Ребенок старшего дошкольного возраста должен:
- знать свою фамилию, имя и отчество;
- знать имена и отчества своих родителей, а также их профессии;
- знать название родного города (поселка);
- знать, чем город отличается от деревни;
- знать название родной страны и ее столицы;
- знать название нашей планеты;
- иметь представление о различных природных явлениях (дождь, снегопад, метель, иней, ветер, наводнение, засуха);
- знать, чем река отличается от озера, а озеро — от морей и океанов;
- иметь ясное представление о животных и растениях:
- — различать зверей, птиц, насекомых и рыб,
- — отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких, обитателей умеренного климата от животных, экзотических для наших широт,
- — отличать перелетных птиц от зимующих,
- — знать названия наиболее распространенных растений,
- — отличать деревья от кустарников,
- — различать садовые и полевые цветы,
- — отличать фрукты от овощей и ягод,
- — знать, что растет в лесу, в огороде и в саду,
- — различать ядовитые и съедобные грибы;
- познакомиться с календарем:
- — знать количество, названия и последовательность времен года,
- — знать количество, название и последовательность календарных месяцев,
- — различать зимние, весенние, летние и осенние месяцы,
- — знать количество дней недели, их названия и последовательность,
- — уметь объяснить, чем будние дни отличаются от выходных, а обычные выходные — от праздничных дней;
- познакомиться с часами:
- — знать названия частей суток (утро, день, вечер, ночь),
- — знать количество часов в сутках,
- — знать количество минут в одном часе,
- — уметь определять время по механическим и электронным часам;
- знать названия наиболее распространенных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный, серый), а также уметь различать их оттенки (светло-зеленый, темно-синий и т. д.);
- иметь ясное представление о наиболее распространенных профессиях (врач, учитель, повар, строитель, водитель и т. п.):
- — знать их названия,
- — объяснять, чем занимается человек той или иной профессии, какую пользу приносит обществу;
- знать названия и уметь объяснить суть наиболее распространенных видов спорта (футбол, хоккей, теннис, фигурное катание и др.);
- знать, как выглядят и как называются наиболее распространенные.музыкальные инструменты (скрипка, гитара, барабан, фортепиано, труба, балалайка, гармонь и др.);
- знать основные правила дорожного движения для пешеходов (где разрешено двигаться пешеходам, где и по какому сигналу светофора можно переходить улицу);
- знать основные правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в детском саду и школе).