Принцип связи теории с практикой выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей нас действительности. Формы реализации этого принципа в учебно-воспитательной работе могут быть различными, ибо в познавательной деятельности человека практическим действиям принадлежат разнообразные функции. В частности, они могут означать объединение теории с практикой и объяснение этой связи как источника знаний о мире, как критерия истинности этих знаний, наконец, как совокупности общественно-исторических, личностных и коллективных действий, позволяющих человеку сознательно преобразовывать действительность.Значительное влияние на реализацию рассмотренных форм связи теории с практикой оказывают психофизические особенности развития учащихся. Одни виды теоретических и практических действий преобладают в работе с учащимися младших классов, которые нередко сначала действуют интуитивно и лишь позднее осмысливают свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний, другие же — у их старших товарищей по школе, организующих свою практическую деятельность на основе имеющихся теоретических знаний.
Не могут не сказаться на конечных результатах работы по установлению связи между теорией и практикой и предлагаемые учителем задания на различные виды познавательной деятельности учащихся, такие, как:
- заучивание на память, например: «Приведите определение усеченного конуса»;
- распознавание примеров, иллюстрирующих данное
- понятие, например: «Амеба является одноклеточным организмом» (да, нет);
- различие примеров, иллюстрирующих данное понятие, например: «Какие из приведенных названий организмов являются названиями одноклеточных организмов?»;
- приведение примеров, подходящих под данное понятие, скажем, «Приведите примеры одноклеточных организмов»;
- оценка правильности применения определенного принципа на практике, например: «Если мы уменьшим объем газа в сосуде, увеличивая давление на этот газ, то его температура (повысится, понизится, не изменится)»;
- предсказание правильного применения данного принципа на практике, например: «Давление газа в сосуде вырастет, когда…»;
- применение соответствующего принципа (или принципов) к разрешению данной проблемы, например при диагностике болезни врачом;
- выявление, формулировка и разрешение определенной проблемы;
- выбор нового, творческого, до сих пор не известного в данной области науки пути решения проблемы, заметным образом расширяющего наши знания о действительности.
По мере перехода от познавательных действий, представленных в начале этого ряда, к его концу мы сталкиваемся со все более конкретными формами связи теории с практикой в обучении, что безусловно определяет и результаты такой работы [см.: Davis R.H. etc. S. 65].
Расширяющий блок
Принцип связи теории с практикой в обучении образует теоретическую основу модели познавательных действий учащихся, представленной на рис. б.
Во время обучения в школе учащиеся приобретают знания как бы на трех уровнях: на конкретном уровне (1—3), на уровне образных моделей (2р) и на уровне понятийных структур (2t).
Компоненты содержания знаний на каждом из этих уровней обозначены кружками, а умственные действия, выполняемые при переходе от одних компонент к другим, — стрелками.
На конкретно-практическом уровне осуществляется: восприятие, представление предметов и явлений (1); действия по анализу и синтезу этих представлений (1—2р); практическое понимание изучаемого на основе данных, касающихся структуры явлений и аналогий между ними (2р—2р); создание и преобразование воображаемых моделей предметов, явлений и действий, а также отношений и зависимостей между ними (2р); планирование и контроль деятельности (2р—3).
Рис. 6. Модель познавательных действий учеников:
понятийная структура — 2t; образные модели — 2р; конкретизация — 1 — 3;
На абстрактно-теоретическом уровне учащиеся выполняют следующие умственные операции: абстрагирование и обобщение (1—2); индуктивные (1—2t) и дедуктивные (2t—3, 2t—2t) выводы; доказательство, проверка и объяснение — на основе формальных связей (логических, математических) между утверждениями; изучение и формирование понятийных структур; общие утверждения, эталоны, законы науки, принципы техники, научные теории, научный язык (2t); конкретизация общих сведений в новых практических ситуациях и действиях; прогнозирование, планирование и объяснение явлений, обоснование и проверка прогнозов, планов и объяснений (2—3); действия на конкретном материале, регулируемые умственной работой.
Основой рассматриваемой модели являются следующие принципы, касающиеся развития мышления учащихся:
- Мышление развивается наиболее успешно, а содержание обучения усваивается в самом широком объеме и наиболее прочным образом тогда, когда учащиеся самостоятельно переходят от практики к теории и особенно от теории к практике.
- Познавательная активность учеников быстро возрастает и систематически развивается тогда, когда учащиеся учатся пользоваться имеющимися знаниями в процессе приобретения новых знаний.
- Познавательная деятельность учащихся обогащается и совершенствуется, когда они в обучении переходят от выявления и объяснения законов науки к принципам техники.
- Активизация познавательной деятельности учащихся содействует объединение познания с деятельностью, формирование умственных умений и навыков наряду с моторными.
Первый принцип на рис. 6 иллюстрируют вертикальные стрелки, направленные вверх и вниз, второй — стрелки горизонтальные, направленные вправо. Стрелки (1—2) и (2—3) определяют направление промежуточное, наклонное. Они показывают составные части обоих направлений.
Третий принцип характеризует переход от структуры (1—2—3) к структуре (1’—2’—3′), а четвертый — переход от умственных, теоретических и практических действий к выработке навыков и умений работать с помощью приборов (2t’—2p’—3′).