МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Methodos — по-гречески «путь», «способ поведения». Под методом обучения мы будем понимать «систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы», овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике [Okon W. 1970. S. 194].Методы работы с учащимися учитель должен подбирать с учетом возраста учеников, характерных особенностей предмета обучения, а также учебных целей и задач, которые нужно достичь в ходе данного урока или данной методической единицы. Например, было бы ошибкой использование лекционного метода в работе с учениками начальных классов. Так же ошибочно изучение физики и химии в средней школе главным образом с помощью этого метода или его применение на уроках по любому предмету при проведении контроля и оценке результатов работы учащихся.

Наличие указанных выше факторов, которые необходимо учитывать при отборе методов обучения, означает, что эти методы существенным образом отличаются от дидактических принципов и правил, соблюдение которых является обязательным в процессе обучения независимо от предмета, уровня подготовки учащихся и целей обучения. Дидактические принципы и правила, устанавливаемые на основе закономерностей, присущих процессу обучения, определяют собой всю деятельность преподавателя и учащихся, в то время как методы обучения определяют лишь способы достижения и решения поставленных целей и задач. Таким образом, если формулировка принципа дает ответ на вопрос, почему следует учить так или иначе, т. е. систематически, наглядно, активизируя деятельность учащихся и т. п., то выбор методов обучения позволяет получить ответ на другой вопрос, а именно, как это следует делать в ходе преподавания разных предметов, на различных уровнях учебной работы, с учетом принятых целей и задач обучения.

Следовательно, можно сказать, что выбор методов обучения, представляющих важное звено в системе «цели — содержание — методы — организационные формы — средства обучения», зависит от остальных звеньев этой системы. Кроме того, он зависит от уровня педагогического мастерства учителя, от условий, в которых протекает его работа

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт