X

Методика наблюдения за психическим развитием шестилетних детей

Работа над развитием детей должна сочетаться с постоянным наблюдением учителя за продвижением учащихся в развитии.

Знакомство учителя со своими будущими учениками может начинаться уже в период зачисления детей в школу. При зачислении целесообразно провести беседу с ребенком и его родителями.

Сначала надо дать ребенку осмотреться в новой для себя ситуации и лишь затем приступать к беседе. Желательно, чтобы во время разговора с ребенком родители сидели поодаль, у него за спиной (чтобы он общался не с ними, а с педагогом). Беседуя с особо застенчивым и робким ребенком, можно предложить кому-либо из родителей сесть рядом с ним, взять за ручку, чтобы успокоить. Надо следить, чтобы родители не отвечали за ребенка, не подсказывали ему ответ (бывают случаи, когда приходится просить их выйти из комнаты, однако нужно делать это очень тактично).

Беседовать с ребенком нужно непосредственно, неформально. Поэтому предлагаемый перечень вопросов может служить лишь основой для разговора. Он должен варьироваться учителем в зависимости от реакции ребенка. Вот эти вопросы:

— Ты любишь играть? Во что? Играешь ли когда-нибудь в школу? Ты хочешь идти в школу? Как ты думаешь, что там будет хорошего, интересного? Ты уже готовишься к школе? (при при положительном ответе следует спросить, как ребенок готовится).

Во время беседы нужно наблюдать за поведением ребенка, его отношением к учителю и к ситуации в целом.

Беседа с родителями проводится без ребенка. Лучше всего, если есть возможность побеседовать с обоими родителями. Беседа должна носить как можно более доверительный, неофициальный характер, чтобы у родителей не возникло стремление представить своего ребенка «в лучшем свете».

В беседе важно выяснить, посещал ли ребенок детский сад, если да, то охотно ли ходил туда. Полезно ознакомиться с семейной ситуацией — каков состав семьи,- кто в основном занимается воспитанием ребенка, нет ли расхождений во взглядах членов семьи на воспитание. Следует поинтересоваться применяемыми в семье методами воспитания, поощрениями и наказаниями, узнать, как реагирует на них ребенок. Какие игры он предпочитает — подвижные или настольные, индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых? Насколько он самостоятелен — гуляет ли сам во дворе, может ли занять себя или постоянно требует внимания взрослых? Выполняет ли какие-либо обязанности по дому? Важно узнать, как общается ребенок со сверстниками — есть ли у него друзья и приходят ли. они к нему в гости. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда с ним заговорят, а может быть, и вообще уклоняется от общения. Охотно ли дети принимают его в игру, часты ли конфликты. В беседе с родителями выясняется также, есть ли у ребенка стремление идти в школу, торопил ли он с покупкой школьных принадлежностей или не вспомнил об этом. Задав вопросы, следует предложить родителям рассказать о ребенке то, что они сами считают важным, характерным для него.

Если нет возможности проводить с родителями подробную беседу, можно составить из приведенных вопросов анкету, которую родители будут заполнять письменное.

Данные, полученные в результате беседы и наблюдения за поведением ребенка при предварительном знакомстве, будут дополнены наблюдениями, проводимыми учителем в период обучения детей в школе. Следует наблюдать не только за поведением на уроке, но и за их поведением на перемене, в группе продленного дня (в частности, только такие наблюдения помогут выявить особенности общения детей друг с другом). Приведенные в предыдущих разделах описания того, как проявляются различные психические качества, подскажут учителю, за какими именно сторонами поведения и деятельности детей следует наблюдать. Для записи наблюдений удобно завести отдельную тетрадь, в которой на каждого ребенка будет отведено по 2-3 страницы. Несколько страниц стоит отвести для записей, относящихся к классу в целом. Первые записи в этой тетради будут сделаны во время беседы с ребенком и его родителями, в дальнейшем, в течение учебного года, они будут дополняться новыми данными.

Первоначальное представление о том, в какой мере дети, начинающие учебу в школе, готовы к обучению, поможет получить методика «графический диктант», которая проводится сразу со всем классом в один из первых дней учебы.

Материалом служить тетрадный лист в клетку. На расстоянии в 4 клетки от левого обреза листа ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали — 7 клеток). Каждому ребенку выдается такой листок с написанными на нем именем и фамилией ребенка, Педагог дает предварительные разъяснения:

«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры, Надо постараться , чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вам надо внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где у вас правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаши. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проводите вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. А теперь — на три клетки направо (слова сопровождаются рисованием линий на доске; в итоге получается фигура, напоминающая букву «II» с сильно укороченной левой палочкой)».

После этого переходят к рисованию тренировочного узора. Педагог говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку, Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Во время рисования этого узора педагог ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и педагог следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы — две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы.

Последующая инструкция звучит так: «Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо, Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Инструкция к следующему узору: «Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать последний узор. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Анализируя результаты выполнения задания, следует порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжение узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять последственные указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том, и в другом случае можно ориентироваться на следующие критерии:

  • Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них могут встречаться отдельные ошибки — высокий уровень.
  • Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому — средний уровень.
  • Один узор частично соответствует диктуемому, другой -вовсе не соответствует — уровень ниже среднего.
  • Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому — низкий уровень.

Данные бесед, наблюдений и «графического диктанта» помогут учителю индивидуализировать учебно-воспитательную работу с детьми с тем, чтобы компенсировать имеющиеся недостатки в психическом развитии. Направления такой индивидуализации описаны в предшествующих разделах. Данные наблюдения помогут также решить вопрос о возможности перевода ребенка в следующий класс или о необходимости дублирования им года. При высоком уровне сформированности предпосылок учебной деятельности недостаточный уровень усвоения учебного материала еще не является противопоказанием против перевода ребенка в следующий класс. Напротив, низкий уровень сформированности этих предпосылок, особенно при плохой динамике (малый прогресс за год обучения) является серьезным противопоказанием для перевода в следующий класс, так как школьное обучение в этом случае «проходит мимо» ребенка, не приводя к существенным сдвигам в его умственном развитии.

В ряде случаев целесообразно отложить вопрос о переводе ребенка в следующий класс на конец лета, дав родителям указания о характере работы, которую следует проводить с ребенком в период летних каникул. Задания «школьного» типа в этом случае не рекомендуются: они могут привести к переутомлению, отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Более эффективны общеразвивающие задания, проводимые в «дошкольных» видах деятельности — игре, рисовании, конструировании, слушания чтения, детского радио и телевидения.

admin: