X

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИХОДИТ ЧЕРЕЗ ИНТЕРЕС

Как только ребенок рождается, мы начинаем учить его жить, прибегая преимущественно к слову «надо». Взрослые объясняют малышу, как надо брать ложку, как надо играть в песочнице, как надо ходить, бегать, дружить. Ребенок растет, а его преследует одно и то же слово — «надо». Но на определенных этапах взросления у него вырывается протест «а я хочу», и малыш, который привык подчиняться, делает все наоборот только для того чтобы доказать родителям, что это его собственное желание. Он не только кричит: «Хочу!», но и делает то, что задумал с величайшим удовольствием. «Надо» никогда не принесет такого эффекта, как «хочу», потому что принуждение разрушает зачатки творчества и энтузиазма.

Если ребенок садится делать уроки, потому что это «надо», он, как правило, совершит массу ошибок и пишет упражнение таким почерком, как будто впервые взял ручку. Но если его заинтересовать, дать возможность проявиться его «хочу», вы не узнаете свое чадо. С каким старанием он откроет тетрадку, разложит учебники, и будет выводить каждую букву. Все дело в том, как научить ребенка хотеть то, что делать «надо». Ведь отказаться от всех обязательных дел, которые кажутся скучными и неинтересными, мы не можем. Кроме того, слово «надо» закаляет силу воли и воспитывает ответственность ребенка. Например, если он обещал другу принести видеокассету с записью любимого фильма, но сам хочет еще раз посмотреть его, то «надо» вступает в борьбу с «хочу». В этом случае схватка идет между ответственностью за данное слово и своими желаниями. Кто победит? Тот, кто получит большее удовольствие? Да, но удовольствие может быть сиюминутным (я посмотрю фильм и буду доволен) и отсроченным (друг очень огорчится и даже не захочет со мной разговаривать, а может в следующий раз не даст мне посмотреть свою кассету).

Приучайте ребенка думать и размышлять о том, стоит ли подчинять отношения с товарищами только своему желанию и, что из этого получится. Младшие школьники уже многое умеют, в том числе и находить контакт со сверстниками, но собственное «хочу» нередко берет верх над всеми отношениями. Чтобы этого не произошло, чуткость к желаниям других людей и умение жертвовать своими интересами воспитывать нужно в семье. И в этом нужно заинтересовывать ребенка опять же его желаниями, но только более дальновидными и разумными: «Я хочу, чтобы у меня было много друзей, чтобы ко мне хорошо относились в коллективе, чтобы мой друг всегда верил мне, и я мог всегда надеяться на него, а для этого я должен поступать так-то и так-то». Поэтому в любом случае желание руководит ответственностью, которая его и порождает. Но это происходит только в том случае, если ребенок четко осознает свою ответственность, понимает, что это нужно лично ему, а не кому-нибудь другому

Совет родителям

Несколько советов я уже дала. Теперь акцентирую ваше внимание на том, какие опасности могут подстерегать ребенка в неполной семье. Мама, уставшая и замотанная, требует от ребенка выполнения его обязанностей — делать уроки, наводить порядок на своем столе и т. д. Она именно требует, нередко прибегая к угрозам, оскорблением и крикам. В итоге сын или дочь садится за уроки из-под палки, получая соответствующий результат. Это закрепляет стереотип — выполнять домашнее задание неинтересно и неприятно. В результате ребенок может вообще охладеть к учебе, которая раньше ему нравилась. Поэтому самый главный совет родителям: поощряйте детское «хочу», стараясь заинтересовать малыша тем или иным видом деятельности.

Natali: