Процесс обучения был бы односторонним, если бы обеспечивал ученикам приобретение только пассивных знаний, т. е. способность к воспроизводству знаний или приобретению моторной скорости в таких видах деятельности, как, например, печатание на машинке, или в некоторых производственных видах деятельности. Поэтому хорошо, когда учитель создает ситуации, требующие от детей и молодежи не только усвоения и воспроизведения знаний и умений, предусмотренных программой, но и, может быть, даже прежде всего их использования в школьной и внешкольной работе. Учащиеся должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. В ходе самостоятельного решения задачи они проявляют инициативу и находчивость, учатся пользоваться имеющимися знаниями вситуациях, отличных от тех, в которых они их приобрели. При этом в поисках, например, пути решения какой-то задачи они приобретают новые знания и умения, благодаря чему учатся «не для школы, а для жизни». В результате такого обучения они приобретают знания, которые в отличие от знаний «пассивных», знаний, приобретенных исключительно в ходе «книжного обучения», мы будем называть оперативными.
Проблемный блок
Выполните приведенные ниже задания А и Б, проанализируйте их и укажите, в чем состоят различия между «пассивными» и «оперативными» знаниями.
A. (a+b)2 = … . Б. Быстро перемножьте в уме следующие числа: 83 X 83 = … . Если не сумели выполнить задание Б, обратите внимание на то, что 83 X 83 = 832 = 802 + 2 X 80 X 3 + 32 = 6400 + 480 + 9 = 6889.
Оперативные знания играют в образовании современного человека настолько важную роль, что в учебно-воспитательной работе возникает необходимость в специальных мерах, направленных на формирование таких знаний у учащихся различных типов учебных заведений и разных уровней обучения. Именно поэтому принцип оперативности знаний учащихся можно отнести к числу важнейших.
Какие же дидактические правила следуют из этого принципа?
В этих правилах особое внимание обращается на необходимость самостоятельного выявления, формулировки и разрешения учащимися определенных теоретических и практических проблем. В соответствии с ними учащиеся всесторонне анализируют проблему, с которой столкнулись, выдвигают гипотезы, намечающие пути ее разрешения, выбирают лучшую, обосновывают ее, намечают в соответствии с избранной гипотезой план действий, реализуют его, а затем оценивают полученные результаты.
В своей полноте перечисленное определяет проблемное обучение. Исходным пунктом при этом выступает практика (источник знания), от которой ученик переходит к обобщениям (абстрактное мышление), чтобы затем снова проверить их на практике (критерий истинности знаний о мире).
Закрепляющий блок
Перечислите звенья поискового хода обучения. Если не помните, прочитайте заново соответствующий фрагмент пятой главы.
Принцип оперативности знаний учащихся, реализованный в соответствии с рассмотренными правилами, содействует возникновению ситуаций, требующих от учащихся различных видов понимания пройденного материала, т. е. умения делать выводы, проводить доказательства, объяснения и проверки, объединять эти рассуждения с практическими действиями. В итоге учащиеся приобретают не только определенные знания, но и умение использовать их на практике, что представляет собой необходимое условие оперативности знаний.