Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного, всестороннего развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определенных критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания также помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом они оказывают влияние на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений. В ходе обучения учащиеся овладевают и методами самообразования, постепенно приучаются к рациональному использованию соответствующих методов организации умственного труда. В результате их работа становится более планомерной, включает систематический самоконтроль, словом, становится более эффективной.
Познавательная деятельность учащихся обусловливает их интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие. Формирование восприимчивости к прекрасному в природе и искусстве, умения оценить эстетическую и моральную ценность произведений литературы и искусства, развитие чувств патриотизма и интернационализма, становление активной позиции в борьбе за общественную справедливость, приобщение к принципам и нормам коллективной жизни — вот одновременно и задача, и функции нравственного и эстетического воспитания, тесно связанные с задачами интеллектуального развития.
Именно поэтому процесс обучения нельзя делить на «части», в рамках которых у учащихся отдельно формируются и развиваются определенные качества, те или иные черты характера, воли, с одной стороны, и осуществляется ознакомление с новым учебным материалом, т. е. с теми знаниями, умениями и навыками, которыми они должны овладеть в соответствии с требованиями программы, — с другой. В действительности овладевание знаниями детьми и молодежью в целом происходит одновременно с развитием определенных чувств и особенностей воли и характера. Именно поэтому уже многие годы и говорится, и пишется о «воспитывающем обучении» или о «воспитательных качествах процесса обучения». От учителя зависит, использованы ли и в какой мере возможности, заключенные в учебном процессе, в организуемой им дидактической деятельности. При этом учитель обязан помнить, что воспитательная работа предполагает глубокие знания, большую педагогическую культуру, такт, выдержку, терпение и систематичность, а ее результаты не проявляются немедленно. В эпоху все более широкого распространения средств массовой информации, все более легкого доступа к шедеврам культуры и искусства, все более частых контактов людей в результате постоянной модернизации средств связи он также должен помнить о необходимости координировать различные воспитательные воздействия на учащихся, и прежде всего поддерживать постоянный контакт с их семьями. Благодаря своим действиям, реализуемым уже с первых дней нахождения ребенка в школе, учитель выступает как соучастник преобразования игры в учебу и учебы в работу; он соответствующим образом направляет развитие этих основных форм человеческой деятельности, наполняет каждую из них социально значимым содержанием.
Расширяющий блок
Огромное значение воспитательному характеру обучения придавала Комиссия народного образования*. Так, например, Гжегож Пирамович, автор «Красноречия и поэзии для народных школ» (Краков, 1772), писал: «Привить учащимся молодым людям любовь к добродетели и истине, сделать из них добрых людей, добрых граждан, добрых служащих, предостеречь и охранить от ошибок разума… от использования… талантов во зло, очернить в их глазах подлость, ловкачество, обман, притеснение невинных, измену Республике — было моей главной задачей по сравнению с изложением… правил красноречия и выработкой хорошего стиля речи и письма».
Воспитывающее обучение должно, по его мнению, привести к тому, что каждый гражданин «…стал полезным и себе, и другим».
Комиссия народного образования была создана в Польше в 1773 г. и работала до 1794 г. Целью создания этой Комиссии, которую можно рассматривать как первое в истории Европы министерство просвещения, было решение вопросов использования средств распущенного ордена иезуитов. Однако деятельность Комиссии носила более глубокий характер: была создана система просвещения, охватывающая начальные и средние школы, организована подготовка учителей, реформирована высшая школа, разработаны новые учебные программы и учебники, изданы предписания, определяющие задачи системы просвещения и воспитания, права и обязанности учителей и школьной администрации. Большой заслугой Комиссии явилось устранение монополии костела в области воспитания, распространение передовых педагогических идей, создание очень хороших для своего времени учебников. Своеобразным признанием больших заслуг Комиссии является ежегодное присуждение лучшим работникам системы просвещения Польши медали Комиссии народного образования.
Таким образом, уже в конце XVIII в. старались реализовать цель, вокруг которой и сегодня концентрируется учебно-воспитательная работа — стремление к гармоничному сочетанию общественных потребностей с потребностями личности.
Сообщающее обучение |
Поисковое обучение |
1………… 2………… 3. Синтез преподнесенного материала 4………… |
1. Осознание трудности 2……….. 3. Формулировка гипотез 4………… 5. а) В случае подтверждения гипотезы — закрепление и применение приобретенного знания в) В случае обнаружения ошибочности гипотезы — … |
5. О какой функции процесса обучения говорится ниже?
Рационально подготовленный и правильно проведенный процесс обучения не только обеспечивает ученикам приобретение определенных знаний, умений и навыков, но и содействует их полному всестороннему интеллектуальному, эмоциональному и волевому развитию, формированию у них требуемых качеств личности.