ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Застенчивость может быть врожденной чертой характера, и при благоприятных стечениях обстоятельств она не мешает ребенку общаться со сверстниками, да и в дальнейшем не создает особых трудностей в жизни. Такая стеснительность не является психологической проблемой для ребенка, потому что он не испытывает от нее дискомфорта. Например, малыш знает, как ответить на вопрос учителя, но не спешит поднимать руку, потому что у него нет потребности в том, чтобы продемонстрировать свои знания. Но если его спросят, он не будет молчать, а тихо и спокойно ответит урок. Такие дети малообщительны, но самодостаточны, они не нуждаются в помощи и оценке окружающих.

Другое дело, когда застенчивость тесно граничит с нерешительностью и тревожностью. Например, ученик знает и хочет дать ответ на трудный вопрос первым, но сомневается в правильности своих мыслей. Возможно, он когда-то ошибся, и ему это было неприятно. Иногда за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей, но соответствующих качеств для этого не хватает. Не получив результата, такой ребенок может вообще замкнуться в себе и отказаться от контактов. Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у малыша речи, мышления. В таком случае ему действительно тяжело заводить знакомства и поддерживать разговор.

Часто застенчивость формируется в результате психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения, например, когда он, отвечая урок, случайно ошибся, а учительница его высмеяла перед всем классом. После этого у ребенка возник страх перед выступлениями, он стал бояться высказывать свои мысли даже одноклассникам. Чем дальше, тем больше он замыкался в себе, и застенчивость стала патологической чертой его характера: он уже не мог сказать то, что хотел, боялся общения и избегал его, хотя по природе был очень контактным.

Когда причина застенчивости кроется в семье

Ранняя и болезненная разлука с матерью вызывает у ребенка излишнюю чувствительность и формирует у него зависимость от эмоционального состояния окружающих людей. Вследствие этого у него развивается застенчивость и неуверенность в себе. Более позднее расставание с отцом, который играл большую роль в жизни ребенка, тоже способствует развитию стеснительности у малыша, делая его в собственных глазах хуже, чем он есть на самом деле. Особенно это относится к мальчикам, которые вынуждены расставаться с отцом в трудном переходном возрасте. К другим причинам относится чрезмерная требовательность родителей к ребенку, который не в состоянии выполнить то, что хотят от него мама и папа. А также строгость последних, заключающаяся в том, что они проявляют свою любовь только тогда, когда сын или дочь достигает каких-то успехов.

  1. Если вы в силу своего характера или одиночества сильно беспокоитесь и тревожитесь за ребенка, излишне опекая его и контролируя каждый его шаг, то это прямой путь к формированию у малыша робости. Вам нужно срочно пересмотреть свою жизненную позицию и перестать давить на ребенка. Меньше тревожиться по поводу вероятных неприятностей, а дать возможность сыну или дочери проявить самостоятельность.
  2. Всегда настраивайте ребенка на успех, за какие бы дела он не брался. Даже если он чего-то не умеет или у него что-то не получается, нельзя подчеркивать его слабые стороны, а вот сильные выделять нужно.
  3. Ребенок должен уметь свободно выражать свои чувства и потребности, поэтому вам надо всегда поощрять его за это, не стыдить, говоря: «Что о тебе подумают!».
  4. Чем больше контактов с детьми и взрослыми разного возраста и в разных ситуациях будет иметь ребенок, тем меньше вероятность того, что его застенчивость укрепится. Это лучшая профилактика стеснительности. Для этой цели запишите малыша в разные секции, лучше всего такие, где у него будет возможность публично выступать: театральный или танцевальный кружок.
  5. Если все же ребенок растет застенчивым, не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекайте его. Никогда не ставьте в пример других детей. Подчеркивайте в разговорах с другими людьми при ребенке его сильные стороны, например деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность.
  6. Если ребенок не готов поддержать разговор в компании, стесняется принять участие в игре незнакомых детей, не заставляйте его делать это. Лучше постарайтесь поддержать: «Я понимаю, что тебе сейчас не хочется играть».
  7.  Сами разговаривайте с ребенком как можно чаще, проявляя активность в общении.
  8. Расскажите учителям об особенностях ребенка в контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросите дать ему возможность проявить свои способности и умения.
  9. Если ребенок переходит в другую школу или переезжает в другой город, то есть попадает в незнакомую обстановку, помогите ему адаптироваться в ней. Например, заранее познакомьте с учительницей и с новыми одноклассниками, вместе с ним выйдите на улицу знакомиться с соседями и ребятами во дворе.
  10. Поделитесь с сыном или дочерью собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации и, тем не менее, находили выход. Объясните ребенку, что другой человек может испытывать те же чувства, поэтому он не будет придираться к ребенку, больше беспокоясь о том, как сам будет оценен другими.
  11. Если ребенок постоянно переживает по поводу своей застенчивости, купите ему собаку. Он будет выгуливать животное и, возможно, на фоне общих интересов подружится с другим владельцем собаки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт