Общение со сверстниками имеет для детей гораздо большее значение, чем общение взрослых между собой. В процессе этого общения идет бурное развитие личности. Ребенок испытывает такую широкую гамму чувств, о которой родители даже не подозревают. Поэтому они часто и не придают значения детским ссорам, обидам или беззаветной дружбе. Между тем опыт первых контактов со сверстниками во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим людям, к миру в целом, и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Но этот первый опыт далеко не всегда складывается удачно. Тем более, если малыш растет в неполной семье, где не может видеть образца взаимоотношений родителей. Довольно часто эти взаимоотношения (когда отец посещает ребенка) имеют явно недоброжелательный характер. Все это травмирует психику малыша, и он старается воплотить свои негативные эмоции в общении со сверстниками. У такого ребенка возникают проблемы в поведении, которые отталкивают от него других детей, и это еще больше замыкает его в себе или, наоборот, озлобляет. Негативное отношение к другим детям закрепляется и сильно влияет на психику малыша. Поэтому главной задачей матери, которая воспитывает сына или дочь без мужа, является помощь в преодолении проблем общения со сверстниками, если, конечно, они имеются. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей.
Особенности детских взаимоотношений
Дети дошкольного возраста общаются между собой очень эмоционально и раскованно, совершенно не так, как со взрослыми. Они часто вступают в конфликты, но тут же мирятся, обижаются, но тут же прощают обиды. Они выражают свои чувства и отношение друг к другу ярко и непосредственно: прыгают, кривляются, дразнятся. В этом состоит огромное преимущество перед общением ребенка со взрослым, потому что в такой свободной и непринужденной атмосфере раскрывается детская самобытность, проявляется индивидуальность личности. Однако дети дошкольного возраста не любят поддерживать инициативу друг друга: они с удовольствием предлагают свои игры и занятия, но предложение сверстника оставляют без внимания. Такая несогласованность в общении часто порождает конфликты и обиды. Все это нормальное поведение детей, которые умеют ссориться и мириться, обижаться и прощать обиды, сердиться и радоваться. Но у некоторых малышей в общении со сверстниками возникают серьезные проблемы, которые не дают им возможности получать удовлетворение от игр, мешая нормальному развитию.
Обидчивые, застенчивые и демонстративные дети
Это дети, у которых уже закрепились определенные черты личности, мешающие общению. Одна из таких черт — обидчивость. Такие малыши слишком остро чувствуют свою отверженность. Эти ощущения исходят из семьи, в которой мать уделяет мало внимания своему ребенку или предъявляет к нему завышенные требования. Заниженная самооценка обидчивых детей в большинстве случаев не соответствует реальности, однако они упорно продолжают искать подвох в отношениях со сверстниками, как будто не веря в то, что к ним можно относиться хорошо. У обидчивых детей ярко выражена потребность в признании и уважении. Такому ребенку необходимо постоянное подтверждение собственной ценности и значимости, которого он не получает в семье.
Другая категория необщительных детей — застенчивые дети. Их отличает повышенная чувствительность к оценке взрослого, не только реальной, но и ожидаемой. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит их желания действовать и вызывает робость и смущение. Несмотря на то, что застенчивые дети нередко лучше справляются с заданиями, чем их общительные ровесники, в случае неудачи или отрицательной оценки они менее настойчивы в достижении результата. Поэтому в итоге начинают отставать от сверстников. Причина застенчивости кроется в особом отношении ребенка к самому себе. С одной стороны, он имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой — сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
Застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-лет-нем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного периода. У некоторых детей это качество остается устойчивым свойством личности, которое сильно осложняет им жизнь. Поэтому очень важно вовремя распознать это свойство характера и предотвратить его развитие. Демонстративность является довольно распространенной чертой характера дошкольников. Однако если эта черта явно преобладает над другими свойствами личности, она также мешает нормальному общению и создает для ребенка много проблем в будущем.
Дети, которым свойственна демонстративность, стремятся привлечь к себе внимание любым способом. Они общаются со сверстниками только для того, чтобы показать свои качества и способности, свое превосходство и свои добродетели. Такие дети очень активны в общении, но они не испытывают искреннего интереса к своим товарищам, общение для них является способом самоутверждения. Если они не добиваются своих целей, то есть не получают одобрения сверстников, это вызывает у них резко отрицательную реакцию, вплоть до агрессивности.
Советы родителям
- Старайтесь развивать в детях общительность с младшего дошкольного возраста, то есть с трех лет. Наблюдайте, как играет ваш ребенок со сверстниками, способен ли уступить, поделиться игрушкой, любит ли проводить время в одиночестве или стремится наладить контакт с другими малышами. Тактично корректируйте его поведение, не вмешиваясь в игру, а дополняйте ее, помогая развитию дружеских отношений вашего ребенка с ровесниками.
- В дошкольном возрасте нельзя устраивать между детьми соревнования — это приведет к обидам и конфликтам. Спортивные состязания и конкурсы на «самого лучшего» порождают яркую демонстративность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность у сверстников. Поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие любые формы состязания.
- Стоит ли говорить о том, что отрицательный родительский пример является той самой почвой, на которой вырастают проблемы в межличностном общении детей. Если мама без скандалов и упреков не может договориться с папой даже о мелочах, ребенок усваивает эту манеру поведения, повторяя ее в общении со сверстниками. Поэтому старайтесь уберечь малыша от подобных сцен, а сами в общении с другими взрослыми проявляйте такт и понимание.
- Развивайте в детях такие качества, как уступчивость, желание помочь, внимательность к другому человеку, отзывчивость и доброта, а также способность поддержать чужую инициативу в ущерб своей. Именно эти свойства высоко ценятся в детском коллективе, при условии, что ребенок может защитить и свои интересы. А их отсутствие делает ребенка отверженным в компании сверстников.
Беззащитность перед агрессией
Неумение постоять за себя, дать отпор обидчику, смиренное согласие с несправедливым отношением к себе характерно для тех детей, которых принято называть тихонями. Мягким и незлобивым характером обладают чаще всего девочки, но и мальчики могут обладать такими чертами. Дети-тихони противоположны по характеру детям-агрессорам. Но они тоже имеют свои проблемы и сложности. В неполных семьях, где ребенка воспитывает одна мать, такое отклонение в поведение детей встречается довольно часто.
Тихий и робкий ребенок может унаследовать эти черты от своих родителей, бабушек и дедушек. Но чаще всего такие качества прививаются воспитанием. Особенно опасна такая ситуация: малыш робок от природы, а от него требуют способности защитить и отстоять свои права, продемонстрировать свою силу Поскольку ребенок не может этого сделать, он начинает думать, что не отвечает родительским требованиям, а значит, его не за что любить. От такого поведения следует предостеречь прежде всего маму, желающую доказать бросившему ее мужу, что она вырастит сына сильным и мужественным, чтобы он мог ее защитить.
В достижении своей цели женщина может упустить из вида то, что мальчика невозможно переделать, он уже рождается личностью, на которую можно влиять, но ломать ее нельзя. Если тихого и робкого от природы ребенка заставлять «рваться в бой», поддразнивая словами «ты слабак — не можешь дать сдачи», или унижая прозвищами «плакса» и «трусишка», он может получить тяжелое эмоциональное расстройство. В результате вы получите еще более забитого и безвольного ребенка. Между тем детям-тихоням можно помочь справиться со своими проблемами — страхом и робостью, если они действительно имеют место. Ведь нередко ребенок не в состоянии дать сдачи не потому, что боится, а в силу своих моральных принципов. Просто он не хочет причинять боль другому человеку, обижать его. Этому нужно только радоваться, тактично разъясняя малышу, в чем состоит разница между прощением случайно причиненных обид и неумением отвечать на явное зло и оскорбления.
Как помочь робким детям
- Не требуйте от ребенка невозможного, то есть проявления силы и смелости, если он по природе робкий и застенчивый. Учите малыша относиться с юмором к разным обстоятельствам. Этим вы поможете ему снять напряжение и урегулировать конфликт. Научившись беззлобно и с юмором отвечать на обидные прозвища или физические нападки товарищей (если они не слишком агрессивны), он заслужит авторитет в коллективе. Это поможет ему избавиться от излишней робости.
- Присмотритесь к ребенку. Если он не испытывает страданий от нападок и несправедливого отношения к нему товарищей, не стоит заставлять его менять способ самозащиты. Он состоит во внутреннем самосохранении. Такой малыш умеет понимать и прощать, и сделать это ему гораздо легче и приятнее, чем ребенку-агрессору дать физический отпор и переживать ярость и гнев. Если ваш малыш такой, считайте, что вам повезло, потому что он не зависит от мнения и оценки окружающих, а значит, его психику трудно покалечить. Не делайте этого и вы — не пытайтесь менять его характер.
- Если ребенок-тихоня конфликтует со сверстниками, но не может противостоять им, вам следует научить его активно выражать свой протест. Для этого расскажите ему о разных способах реагирования на обидчика, а затем разыграйте с ним каждый из них. В этой ролевой игре предложите малышу поочередно занимать позицию обидчика и того, кого обижают. Пусть он выберет наиболее приемлемый для него вариант.
Отверженные дети в кругу сверстников
Человек не может жить в одиночестве, ему постоянно требуется общение. Маленькие дети тоже испытывают потребность в этом. Она проявляется в том возрасте, когда ребенок начинает ощущать себя личностью, то есть на третьем году жизни. А дошкольникам общение необходимо, как воздух. К семи годам дети уже не только играют вместе, но и рассуждают, обмениваются впечатлениями, выражают свое отношение к чему-то или кому-то. Ребенок видит в общении не только интересное времяпрепровождение — он пытается завоевать определенную репутацию, пользоваться авторитетом среди сверстников. Это дает ему ощущение психологического комфорта в коллективе. Если он утрачивает свой авторитет, то испытывает эмоциональный голод и чувство нестабильности.
Но не все дети и в этом возрасте умеют находить общий язык со сверстниками и подчиняться правилам совместной игры. Многие из них имеют проблемы в общении потому что в свое время не получили правильного урока от взрослых. Именно родители формируют отношение ребенка к миру и окружающим людям. В семье закладываются основы межличностного поведения. Если отец уважает мать, а мать поддерживает дружеские отношения с бывшим мужем и с его родственниками, ребенок тоже учится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными людьми.
Общаясь со сверстниками, он воспринимает себя так, как они относятся к нему. Не даром говорят: «Если хочешь, чтобы люди относились к тебе хорошо, будь с ними также дружелюбен». Поэтому его друзья — своеобразные «зеркала», в которых он «видит» свое отражение. В семейном кругу «зеркалами» являются родители, но они часто искажают истинный характер ребенка. Когда ребенок совсем маленький, мама восхищается им и радуется каждому его слову, в дошкольном возрасте она уже относится к нему более критично, бывая излишне требовательной или, наоборот, слишком мягкой. Родительское отношение, как правило, не дает объективной оценки, а вот общение в коллективе выявляет истинные черты характера малыша. Здесь ему не дают поблажки. Хорошее отношение других детей и взрослых нужно заслужить.
Истоки ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И НЕКОНТАКТНОСТИ
Общительный ребенок почти всегда доверяет окружающим его людям, пользуется любовью и уважением среди сверстников. Коммуникабельность бывает наследственной чертой, но чаще всего она прививается воспитанием в семье. Если ребенок еще в младенчестве получил достаточно родительской любви, он относится с уважением к людям, доверяет им. Доброжелательность помогает ему находить друзей в компаниях даже старших ребят. «Белая ворона», то есть ребенок, явно выделяющийся из коллектива своим интеллектом, внешностью или поведением далеко не всегда пользуется авторитетом в компании. Скорее, наоборот, такую личность в детском коллективе отвергают. Не любят дети и агрессивных сверстников, хотя к последним часто относятся более лояльно, чем к умным тихоням. Не удовлетворив свои потребности в общении, ребенок, которого отвергли сверстники, может впасть в крайности: он либо замыкается в себе, либо становится агрессивным и доказывает свою состоятельность уже кулаками. Социальная неприспособленность оборачивается серьезными расстройствами психики.
Как помочь ребенку?
Почему дети не умеют общаться? Потому что их не научили этому в семье. Когда ребенок много времени проводит в одиночестве или в «компании» с компьютером и телевизором, последние заменяют ему человеческое общение. В виртуальных играх малышу легче получать удовольствие и самоутверждаться. Если эта подмена истинного общения искусственным войдет в привычку, он просто разучится играть со сверстниками, не сможет строить с ними отношениям, налаживать контакты, прощать маленькие слабости другим детям и жертвовать своими интересами ради них. В результате появятся агрессивность или равнодушие, неспособность наладить контакт. Поэтому детей нельзя оставлять без общения дома, предоставляя их самим себе. Одинокие матери должны хорошо помнить об этом и находить время для сына или дочери. Если это не получается в течение дня, надо находить время вечером. Лучше пожертвовать своим разговором по телефону с подругой, но уделить внимание ребенку