали их как грезу.
  18. «Явления, идущие вразрез с привычными рубриками, мы рискуем либо забыть, либо истолковать ошибочно»,говорил Джемс.
  19. Ничего не может быть приятнее умения ассимилировать новое со старым.
  20. Жажда такого ассимилирования и составляет научную любознательность.
  21. Абсолютная новизна озадачивает и тяготит память.
  22. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно хотя бы отчасти угадать.
  23. Для усвоения новизны необходима известная игра ума, игра в узнавания.
  24. Для усвоения новизны необходимо, чтобы ум чувствовал свою силу, свою способность распоряжаться этой новизной.
  25. С умения видеть и слышать начинается развитие интеллекта.
  26. Стоит незаметно для себя ослабить свое внимание, погасить свою восприимчивость, как наш ум и наши чувства начнут покрываться ржавчиной привычек и предрассудков.
  27. Без постоянных усилий жизнь становится простым существованием.
  28. Все усилия бесплодны, если ими не руководит разум.
  29. Если стремление к новизне превращается в самоцель, в род охоты, оно становится стереотипом.
  30. Мозг наш нуждается в здоровом рационе.
  31. Во всяком деле требуется не минимум и не максимум, а оптимум.
  32. Есть оптимальный режим для восприятия новой информации.
  33. У каждого человека свой режим восприятия новой информации.
  34. Наблюдая за деятельностью операторов, психологи уяснили, как взаимодействуют кратковременная и долговременная память в реальных обстоятельствах.
  35. При переработке даже небольшого количества информации деление памяти на кратковременную и долговременную становится менее искусственным.
  36. Из их взаимодействия рождается динамический ансамбль образов.
  37. Часть образов приходит из кратковременной памяти, часть — из долговременной.
  38. Кратковременная память, питающаяся восприятием и долговременной памятью, превращается в память оперативную.
  39. Пока продолжается действие, ансамбль образов будет непрерывно менять свои очертания.
  40. Когда действие прекратится, часть этих образов, которая может пригодиться в дальнейшем, попадет в долговременную память, а часть забудется навсегда.

Проставили проценты?

Теперь просуммируйте и запишите:_ %.

Этот результат говорит о КАЧЕСТВЕ МГНОВЕННОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

Переходите к оценке ПРИПОМИНАНИЯ содержания большого текста. Сравните свои ответы с приведенными ниже правильными ответами и проставьте проценты по следующему принципу:

  • —    если Ваш ответ полностью совпадает с приведенным ниже списком ответов, ставьте себе 5%;
  • —    если Ваш ответ совпадает частично, ставьте себе 2 или 3%;
  • —    если Ваш ответ неверен, оцените его в 0%.

Вот правильные ответы:

  1. Не скрепленное с предшествующими знаниями и не тронутое мыслью содержание информации исчезает как сон.
  2. Был измерен объем кратковременной памяти.
  3. Долговременная память способна вместить любое количество информации и хранить ее все жизнь.
  4. Долговременная память хранит все впечатления не только в их первоначальной форме, но и в тех формах, которые они принимали в процессе переосмысления.
  5. Сохранение всех формважнейшее условие развития нашей личности.
  6. Можно измерить «пропускную способность» долговременной памяти.
  7. Из равных по величине сообщений лучше запоминаются сообщения, содержащие меньше новой информации.
  8. Легче всего усваивается то, что связано с прошлым опытом, и труднее то, что с ним не связано.
  9. У фиджийцев имелись свои лодки, только другой формы; с кораблями они никогда не имели дела и воспринимали их как грезу.
  10. Жажда ассимилирования нового со старым составляет научную любознательность.
  11. Абсолютная новизна озадачивает и тяготит память.
  12. Для усвоения новизны необходима игра ума в узнавание, чтобы ум чувствовал свою силу, свою способность распоряжаться этой новизной.
  13. С умения видеть и слышать начинается развитие интеллекта.
  14. Если стремление к новизне превращается в самоцель, в род охоты, оно становится стереотипом.
  15. Есть оптимальный режим для восприятия новой информации.
  16. При переработке даже небольшого количества информации деление памяти на кратковременную и долговременную становится менее искусственным.
  17. Из их взаимодействия рождается динамический ансамбль образов.
  18. Кратковременная память превращается в память оперативную.
  19. Пока продолжается действие, ансамбль образов будет непрерывно менять свои очертания.
  20. Когда действие прекратится, часть этих образов, которая может пригодиться в дальнейшем, попадет в долговременную память, а частьзабудется навсегда.

Закончили проверку ответов?

Просуммируйте все проставленные проценты и запишите: _ %.

Этот результат говорит о КАЧЕСТВЕ ПРИПОМИНАНИЯ БОЛЬШИХ ТЕКСТОВ.

Подведите итоги второго теста по оценке качества запоминания большого текста:

Запоминание большого текста

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

%

ПРИПОМИНАНИЕ

%

Теперь подготовьтесь к тестированию надежности памяти длительно хранить содержание прочитанных текстов. Вначале заложите в память все 100% содержания текста. Затем нужно подождать сутки и оценить, какая часть из 100% осталась в памяти.

Проработайте оба текста еще раз и запомните их содержание.

Начните с маленького текста. Путем заучивания всех мыслей маленького текста по образцовому списку или непосредственно по тексту добейтесь 100%-го усвоения. Постарайтесь провести закрепление в памяти содержания маленького текста как можно быстрее.

Убедились, что запомнили все мысли?

Проработайте длинный текст и тоже как можно быстрее. Прочитайте текст и/или воспользуйтесь списком образцовых мыслей. Убедитесь, что все существенные мысли текста Вы помните на 100%.

Убедились?

Теперь отложите учебник на сутки.

Прошел один день

Сегодня Вы сможете оценить способность памяти в течение длительного времени сохранять содержание короткого и длинного текстов.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста. Напишите в своей тетради все мысли маленького текста, которые Вам удастся вспомнить.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Продолжайте работу Не заглядывая в текст и в свои записи вчерашне-

го дня, вспомните содержание большого текста и напишите в своей тетради все мысли, которые Вы сможете вспомнить.

Написали? Больше не можете вспомнить?

Теперь приступайте к проверке работ.

Вначале оцените ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ короткого текста. Сверьте список написанных Вами мыслей со списком образцовых мыслей и проставьте себе проценты по следующему принципу:

  • —    6,6% за мысли, сформулированные в полном виде и с той же точностью, что мысли из образцового списка (полной и точной можно назвать Вашу мысль, если она содержит все существенные детали из образцовых мыслей);
  • —    от 1 до 6% за мысли, сформулированные почти так же, как и в образцовом списке, но с неточностями или пробелами;
  • —    0% за неправильно сформулированные мысли.

Примечание. Если написанная Вами мысль содержит 2 мысли из образцового списка, ставьте себе 6,6%+ 6,6%= 13,2%.

Теперь сложите полученные проценты:_ %.

Этот результат показывает, как Ваша память сохраняет усвоенное на 100% содержание короткого текста. Это КАЧЕСТВО СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА.

Вычтите из 100% полученные проценты и Вы получите процент ПО

ТЕРЬ ПАМЯТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК после запоминания короткого текста.

Приступайте к проверке выполненных работ с большим текстом. Оцените, как Вы умеете воспроизводить содержание больших текстов через сутки после прочтения. Для этого сравните каждую мысль из списка воспроизведенных Вами мыслей с мыслями образцового списка мыслей. По результатам сравнения проставьте себе проценты по следующему принципу:

  • —    ставьте за свою мысль 2,5%, если Ваша мысль совпадает по смыслу с мыслью из образцового списка (т. е. в Ваших мыслях есть все значимые слова, которые в образцовых мыслях выделены курсивом, или есть их синонимы);
  • —    если Ваша мысль частично совпадает с образцовой мыслью, ставьте себе 1%.

Примечание. Если Ваша мысль содержит 2 мысли из двух различных пунктов образцового списка, то за эту составную мысль ставьте себе 5%.

Проставили проценты во втором Вашем списке?

Теперь просуммируйте и запишите: _ %. Назовем этот результат КАЧЕСТВОМ СОХРАНЕНИЯ В ПАМЯТИ СОДЕРЖАНИЯ БОЛЬШОГО ТЕКСТА.

Вычтите из 100% полученные проценты, и Вы получите процент ПОТЕРЬ ПАМЯТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК после запоминания большого текста.

Подведите итоги теста по оценке надежности хранения в памяти содержания маленьких и больших текстов:

А теперь сравните результаты этих трех последних тестов с результатами трех тестов, выполненных вами в начале курса обучения. Для этого заполните таблицу:

Надежность памяти

СОХРАННОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ТЕКСТА

%

СОХРАННОСТЬ БОЛЬШОГО ТЕКСТА

%

 

Результаты

Первого текста

Второго текста

Воспроизве

дение

Припомина

ние

Воспроизве

дение

Припомина

ние

Маленький

текст

       

Большой

текст

       
admin: