Обладание множеством достоинств вовсе не делает из ребенка лидера, хотя бы потому, что не все дети стремятся к этому, и не всех признают лидерами. Можно многое уметь и знать, быть умным, щедрым и коммуникабельным, но при этом не хотеть стать лидером.
Черты лидера определяются уже в дошкольном возрасте. Это способность девочки или мальчика увлечь за собой сверстников. Они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них, а затем следуют их примеру. Их сильное качество — умение ставить собственные цели и привлекать других детей к их достижению. Причем цели и средства не всегда могут быть хорошими. Чаще всего, детей прельщает именно авантюризм. Несмотря на то, что ребенок-лидер предлагает одноклассникам совершить нечто, чего им никогда не позволит учительница или родители, за лидером смело идут не только «отпетые хулиганы», но и примерные отличницы. Почему это происходит? Потому, что он обладает силой убеждения и знает, чем заинтересовать сверстников.
Не все дети рождаются лидерами
Если вы видите в своем ребенке лидерские качества, и при этом он сам стремится проявлять инициативу в коллективе, вам следует ему помочь. Может случиться так, что стремление сына или дочери лидировать не будет подкреплено знаниями и творческими возможностями. Тогда нереализованная потребность обернется обидами, конфликтами и психологической травмой.
С другой стороны, не во всех детях следует развивать лидерские качества. Иногда амбициозные мамы навязывают эту роль малышам, которые вовсе не хотят лидировать в коллективе. Они заставляют детей играть не свойственные им роли, то есть ломают их природный характер, создавая большие психологические проблемы и мешая их нормальному развитию. Если вы принадлежите к этому типу родителей, вам следует пересмотреть свои взгляды. Ведь ребенок — это самостоятельная личность, которая может и должна развиваться по своему пути. Ему надо помогать, а не «перекраивать» его характер по своему замыслу.
Как помочь лидеру реализовать свои возможности
- Поощряйте стремление ребенка к исследованию и поиску нового.
- В разумных пределах позволяйте ему рисковать, чтобы он учился преодолевать трудности.
- Поддерживайте в нем уверенность в собственных силах.
- Воспитывайте в ребенке решительность. При этом не старайтесь уберечь его от ошибок, чтобы он сам понимал, на что идет, и научился предвидеть результат своих действий и поступков.
- Всегда настраивайте ребенка на успех. Тот, кто верит в удачу, добивается всего, чего захочет.
- Поощряйте мечты ребенка и различные проекты, какими бы далекими от жизни они ни казались. При этом важно, чтобы он думал и о том, как эту мечту осуществить.
- Если малыш встречается с препятствием, не спешите бросаться ему на помощь и делать что-то за него. Лучше спросите его, как он планирует справиться с задачей, попросите придумать разные способы для ее решения. Если ребенок умеет найти выход из ситуации или предложить способ решения проблемы, он пользуется неизменным уважением в коллективе.
- Давайте ребенку возможность совершенствовать навыки лидера на практике. Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и честолюбивый лидер нуждается в возможностях оттачивать свое мастерство.
- Помогите малышу определить сферу его интересов. Если он будет хорошо ориентироваться в ней, то приобретет уверенность в своих силах и привлечет к этому занятию других детей.
- Воспитывайте в ребенке доброжелательность, уважение к другим людям, находчивость. Умение поддерживать хорошие отношения с коллективом — одно из главных качеств лидера.