Ребенок старшего дошкольного возраста уже многое знает и умеет, то есть он уже чувствует себя почти взрослым. А вы все еще продолжаете контролировать каждый его шаг и многое запрещаете? Конечно, он совершенно справедливо возмутится. Если детский протест, который обычно выражается капризами, вызовет у вас ответную реакцию, возникнет замкнутый круг.
Начнутся обиды, непонимание, неуверенность в себе, сомнения в маминой любви, а в итоге, замкнутость и неспособность к самостоятельным решениям и поступкам. Излишня опека, которая лишает ребенка самостоятельности, характерна для тех семей, где мама сама не уверена в себе. Она начинает бояться за малыша, стараясь все сделать за него и предупредить каждое его движение. Поэтому матерям, воспитывающим детей без мужа, нужно проанализировать собственное поведение и преодолеть свой страх за ребенка. Поверьте, если малышу 5-7 лет, он действительно не так уж мал, чтобы не справиться с простыми задачами: налить себе воды, вымыть яблоко, зашнуровать ботинки, подать маме сумку, убрать за собой игрушки, застелить постель, и т. д.
Если вы не знаете, что можно доверить ребенку, понаблюдайте за другими детьми: что они умеют делать самостоятельно в этом возрасте. Только ни в коем случае не сравнивайте свое чадо с ними: «Вот Вася уже сам ходит в магазин, а тебя я не могу отпустить, потому что ты не самостоятельный». Это вы так думаете, а малыш себя ощущает совсем по-другому Поэтому, высказывая свои опасения и обнажая свои психологические проблемы, вы оказываете давление на ребенка, убеждая его в несамостоятельности и не веря в его успех. Это очень опасное поведение. Ребенок может разучиться самостоятельно действовать и даже мыслить, будет постоянно оглядываться на вас.
Чтобы научить малыша думать и принимать решения, нельзя мешать ему. Это самое главное условие для формирования самостоятельного мышления. В этом смысле неполная семья создает идеальные условия для развития ребенка. Конечно, если у мамы не будет собственных проблем. Советуйтесь с ребенком чаще и вместе обсуждайте домашние дела. Например, расходы. Вы можете посвятить малыша в то, как расходуются деньги в семье, и предложить ему самому выбрать, когда покупать игрушки: например, один раз в неделю маленькие безделушки или раз в месяц — что-нибудь более дорогое. Пусть он осознано подойдет к этому вопросу Это заставит его задуматься, нужен ли ему «киндер-сюрприз» или лучше подождать и чуть позже купить заветную машинку, которую он давно приметил. Еще одно немаловажное условие воспитания самостоятельности: ваш личный пример. Если вы сами не умеете принимать решения, боитесь новых обстоятельств, неадекватно реагируете на бытовые проблемы, не зная как поступать и что делать, советуетесь по каждому поводу со своей мамой и подругами, ребенок, скорее всего, вырастет таким же беспомощным.
Готовиться К ШКОЛЕ ИЛИ ИГРАТЬ?
Если еще 10-15 лет назад никто и не задумывался о том, что нужно учить ребенка читать и писать до поступления в школу, то теперь родители стремятся дать своему чаду «дошкольное образование», чтобы он пришел в 1-й класс самым подготовленным. Так ли уж это нужно? С одной стороны, в этом нет особой необходимости, потому что всем премудростям ребенка должны учить в школе. Но, если большинство детей приходят в учебное заведение грамотными, а ваш не знает даже букв, он окажется «белой вороной» в коллективе. Более того, сама учительница поставит первоклассника в неловкое поведение, считая его отстающим. Своим отношением она настроит ребят против малыша, который, возможно, социально и психологически развит гораздо лучше, чем его сверстники, и при благоприятных условиях будет быстрее осваивать школьную программу. Но в том-то и дело, что при благоприятных. А, будучи изгоем в коллективе, над которым все смеются («Он еще читать не умеет»), ребенок может получить психологическую травму и вообще затормозиться в развитии.
Поэтому, как обычно, выбираем золотую середину. Мамам, озабоченным воспитанием своих детей без мужа, надо иметь в виду, что успехи ребенка не смогут вам компенсировать неудавшуюся личную жизнь. Иными словами, вам не стоит делать ставку на малыша, который должен во что бы то ни стало радовать вас своими пятерками, если уж больше радовать вас некому. Ищите отдушину в другом: в общении с подругами, в походах по магазинам, в парикмахерскую и даже в поисках нового мужа (конечно, опять же, не в ущерб ребенку), словом помогайте себе сами, а от сына или дочери не требуйте слишком многого. Ребенок до 7 лет вообще не способен к упорядоченной умственной деятельности — это утверждают ведущие детские психологи.
В дошкольном возрасте малыш развивается в другом направлении. В это время формируется его личность, тренируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициатива. Он пытается адаптироваться в окружающем мире, ищет способы взаимодействия с разными людьми, постепенно осваивает ролевые игры, то есть учится учиться. Если не мешать ему, то есть не нагружать учебными программами, он придет в школу, готовый сесть за парту и воспринимать требования учителя. Обучение до школы отнимает у ребенка так много времени и сил, что на игры, в которых он познает мир, не остается времени. В итоге он приходит в школу совсем беспомощным, но с вызубренной таблицей умножения. Отсюда частые нервные срывы, болезни, неумение сосредоточиться, быть внимательным на уроках, отсутствие чувства ответственности.
Главное занятие дошкольника — игра
Именно в игре у ребенка формируются все важнейшие качества личности, которые помогают ему в дальнейшем справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться в коллективе. Особенно важны сюжетно-ролевые игры, являющиеся своеобразной тренировкой различных взаимоотношений между людьми.
Современные мамы стремятся покупать детям развивающие игры, конструкторы, «умные» компьютерные игры, не заботясь о том, что во всех этих занятиях ребенок пребывает в одиночестве. Вспомните старые добрые настольные игры, которые объединяли несколько человек. Здесь было главное — общение. Домино, фантики, лото — в эти игры можно играть дома, на даче. Как приятно собраться на веранде вместе с соседями — взрослыми и детьми — и наслаждаться увлекательной игрой и разговорами друг с другом. Эти игры передаются от одного поколения другому. Они помогают воспитать в детях душевность и теплоту человеческих взаимоотношений, справедливость, внимательность, умение переживать чужую неприятность, прощать ошибки, сочувствовать в проигрыше, радоваться за друзей, добиваться цели честными способами и т. д. Для ребенка такое времяпрепровождение является отличным уроком жизни. Не жалейте времени на совместные развлечения, придумывайте разные ролевые игры, увлекайте ими ребят — не только своего малыша, но и соседских детей.
Почему дети выполняют родительские требования с неохотой, а эти же задачи в игре становятся для них увлекательными и интересными? Потому что преимущество игры заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение которых доставляет ему огромное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным, закаляет его волю. Именно в игре дошкольник может показать свою инициативу и творческую активность, научиться контролировать и реально оценивать свои возможности.
Некоторые аспекты подготовки к школе
В семилетнем возрасте большинство детей идет в школу и вместе с возрастными проблемами и трудностями воспитания в неполной семье у родителей появляются новые заботы. Первые школьные годы во многом определяют отношение ребенка к учебе в последующем, а отношения в классе моделируют отношения в студенческом обществе и в рабочем коллективе в дальнейшем. Позаботиться о том, чтобы перемены в жизни ребенка не стали для него непосильным грузом, чтобы они не усугубили и без того нелегкое положение малыша, нужно заранее. Прежде всего, это относится к обстановке в семье. Только родитель может придать своему чаду уверенность в своих силах и подготовить к учебе.
Первый класс и начало школьной жизни — серьезное испытание для ребенка, даже если у него есть опыт общения в детском коллективе. Родителям следует помнить, что детский сад и школа — не одно и то же, в детском саду и отношения между воспитателями и воспитанниками более близкие, и нет учебных нагрузок, да и детей там обычно меньше и они все одного возраста. В школе же ребенок сталкивается не только с ровесниками из своего класса, но и со старшими детьми (на переменах, например), постоянно выполняет требования учителей, а не просто проводит время. Поэтому подготовку к школе необходимо начинать с формирования у ребенка положительного отношения к будущей учебе. Известно, что дети, которые заранее с радостью готовились к школе легче переносят стресс в первом классе, чем те, родители которых не уделяли внимания подготовке.
Не стоит заранее пугать ребенка, говоря, что в школе его научат чему-то, или предупреждая, что если он чего-то не умеет, в школе ему будет очень трудно. Такие фразы способны создать у малыша негативный образ учебного заведения. Лучше наоборот, ненавязчиво обращайте внимание ребенка на положительные стороны школьной жизни: покажите свои фотографии на 1 сентября, запись выпускного бала, заранее вместе сходите в магазин и выберите красивый ранец, костюм, школьные принадлежности.
Для многих детей школа является загадочным местом, где взрослые люди и дети занимаются очень серьезными делами, которые ему могут показаться слишком сложными и чересчур ответственными. Объясните, чем именно дети занимаются в школе, если есть возможность, запишите ребенка в школу раннего развития или на подготовительные курсы для первоклассников, которые сейчас есть при многих школах. Выберите такие курсы, где занятия не слишком трудные, но способ их проведения напоминает школьный.
Если вы не приучили заранее ребенка держать в порядке свои вещи и организованно делать какие-либо дела, то сейчас самое время заняться этим! Подготовьте ему стол, купите карандаши и тетради, и давайте ему несложные задания на каждый день, например, нарисовать, что-нибудь. Параллельно приучайте держать в порядке свои «рабочие инструменты», и помнить о своих заданиях. Идя в школу, ребенок попадает в новую обстановку, и всякое может там с ним случиться, поэтому снабдите его самой необходимой информацией о семье, чтобы он мог уверенно сказать, как зовут его маму, кем она работает, знал свой точный адрес и телефон.
Научите ребенка не теряться в незнакомой ситуации, отведите его на детский утренник, где ему нужно будет играть с большим количеством детей, затейте на детской площадке новую, незнакомую игру, предложите самостоятельно (но под вашим присмотром) сходить в магазин. Не дожидаясь замечаний от учителей, научите ребенка хорошим манерам и правильному поведению с посторонними взрослыми. Объясните, что перебивать учителя нельзя, нельзя разговаривать во время урока, нельзя опаздывать в школу и отвлекаться на занятиях. Если до сих пор ребенок не приучен извиняться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», срочно займитесь этим. Хорошо воспитанный ребенок произведет хорошее впечатление на учителей, и, возможно, он избежит многих трудностей во взаимодействии с ними.